У финансовых мошенников, как и у представителей любой другой незаконной деятельности, бывают свои неудачные дни. Наша знакомая молодая дама Светлана рассказала поучительную историю из личного опыта. Сразу сообщим ее суть: у аферистов ничего не получается, когда человек, избранный ими в качестве жертвы, готов к контакту с такими типами.
В обеденное время Светлана просматривала ленту новостей, где в рандомном порядке было все – от мемов с котиками до перспектив сбережений в «баксах». Взгляд зацепился за совместное обращение казахстанских банков и мобильных операторов, где Beeline, Eurasian Bank, Forte Bank, Halyk Bank, Home Credit Bank, Jusan Bank, Kaspi Bank, Kcell, Nurbank, Tele2/Altel, Банк Центр Кредит, Банк VTB (Казахстан) рассказывают, как распознать мошеннический телефонный звонок и что нужно делать в этом случае.
Не успела наша героиня перелистнуть страницу, как раздался звонок. Высветившиеся цифры указывали на заграничный телефонный номер. Звонивший молодой (судя по голосу) человек представился сотрудником банка и сообщил, что со счета Светы пытаются перевести деньги.
Названный банк, кстати, фигурирует в списке участников обращения к клиентам. Тогда дама сказала: «А почему вы звоните с зарубежного номера? В вашем банке такие звонки запрещены!»
На это преступник сказал, что в функции его подразделения входит работа и с казахстанскими клиентами, и с нерезидентами, и с теми гражданами РК, которые могут находиться по различным причинам за пределами страны. И вот, чтобы оперативно связаться менеджеры используют разные линии. Он просто не стал переключаться, вдруг Светлана сейчас на отдыхе где-нибудь в Таиланде?
Потом предложил перейти в WhatsApp, где он сможет скинуть ей скан служебного удостоверения. Проблема в том, что у нашей знакомой в названном банке реально есть депозит, который по меркам представителя среднего класса Алматы не маленький. Но и инструкция по противодействию мошенникам была прочитана за секунды до звонка.
«В вашем банке сотрудникам нельзя общаться с клиентами по WhatsApp, разве вы до сих пор не усвоили должностную инструкцию?» На это аферист с ходу отреагировал: «Да, нельзя. Но нам же нужно срочно решать проблемы клиентов, поэтому приходится действовать максимально оперативно. Если клиент банка пострадает, с нас спросят строже, чем за не ту линию связи. А в вашем случае дело серьезное: преступники пытаются взломать личный кабинет».
Ну а потом Света заявила: «Отделение вашего банка у меня через дорогу (в реальности, разумеется, не так), сейчас пойду и разберусь с менеджерами в чем дело». Вот после этих слов мошенник просто положил трубку.
Ну а наша знакомая задумалась, смогла бы она так легко провести разговор, не прочитай предупреждающую информацию накануне. В кругу знакомых Светланы есть люди, пострадавшие от телефонных мошенников. Причем не только по линии якобы звонков из банков, но и «ваш сын совершил преступление, переведите деньги и мы его отпустим прямо сейчас» (у женщины реально есть сын).
На этой почве Света периодически задумывалась, сможет ли правильно поступить в аналогичной ситуации, но лично ей не звонили даже в период, когда по рассказам знакомых телефонные преступники активизировались как клещи в горах по весне.
И вот все-таки час настал, к тому же очень удачно. Наша героиня сразу написала пост и разместила на своих страничках в социальных сетях, разослала с помощью мессенджеров по сообществам, в которых состоит и пару знакомых предупредила персонально. Не забыла и поблагодарить судьбу за чрезвычайно актуальную подсказку.
Большинству людей не нужно лишний раз напоминать, что мы живем не на планете розовых пони, а потому стоит проявлять бдительность. Однако история с финансовыми мошенниками – это не то же самое, что электричество в розетке. Про электрическую розетку и 220 вольт рассказывают со школы, опять же есть родители, пока ребенок совсем маленький. А вот в случае с телефонным звонком преступник и потенциальная жертва находятся на прямой связи и без дружественных к человеку посредников.
Поэтому функцию защитных барьеров и выполняют обращения банкиров и связистов, специальные предупреждающие публикации в масс-медиа. Отдельные слова благодарности нужно сказать в адрес мобильных операторов. С помощью специальных производственных решений они ограничили возможности преступников по применению специальных сервисов, в результате использования которых мошенники меняли свои заграничные телефонные номера на якобы казахстанские.
Уже ни для кого не секрет, что подавляющее большинство телефонных мошенников находится за пределами Казахстана. Это, кстати, создает дополнительные проблемы наказания преступников и возвращения украденных финансов их законным владельцам.
Вместе с тем, не стоит смотреть только на номер. Независимо от того, с какого номера вам звонят – с казахстанского или зарубежного, с Whats app или через любые другие средства связи, если у вас спрашивают личные данные, предлагают скачать приложение, перейти по неизвестной ссылке или под диктовку совершить определенные действия со своими счетами, разговор необходимо прервать.
При звонке с известиями о неприятностях с деньгами на ваших банковских счетах нужно разрывать разговор и самим перезванивать в колл-центр вашего банка. Здесь можно оперативно сообщить о подозрительном звонке и удостовериться в сохранности своих активов.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости