На Западе государственные управленцы и политики всегда активно занимаются созданием и поддержкой машиностроительных предприятий, потому что их работники гарантируют – высокое качество и производительность труда, налоги, здоровые семьи и безопасность на улицах.
В Казахстане в последние годы активно развивается машиностроительный кластер. И если продукцию в виде автомобилей, тракторов, автобусов отечественной сборки обыватель в той или иной форме наблюдает постоянно, то социальная сторона в основном находится в тени. Между тем, отрасль требует разнообразных производственных рабочих во все больших количествах, а это зарплаты, налоги, компетенции, социальная стабильность и много чего еще, объединяемое понятием «линия жизни».
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПРОЛЕТАРИАТ
Классический промышленный пролетариат остался в прошлом веке. Это относится как к количественным, так и к качественным показателям. Дело в том, что номенклатура товаров и их объемы, выпускаемые с помощью современных рабочих, постоянно растут, а аналогичного увеличения рабочей силы не происходит. Наблюдаемая картина является следствием того, что производственные сотрудники стали гораздо более продуктивными в плане производительности труда.
Есть масса примеров, как аналогичные объемы стали, проволоки, шурупов, подшипников делают комбинаты, на которых занято в 100 (сто!) раз меньше персонала, чем в XX веке. Все это меняет не только численность работников, но и их характеристики. Современные квалифицированные промышленные рабочие по своим компетенциям и навыкам легко сопоставимы с дипломированными инженерами прошлого столетия.
Конкретно казахстанский автопром требует слесарей МСР (механосборочных работ). Данная профессия из категории «человек – техника». В самом широком смысле слесарь МСР – это специалист, занимающийся подгонкой, компоновкой деталей и сборкой из них готового изделия. На машиностроительных и металлообрабатывающих предприятиях такие кадры работают в цехах, предусматривающих слесарные и сборочные работы.
Здесь важно уточнить. Если предприятие небольшое, то на нем как правило работают обычные слесари. Слесарь МСР – это индикатор крупного производства, где применяется специализация на отдельных направлениях. Труд слесаря МСР относится к числу работ со средними физическими нагрузками.
Сварщик машинно-контактной сварки – это рабочий, выполняющий сварные работы на специальных машинах контактной сварки. Дело в том, что есть еще машины прессовой сварки, но это другая специализация. Такой сварщик должен знать контактные машины (устройство, принцип работы, обслуживание), уметь читать чертежи, знать технологию сварки и основы электротехники.
Мы сейчас опускаем такие вещи, как техника безопасности и пожарно-технический минимум, которые обязательны для всех категорий производственных рабочих. А вот использование различных контрольно-измерительных приборов и знание видов сварных соединений – это уже входит в профессиональный профиль сварщика машинно-контактной сварки.
Маляр порошковой покраски – это человек, который профессионально работает с электростатическим эффектом (при нем краситель электрически заряжен, из-за чего удерживается на поверхности). Маляр наносит порошковые краски на самые различные поверхности, при необходимости применяет замедлители коррозии. Для этого он должен знать виды, официальные и обиходные наименования, особенности использования различных красящих составов.
Чтобы качественно окрасить поверхность, нужно знать не только правила ее подготовки к окрашиванию, но и технологию нанесения красящего порошка. В компетенцию маляра порошковой покраски входит методика оценки готового лакокрасочного покрытия и качества собственной работы. Последний момент особенно важен: если рабочий знает, что от него требуется в конечном итоге, тогда и трудовой процесс легче выстроить оптимально.
Когда мы говорим о профессии, в которой трудно переложить свою вину на кого-нибудь другого, то сразу возникает машинист компрессорных установок. В его функциональные обязанности входят манипуляции с различными видами технологических компрессоров. Так ли иначе, этот специалист отвечает за весь цикл работы техники.
Стандартный, но далеко не полный набор работ такого специалиста: обслуживать основные составляющие технологической цепочки; обслуживать узлы подключения и системы распределения масел; следить за правильностью расходования воды, антифриза и других технологических жидкостей; запускать и останавливать агрегаты по распоряжению руководства либо по мере необходимости; выполнять простые регулировочные работы на вверенном участке; обслуживать отдельные технологические компрессоры; регулировать рабочие режимы агрегатов на производстве; оперативно переключать низковольтные электроустановки в положенные режимы; отыскивать и устранять простые неисправности в используемом оборудовании; вести ремонтные формуляры.
ОБЩИЙ ПЛАН
Помимо профессий, являющихся профильными для того или иного машиностроительного предприятия, есть такие рабочие специальности, которые могут использоваться не только в автопроме, например. Однако машиностроительный кластер Казахстана формирует общую среду, благодаря которой выбор данной группы профессий расширяет поле для трудовой реализации ее представителей.
Водитель погрузчика (кара) – это специалист, который управляет погрузчиком и всеми механизмами, приспособленными для погрузочно-разгрузочных и грузозахватных работ. Водитель несет ответственность за сохранность этих грузов, поэтому должен обращаться с ними аккуратно, тщательно и неторопливо. Вообще-то в последнем пункте немного спорный момент, поскольку аккуратность, тщательность и неторопливость совершенно не означают медлительности. Карщик должен выполнять свои функции качественно, но в том ритме, который требует производственный процесс.
Инженер по инструменту – это специалист, который обеспечивает предприятие необходимыми приспособлениями и устройствами, ремонтирует их и восстанавливает. Он определяет потребность организации в режущем, слесарно-монтажном, измерительном и другом инструменте. Принимает участие в разработке проектов инструментальной подготовки производства.
Электромонтер – это обобщенное название минимум пятидесяти профессий. Из-за чего большинство рабочих, специализирующихся на разном оборудовании и занятых в отличающихся отраслях производства без дополнительной подготовки не могут выполнять обязанности друг друга. Вместе с тем, общий профессиональный фундамент обеспечивает возможность сравнительно быстрого переобучения.
В общем смысле электромонтер – рабочий, полностью обслуживающий электрооборудование на вверенном участке, отвечающий за монтаж, ввод в работу, безотказную эксплуатацию, ремонт и замену.
Если мы возьмем должностные обязанности, то они у всех электромонтеров будут примерно одинаковые: обслуживать оборудование; контролировать показания приборов, режимов и параметров работы; обеспечивать безаварийную работу на заданных режимах, экономию электроэнергии; реагировать на внештатные ситуации, оперативно ремонтировать или менять вышедшие из строя комплектующие.
Слесарь КИПиА – он же слесарь контрольно-измерительных приборов и автоматики. В производственной семье слесарей это довольно изощренная специализация. Такой рабочий обслуживает, ремонтирует и эксплуатирует различное контрольно-измерительное оборудование и системы автоматического управления.
Оперативно дежурный слесарь КИПиА подчиняется мастеру производственного участка (МПУ) и кроме обязанностей у него имеются права. Например, он может оспорить действия или приказы своего непосредственного руководителя перед вышестоящим начальством, если они нарушают правила по охране труда и технику безопасности. Ну а если работы могут нанести вред здоровью и жизни, то такой специалист обязан от них отказаться.
ТРУДОВОЙ ВЫБОР
Местная трудовая традиция идет от советского периода, который ознаменовался стремительным ростом рабочих профессий и рабочего класса как такового. В середине 80-ых годов прошлого века самой массовой социальной группой в Алма-Ате были именно рабочие.
Изменения 90-ых годов получились болезненными и наложились на деиндустриализацию республики в обрабатывающих отраслях. В середине нулевых годов началось постепенное возвращение обрабатывающих производств в экономику. Серия глобальных кризисов последних десятилетий явно подстегнула данный процесс. Разумеется, новая индустриализация сильно отличается от опыта 30-ых годов в Советском Союзе.
Сюжеты из Южной Кореи показывают, что работа на предприятиях автомобильной промышленности является очень конкурентоспособной по сравнению с другими сферами занятости. Многие молодые люди в этой стране предпочитают профессиям юриста, экономиста, чиновника или полицейского работу на автозаводе. Физические нагрузки на производственной линии всегда будут выше, чем в офисе, зато ниже стресс и морально-психологический износ.
У производственных рабочих неожиданно обозначилось преимущество перед теми, кто работает дистанционно. На автомобильном заводе четкие сроки рабочего времени. Даже если вопрос идет о сверхурочной работе, она тоже регламентирована. А вот у людей из офиса граница между рабочим временем и личным часто совершенно пунктирная и размытая.
По мере развития машиностроения в Республике Казахстан и роста локализации сложных производств растет как количественный состав производственных работников, так и их профессиональное разнообразие.
Когда речь идет о крупных предприятиях вроде «СарыаркаАвтоПром» (производство автомобилей) и «АгромашхолдингKZ» (выпуск сельхозтехники) в Костанае, «КазТехно» (сборка автобусов, в том числе школьных) в Карагандинской области, то мы уже имеем дело с сотнями единиц квалифицированных рабочих. Такие люди не только создают востребованную продукцию в Казахстане и на рынке ЕАЭС, но и формируют здоровый социум.
В Казахстане вклад сложных производств в социальную и политическую стабильность часто остается недооцененным, а на Западе социологи и психологи давно и подробно изучили этот вопрос. Поэтому государственные управленцы и политики всегда активно занимаются привлечением машиностроительных предприятий, поскольку они создают мультипликативный эффект по широкому кругу вопросов – от качества трудовых ресурсов и налогов до здоровых семей и безопасности на улицах.
Индивидуальная изменчивость людей очень высокая и в популяции всегда есть те, кто с радостью будет работать на промышленном предприятии. Современный рабочий машиностроительного завода – это грамотный специалист, взаимодействующий со сложной техникой и содержащий себя и свою семью. Такие люди по своему психотипу не станут «офисным планктоном», поэтому всегда хорошо, когда для них есть возможность овладения промышленной профессией и имеются предприятия, которым нужны такие кадры.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости