Ободряет современный стиль работы правительства, которое перестало гоняться за сиюминутными результатами в ущерб стратегии и проводит взвешенную политику
В Казахстан приходит понимание того, что у сложных вопросов не может быть простых, легких для понимания и всех устраивающих решений. Примером подхода здорового человека выступает решение правительства по утилизационному сбору. Ставки снижены вдвое, однако остались дробный и дифференцированный подход, плюс надежда на развитие отечественного машиностроения.
ВАЖНЕЕ НЕФТИ
Про утилизационный сбор нельзя сказать, будто он пополняет государственную казну в сопоставимых с доходами от углеводородов масштабах. Зато это такой инструмент промышленной политики, с помощью которого можно сделать много новых линий жизни, которые перекроют совокупные экономические показатели от нефти и газа.
В свое время французский писатель Альбер Камю указал, что когда начинается война, то всякое мнение, не берущее ее в расчет, начинает звучать неверно. Помимо собственно сражений на поле боя, война Москвы и Киева породила гигантскую войну санкций и контрсанкций между Россией и коллективным Западом.
Великие державы опасаются лобового столкновения друг с другом, зато в экономической сфере азартно ищут болевые точки соперника и прицельно бьют по ним. Например, большинство воздушных судов парка гражданской авиации Российской Федерации представляет собой зарубежные самолеты. Из них основная масса не принадлежит российским авиакомпаниям, а находится в лизинге. В условиях, когда США, ЕС, Канада и Великобритания разрывают договоры по лизингу, техническому обслуживанию и страхованию, Россия может столкнуться с большими проблемами в сфере авиационных перевозок.
А вот в плане грузовых и легковых автомобилей, комбайнов, тракторов и другой сельскохозяйственной техники у Москвы таких проблем нет. Зарубежные правительства хоть и грозят перекрыть экспорт тех же автомобилей, но у России в любом случае имеется собственный автопром. Это означает, что стройки, поля, карьеры, рудники, магазины, транспорт, больницы и пожарные депо не будут парализованы.
Богатые природные ресурсы – это козырные карты от Бога. Вот только даже в страну с самыми обильными нефтедолларами можно перекрыть поставки продовольствия, лекарств, средств связи, разнообразной автомобильной техники, коммунального оборудования, стройматериалов, одежды, обуви и много чего еще, после чего может наступить коллапс.
Со времени пандемии коронавируса всему мировому сообществу наглядно продемонстрировано, что чем шире линейка производимых в стране промышленных товаров, тем больше шансов пройти трудные времена с минимальными издержками. Война – это еще более тяжелый стресс для всех систем государства, чем затяжные карантинные мероприятия.
Бог может наполнить природные кладовые, а вот склады с готовой продукцией люди должны загружать сами. Любой производитель сложной готовой продукции заинтересован в рынке сбыта для нее, но никак не в создании нового производства в том месте, куда ее продает. Чтобы у зарубежного производителя появился такой стимул, используются разные методы привлечения его интереса. Здесь и налоговые льготы, и таможенные пошлины, и утилизационный сбор.
Если локализация иностранных образцов техники и модельного ряда на местных производственных мощностях растет, значит, правительство стратегический курс выдерживает правильно. Всегда есть опасность сбиться с верной дороги, поэтому нужно постоянно производить сверку координат и корректировать маршрут. Любой путешественник знает, что дорога в поле, по горам, через реки или лесом – это разные ландшафты и под каждый из них нужно должным образом подстраиваться.
СТАВКИ СДЕЛАНЫ
Президенту Касым-Жомарту Токаеву и правительству пришлось выдержать довольно мощную атаку со стороны компрадоров и популистов, которые требовали отмены утилизационного сбора. В ход шли самые разнообразные аргументы из области демагогии про необходимость помочь населению в трудное время, а для этого ликвидировать утильсбор.
Весьма примечательно, что игра шла не в одни ворота. Ряд экспертов аргументированно акцентировал внимание на объективной пользе утилизационного сбора со стратегической точки зрения.
Ведь если бы не сложился механизм привлечения инвесторов в сектор машиностроения, то многих легковых и грузовых автомобилей, тракторов, комбайнов, прицепов, специальной техники, различного навесного оборудования отечественной сборки так и не появилось бы на свет. Как их не было в 90-ые годы прошлого века, пока государство не встало на путь адекватной промышленной политики.
Сложное положение многих социальных групп Казахстана – это объективный факт. Поэтому снижение ставок утильсбора на 50 % весьма щедрый жест со стороны правительства в адрес населения. В конце концов, любая политика государственного руководства – это вопрос пропорций между удочками и рыбой для своих граждан в каждом конкретно-историческом моменте. Ничего принципиально нового здесь пока не придумано.
Очень важно, что в ставках утилизационного сбора для легковых автомобилей, например, сохранена градация по объему двигателя. До 1000 куб. см он составляет 229725 тенге, от 1001 до 2000 – 536025 тенге, от 2-х до 3-х литров 765750 тенге. Три литра – это главный отсечной барьер: все, что больше – идет по тарифу 1761225 тенге.
Производители автомобильной техники знают, что государство предпочитает ровные цифры при налогообложении. Поэтому достаточно много легковых машин с объемом двигателя 1991 или 1996 куб. см, чтобы они проходили по более низкой ставке.
Когда на разницу в утильсборе можно приобрести вполне рабочий подержанный авто, то для автолюбителя всегда есть повод задуматься об уровне своих запросов. Но раз уж человек сознательно покупает джип с пятилитровым двигателем вместо 2,5, то и соответствующий сбор в казну будет для него справедливым.
Ряд официальных дилеров, не имеющих локализации своей продукции в Казахстане, обещал снизить стоимость продаваемых автомобилей на размер понижения ставки утилизационного сбора. Если это будет сделано не в рамках краткосрочной PR-акции, а всерьез и надолго, то можно будет говорить о своеобразной форме государственно-частного партнерства.
Правительство не отказывается от «зеленой повестки», хотя во взглядах Греты Тунберг много спорных моментов. Поэтому электроавтомобили (как и прежде) сбором не облагаются. Нам кажется вполне разумным, что, когда в Казахстане появится относительно массовое производство собственных электромобилей, к теме оптимального утильсбора для них стоит вернуться. В противном случае республика может остаться чистым импортером иностранной готовой продукции такого профиля.
Официальные лица сразу заявили, что новые ставки утильсбора – это не священные коровы. В будущем они могут быть пересмотрены и скорректированы в зависимости от совокупных факторов и параметров.
Вообще очень ободряет современный стиль работы правительства, которое перестало гоняться за сиюминутными результатами в ущерб стратегии и проводит взвешенную политику. Разумеется, такое еще нельзя сказать обо всех сферах деятельности – фантомы фиктивно-демонстрационных продуктов не уходят из работы бюрократического аппарата за короткий срок, но здесь важна генеральная линия.
В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНОСТИ
Современный мир постоянно усложняется. Данное обстоятельство заставляет органы государственного управления системно развивать свои компетенции и усложняться самим, дабы справиться со все более трудными вызовами. Управляющая система обязана быть более сложной, чем управляемая, а промышленная политика XXI века штука очень мудреная и многосоставная.
Глава государства не может быть специалистом во всех сферах общественной и производственной жизни. Тем не менее, определенное представление о ключевых вещах для развития государства все же требуется. В условиях Казахстана, где фигура президента имеет гипертрофированное значение и действует принцип «делай как я!» по всей властной вертикали, поездки Касым-Жомарта Токаева наряду с рабочими и техническими моментами несут высокую знаковую и смысловую нагрузку.
Поэтому посещение производственного кластера «КАМАЗ», когда президент Токаев находился с визитом в Татарстане – это весьма показательный момент. Креативная экономика, финансовые услуги, ландшафтный дизайн, фан-клубы и выставки домашних животных – все это важно, однако не стоит забывать о базовом фундаменте, на котором стоят все эти дополнительные этажи здоровой экономики. Для промышленных перспектив Казахстана кооперацию с российским автогигантом из Набережных Челнов трудно переоценить.
100 млрд тенге будет направлено на льготное автокредитование в Казахстане. Нулевой первичный взнос и 4 % годовых сроком на семь лет – весьма интересные условия для граждан республики. Особенно это касается тех категорий населения, для кого автомобиль выступает в качестве средства производства или единственной возможности эффективно добраться до места работы.
Будет не лишним добавить, что основная сумма для автокредитов собрана с помощью утилизационного сбора. Правда, для этого финансовый ресурс пришлось забрать из частной структуры в государственную. В свое время РК совершила сильный перекос в сторону приватизации и аутсорсинга. Однако, как показало последующее развитие событий, ключевыми вопросами должно заниматься государство. Тем более, когда речь идет о государственной промышленной политике.
Предприятия общественного транспорта республики получат 30 млрд тенге для обновления автобусного парка. Нулевая ставка означает, что кредит от правительства будет беспроцентным. Стоит добавить, что линейка автобусов казахстанской сборки за последние годы существенно расширилась. В ней и низкопольные автобусы для городских маршрутов, и междугородние, и экскурсионные. Многие машины проходят специальное дооборудование, чтобы эксплуатироваться в зимнее время в условиях Центрального и Северного Казахстана.
Стандартный город республики требует автобусы, машины скорой помощи и противопожарной службы, мусоровозы, автокраны, бетономешалки, бортовые грузовики, фургоны, инкассаторские автомобили, полицейские машины, автотехнику для аварийных служб и много чего еще. Сельская местность – это тракторы, комбайны, прицепы, разнообразные грузовики.
Чем больше подобной техники будет производиться и собираться на местных мощностях, тем богаче и устойчивее станет жизнь и города, и села. Главное работать на данном направлении спокойно и планомерно, без «больших скачков» и падений, разумно соотнося цели и ресурсы.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости