Весна – это время не только видов на урожай, но и сверка планов по машиностроению. Касым-Жомарт Токаев принял в Ак Орде председателя совета директоров АО «Группа компаний Allur» Андрея Лаврентьева, где представитель отечественного промышленного капитала рассказал о планах развития автомобильной отрасли. Пожалуй, главным моментом стал проект строительства в Костанае нового завода по производству автомобилей Kia с южнокорейским индустриальным партнером Kia Corporation.
Ах, Kia!
В группу компаний «Allur» входит автомобилестроительная компания «СырыаркаАвтоПром», которая имеет свой автозавод в Костанае. В различных подразделениях группы работает свыше 6 тысяч сотрудников, где более 2,5 тысяч приходится непосредственно на автомобильный завод.
На территории Республики Казахстан «Allur» является производителем и дистрибьютором автомобилей Chevrolet, Kia, JAC и Lada. Крупноузловая сборка машин южнокорейского бренда запущена в 2021 году. В январе 2023-го на Костанайском автозаводе было налажено CKD-производство кроссовера Kia Sportage – мелкоузловая сборка, а также сварочные и покрасочные работы в цехах. Тогда же «Allur» анонсировал запуск линии по мелкоузловой сборке Kia Cerato уже в текущем году.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в 2022 году продажи Kia по республике выросли на 48,6 %, до 14,4 тыс. новых автомобилей, что позволило южнокорейскому бренду занять 11,7 % рынка и третье место по продажам после Chevrolet и Hyundai.
Модели Kia стабильно занимают позиции в рейтинге Топ-10 продаж, а в феврале они увеличились в 2,2 раза год к году, до 1,8 тыс. машин в месяц.
По поводу строительства нового автозавода Kia в компании «Allur» сообщили, что детали проекта будут доведены до сведения общественности позднее, однако в целом он укладывается в формат повышения локализации производства автомобилей на казахстанских мощностях. Все это потребует новые производственные кадры, чем уже занимаются Костанайский колледж автомобильного транспорта и высшая инженерная школа Allur.
Строительство завода
Проектирование и последующее сооружение автозавода предполагает использование всей нормативно-законодательной базы РК в части требований к машиностроительным объектам данного типа. Обязательно будут учитываться производственные наработки Kia Corporation, которая является одним из бесспорных лидеров мирового автопрома с сетью заводов в разных странах. Плюс неизбежные поправки на логистические, климатические и погодные особенности Костаная и области.
Даже базовый перечень требований к таким объектам достаточно широкий. Внутренняя планировка и конструктивное решение здания должны обеспечивать оптимальные условия для работы технологического оборудования и обслуживающего персонала.
Все здания, где размещены производственные линии, должны иметь бытовые помещения и санитарные узлы для персонала.
Производственное помещение должно позволять без особых сложностей расширять производственные линии и модернизировать оборудование.
Поверхность стен и пола должна быть устойчивой к механическим повреждениям, воздействию технических масел, растворителей и других жидкостей.
Пол внутри зданий должен обладать высокой износостойкостью и механической прочностью.
Размещение предприятий осуществляют с учетом наличия санитарной зоны между производственными объектами и жилыми домами.
Капитальное строительство предполагает применение традиционных технологий и стройматериалов: кирпич, литой бетон, блоки и другое. Капитальные типы сооружений характеризуются наиболее продолжительным сроком службы и высокой стоимостью первоначальных затрат.
Каркасное строительство является современной технологией возведения зданий, где на металлический каркас фиксируют стальные профлисты или сэндвич-панели. Данный тип сооружений отличается высокой скоростью возведения и доступной ценой.
Оба варианта имеют как свои преимущества, так и недостатки, поэтому выбор делается в зависимости от комплекса сооружений.
Ну и при каждом базовом варианте тоже существует масса нюансов от качества используемых при строительстве материалов до сложности монтажа предполагаемого оборудования.
Производственный процесс
Технологии производства автомобилей отличаются в зависимости от их предназначения – спецтехника, гоночные машины и эксклюзивные суперкары собираются на небольших специализированных фабриках. А серийный выпуск можно наладить только на полноценном заводе.
Крупноузловая сборка – SKD (Semi Knocked Down, «полуразобранный») – это начальный шаг любого автосборочного предприятия. Как любой первый шаг на малознакомой территории, он предполагает знакомство с новым рынком и его трудовыми ресурсами.
Даже если в данной конкретной стране уже выпускаются автомобили других компаний в похожей потребительской нише, то это вовсе не гарантирует, что у нового игрока машиностроения все пройдет гладко, поскольку всегда и везде важны детали.
Технология CKD (Completely Knocked Down, «полностью разобранный») – это уже полноценный автозавод. Обычно машиностроительное предприятие, работающее по полному производственному циклу, имеет в своем составе цех штамповки кузовных деталей. На листовой металл у каждого из автопроизводителей есть свои требования к поставщикам по его прочности и другим характеристикам.
Дальше из металла специальными и очень мощными прессами штампуются кузовные детали. Пресс-формы стоят дорого, поэтому многие автопроизводители уже отказались от выпуска, например, трехдверных хэтчбеков – спрос на них ниже, чем на пятидверные, а боковина кузова требует отдельного штампа.
Процент штампуемых деталей каждая компания, занимающаяся локализацией, и ее индустриальный партнер обговаривают индивидуально и под стратегию развития и присутствия на рынке.
Сварка – это едва ли не самый эффектный и зрелищный процесс в создании автомобиля. Со склада или цеха штамповки привозят детали, а дальше специальный конвейер в определенном порядке доставляет их на участки сварки, где одни огромные металлические роботизированные «руки» легко подхватывают нужные «железки», а другие – сваривают их между собой со снопами искр.
Ручная сварка на современных заводах используется только для совсем простых операций, поэтому вероятность брака минимальна. Кроме того, сварочные линии – достаточно гибкие, что позволяет производить кузова сразу для нескольких моделей.
После сварки на кузов навешиваются подвижные элементы – двери, капот, крышка багажника. Дальше будущий автомобиль отправляется в окрасочный цех – здесь также все процессы автоматизированы.
Сначала остов погружается в специальную ванну для нанесения антикоррозийного покрытия. Затем наносятся грунт, основа и лак.
Окрашенный кузов «переезжает» в сборочный цех. И, пока он медленно едет по конвейеру, к нему прикручивают все недостающие детали. Монтируется передняя панель в сборе (как правило, для этого используется специальный манипулятор), оптика, вклеиваются стекла.
А самое главное событие – это соединение кузова и ходовой части. На специальной тележке смонтированы двигатель, трансмиссия, передняя и задняя подвески. И в строго определенный момент «низ» начинает подниматься, после чего сборщики фиксируют детали на своих местах.
Наконец, устанавливаются недостающие детали интерьера, сиденья, колеса, в автомобиль заливаются технические жидкости – антифриз, бензин, масло, тормозная жидкость. А лист со специальными кодами, прикрепленный к каждой машине, позволяет свериться, действительно ли он оказался в нужной комплектации и нужного цвета – это контролируется на каждом участке сборки.
Потом тестовый участок с ходовыми испытаниями. Если все в порядке, то автомобиль отправляется на площадку готовой продукции.
Вопрос выбора
Описанный выше производственный процесс требует выбора специального оборудования.
Сначала рассчитывается количество собираемых на предприятии автомобилей. Потом определяется точность сборки. Высокая производительность и точность соединения сборочных единиц достигается в первую очередь при помощи механизированного оборудования с минимальным участием человека.
Инструмент может быть с приводом посредством электричества, давления сжатого воздуха или жидкости. Также весь инструментальный набор можно разделить по принципу действия на ударный и вращательный: молотки, кернеры, зубила, крейцмейсели, дрели, шлифовальные машины, гайковерты.
При сборке еще используются подставки, поворотные столы, стенды для сборки коробок передач и двигателей, приспособления для прессовки шестерен, втулок, подшипников на валы.
Сборка не может осуществляться без последующего контроля. Для осуществления операций проверки качества применяют специальные контрольные приспособления, стенды для определения эксплуатационных параметров собранного агрегата или автомобиля в целом.
При сборке крупных агрегатов часто требуется подъемное и транспортное оборудование. Это могут быть подъемники с электрическим или гидравлическим приводом, различные кран-балки, тельферы, электротали.
Для транспортировки применяются электрокары, электропогрузчики, тележки, конвейеры.
Сборка осуществляется в соответствии с технологической цепочкой. Соответственно и рабочие места сборщиков должны располагаться одно за другим по технологии операций.
Все оборудование, приспособления и инструмент должны быть исправными и использоваться только по назначению.
Техника безопасности на таких производствах – это отдельная отрасль знания и требует специальных профессионалов, которые доводят ее требования до рабочих и строго контролируют степень усвоения и выполнения.
Профессии, которые заняты в автопроме, требуют отдельного повествования, и мы данную тему уже затрагивали.
Прогресс
В автомобилестроении прогресс – это непрерывный процесс. Активная производственная деятельность «СырыаркаАвтоПром» показывает, что компания готова к вызовам времени, «болезням» роста и способна на все это адекватно реагировать.
Пандемия коронавируса, вызовы в мировой экономике не помешали автозаводу в Костанае наращивать производство в то самое время, когда зарубежные коллеги по отрасли были вынуждены его сворачивать или вовсе останавливать.
Интерес президента к трудовым будням группы компаний «Allur» тоже совершенно закономерен. Значимость таких компаний для машиностроения Казахстана трудно переоценить.
Тот факт, как успешно Костанайский автозавод осуществляет индустриальное партнерство с Kia Corporation, вселяет обоснованную уверенность что и новый завод Kia будет качественным и взаимовыгодным проектом по технологии win-win (выиграл – выиграл).
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости