Проект группы компаний «Allur» по строительству в промышленной кооперации с Kia Corporation нового автозавода Kia в Костанае – о чем Андрей Лаврентьев сообщил президенту Касым-Жомарту Токаеву на встрече в Ак Орде – резко повысит потенциал автопрома Казахстана.
Сложные производства с высокой добавленной стоимостью обладают ценностью сами по себе, а автомобильный завод – это вообще драгоценность, поскольку одно производственное рабочее место на нем создает 8-9 позиций в смежных отраслях.
Два брата-гиганта
Южнокорейский автомобильный концерн Kia Corporation в одних случаях правильно рассматривать в связке с Hyundai Motor Group, которой как материнской компании принадлежит 33,8 % акций, а в других лучше самостоятельно.
Две этих компании, каждая из которых огромна сама по себе, действуют как два корабля. Там, где выгодно с точки зрения бизнеса и производства, они работают совместно, а где удобнее совершать индивидуальный маневр – каждый из гигантов двигается автономно.
В отличие от советских заводов по производству часов («Слава», «Полет», «Чайка»), которые находились не столько в конкуренции, сколько в соперничестве, автомобили Kia и Hyundai все-таки оперируют на высококонкурентном рынке даже тогда, когда речь идет о продажах на казахстанском поле.
С другой стороны, есть заводы, на которых одновременно выпускаются модели брендов Kia и Hyundai, что свидетельствует о гибкости, интеграции и умелом взаимодействии двух автопроизводителей.
В Сеуле и рядом с ним 3 (три!) завода Kia. Самый большой расположен в городе Хвасон –KIA HWASUNG. На заводе производится полный цикл сборки автомобиля с нуля, начиная от штамповки метала из сырья. Проводится сварка, окраска, изготовление многих деталей подвески и интерьера. Только некоторые пластиковые элементы привозятся с других заводов КIA. Всего в Южной Корее у компании 8 заводов.
Процесс сборки начинается от выштамповки кузовных элементов из ровного листа металла с последующим соединением в единое целое. Будь то дверь, капот или иной крупный кузовной элемент. После сборки кузовных элементов их отправляют на склад, а с него умные роботы доставляют необходимые элементы и в нужном количестве на следующий цех сборки кузова в единое целое.
В цеху сварки тоже работают роботы «принеси-подай» и роботы-сварщики. На выходе получается полностью собранный кузов, который потом отправляется на оцинковку и покраску.
Выкрашенные кузова поступают в цех установки силовых агрегатов, шасси, элементов интерьера и экстерьера. На данном этапе сборки уже заметно присутствие работников. Роботы еще не умеют делать многое, тем самым сохраняются места для обычных производственных рабочих.
Автозавод в Хвасоне выпускает в нековидный год по 540 тысяч автомобилей. Сравнительно небольшое количество рабочих в цехах не означает безлюдности предприятия. Просто многие операторы, наладчики, инженеры по инструменту, слесари КИПиА остаются за кадром. А вот водителей на 12-ти испытательных трассах можно увидеть много.
Самый большой
Крупнейший автомобильный завод мира в южнокорейском городе Ульсан от «Hyundai Motor» из разряда индустриальных чудес света. Поэтому ничего удивительного в том, что уникальное предприятие активно притягивает к себе индустриальных туристов (есть и такая категория).
Можно говорить о том, что данный завод – краеугольный камень южнокорейской автомобилестроительной индустрии. Он занимает площадь в 500 гектаров (5 квадратных километров).
Каждый день с конвейера сходят пять тысяч шестьсот новых автомобилей. В год завод может выпускать полтора миллиона легковых машин, минивэнов и внедорожников. Примерно две трети из них отправляются на экспорт. На заводе работают тридцать четыре тысячи сотрудников.
Завод разделен на пять площадок, каждая из которых выпускает определенные «свои» марки автомобилей. Это автономные и самодостаточные площадки для производства авто.
По сути, гигантское предприятие «Hyundai Motor» – это автомобилестроительный город со всей полагающейся инфраструктурой. Он имеет разветвленную сеть автомобильных дорог с покрытиями 32-х видов, пожарное депо, больницы, собственный порт, который одновременно может принимать 3 большегрузных судна (вместимостью до 50000 тонн), системы канализации и водоочистки.
При этом компания не забывает о природе. Чем-то, безусловно, при строительстве пришлось пожертвовать, однако взамен на территории концерна было высажено 50000 новых деревьев.
Галопом по автопрому
Автомобильный завод Toyota Motor Corporation в городе Тоёта префектуры Айти способен удивить. Можно сказать в эпицентре «Бережливого производства» (метод Toyota), где заодно находится штаб-квартира компании, на удивление малое применение роботов при сборке. Здесь упор на человеческий капитал и высочайшую точность исполнения производственных процессов.
Завод поражает компактностью и очень плотной расстановкой оборудования. Многоуровневые эстакады, бесконечные кабель-проводы, пешеходные мостики для экскурсий. Каждый кубический метр здания используется в производстве.
По конвейеру двигаются автомобили разных цветов и комплектаций. Toyota не работает «на склад». Интересно, что запас деталей на производстве составляет всего 1,5 часа. А на линии доходит до 30 минут. Такая совершенная логистика позволяет существенно экономить на себестоимости каждого автомобиля, однако ковидный 2020-ый год устроил компании чудовищное испытание на прочность.
Обычно завод работает в две смены: 1-ая с 7 утра и до 16 часов, 2-ая смена с 16 часов до 24-х. В остальное время ремонтники обслуживают оборудование. При необходимости завод может работать и в три смены.
В городе Боулинг (штат Кентукки) в свое время был построен новый автозавод «Корвет», куда перенесли производство уже выпускавшегося спортивного автомобиля Chevrolet Corvette. Пусть с 1953 года у этой модели сменилось 8 поколений, однако завод в Боулинге производит только «Корветы».
В «General Motors» считают, что это для них самый важный автозавод из всех существующих производств компании. Видимо, легендарные автомобили обладают способностью формировать целые автомобильные заводы с 1422 сотрудниками под себя. Тогда как стандартно автозавод сам диктует удобную ему линейку брендов.
Завод марки Haval (премиальное подразделение Great Wall) в китайском Сюйшуе – это один из четырех действующих заводов данного бренда. Общая площадь завода равна 13 кв. км, а его производственная мощность составляет 500 000 автомобилей в год.
Сердце предприятия – это производственные цеха, в которых налажен полный цикл производства: от штамповки деталей до покраски и сборки готовых автомобилей. Кстати, именно на этом предприятии расположен самый большой в Китае сборочный цех площадью 7000 кв. м.
Каждый производственный процесс ведется с применением последних достижений техники и робототехники. Все вредные циклы роботизированные (только в сварочном цехе работают 526 роботов), любой этап производства проверяется на соответствие качества и безопасности. Выносливость каждой единицы техники испытывается в специально оборудованных дождевых и ветровых камерах. На заключительном этапе машины тестируются на 2,5 километровом треке, снабженном 10 различными видами покрытия.
Синергия
«СарыаркаАвтоПром» (входит в ГК «Allur») по факту самая большая жемчужина в короне казахстанского автопрома. Первые производственные корпуса ее Костанайского автозавода были построены еще для Кустанайского моторного завода на излете СССР в конце 1980-ых годов. То предприятие обанкротилось еще в «нулевые» годы, тогда как автомобильная компания буквально пробегает те этапы производственного пути, которые обычно в отрасли проходят, и часто медленно.
За прошлый год автомобильный завод в Костанае выпустил 70 тысяч единиц готовой продукции, закрыв половину общего выпуска транспортных средств по Республике Казахстан. Что характерно, вся эта продукция не затаривается на площадках, а резво находит своего покупателя. В свете последних геополитических пертурбаций автомобили местной сборки вообще разлетаются как горячие пирожки, в том числе и на рынке ЕАЭС.
Вполне естественно, что Костанайский автозавод был фаворитом в деле промышленной кооперации с южнокорейскими партнерами. Вопрос не только в производственных корпусах (которых с советских времен стало гораздо больше) и гибких технологических линиях. Группа компаний «Allur» четко поставила вопрос подготовки кадров, который считается одним из самых сложных в отечественном машиностроении.
Новый завод Kia в Костанае по определению потребует новых работников, а без подготовленных людей за такие вещи лучше вообще не браться. Из Южной Кореи в Казахстан можно привезти хоть технологии, хоть комплектующие, но люди все равно будут нужны наши.
Рабочие автопрома хоть и подпадают под классическое понятие пролетариат, но все-таки это трудящиеся XXI века. В цехах уже нет гари, копоти, искр и грохота со всех сторон, на этой почве и культура производства сильно трансформировалась.
Индустриальный партнер «СарыаркаАвтоПром» в лице Kia Corporation – это дополнительные гарантии производственного успеха. Разветвленная сеть автомобилестроительных заводов компании и устоявшаяся экспортоориентированность уже сложились в отработанную технологию присутствия на самых разнообразных рынках.
К тому же при необходимости всегда можно рассчитывать на промышленное плечо «Hyundai Motor», которая в специальных рекомендациях не нуждается.
Стоит напомнить, что «Allur» и Kia начинают не с чистого листа. Крупноузловая сборка моделей южнокорейского бренда стартовала в марте 2021 года. Ну а меньше, чем через год модель кроссовера Kia Sportage перешла в мелкоузловое производство на новой линии. Она включает сборку автомобилей, сварочные и покрасочные работы в специальных цехах. Данные технологии по производству Kia на территории Центральной Азии и СНГ размещены лишь в Казахстане.
Новый завод такой компании как Kia Corporation нужно заслужить. Получается, что отечественные машиностроители своим управленческим подходом, организационным ресурсом, производственными показателями и коммерческой успешностью завоевали доверие бесспорного гранда мирового автопрома. Теперь главное нести знамя успеха ровно и прилежно, не сбавляя темпа.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости