Взгляд на крупнейший мегаполис Казахстана сильно зависит от того, кто на него смотрит. Мы познакомим с ракурсом на Алматы от любителей городского туризма. Эта группа отдыхающих радикально отличается от приезжающих в южную столицу республики ради гор и других живописных окрестностей. Данный контингент казахстанцев и иностранцев привлекают в первую очередь городская инфраструктура, исторические и культурные достопримечательности, местные «фишки» и «сюры» (вариации на тему сюрреализма).
КОНКУРЕНЦИЯ И СЕРВИС
Город – это весьма специфический элемент цивилизации, его базовая опора. Стараниями экс-акима Бауыржана Байбека историю Алматы «удревнили» до 1000 лет, но даже если считать родословную города со второй половины XIX века, то он уже успел пережить Российскую империю, Советский Союз и свой столичный статус в Республике Казахстан.
Алматы – весьма крупный город для населенного пункта, который не находится на побережье и не имеет на своей территории судоходной реки или канала. Как результат, мегаполис гипертрофированно зависит от воздушного сообщения, хотя далеко не все его жители осознают реальную важность аэропорта.
В воздушной гавани, кстати, хорошо бы иметь побольше мест для сидения, да и сам аэропорт объективно должен быть крупнее, учитывая масштаб и авиационную связанность мегаполиса с внешним миром.
В численном выражении любители городского туризма сильно уступают категории «пальма и пляж» (в казахстанском случае можно просто «пляж», судя по количеству отдыхающих на Алаколе и Иссык-Куле). При этом они являются весьма солидной группой, даже если в их ряды не включать секс-туристов (это реально самостоятельная группа, которая только территориально совпадает с «городскими»).
Если мы сравним проживание в отелях Алматы с аналогичными по количеству «звезд» объектами в Боровом, то в денежном выражении мегаполис выигрывает в четыре раза. Здесь не важно, что в курортной зоне критичен фактор природных красот. Ландшафт – ландшафтом, но если отдыхающему в пансионате предоставляемое питание не нравится, то податься ему некуда. В южной столице же кафе, рестораны, заведения быстрого питания, кофейни, бары, кулинарии можно исчислять километрами, где они часто соседствуют друг с другом бок о бок.
Гастрономическая часть алматинского городского туризма – это 10 баллов из десяти возможных. Можно спорить на предмет того, насколько грузинская, итальянская, китайская, корейская или японская кухня в местном исполнении сохраняет аутентичность, но что разнообразие просто восхищающее – здесь вопросов нет. Рестораны Алматы отличаются качественным мясом, у них достаточно широкая линейка вин и других алкогольных напитков.
Широчайший выбор гостиниц и хостелов тоже на любой вкус. Гостиничный фонд города настолько большой, что сохраняет возможность выбора мест проживания даже в пик туристического сезона. Сюда можно приезжать хоть в одиночку, хоть парами, хоть семьями.
Адепты городского туризма любят бродить по пешеходным и парковым зонам, заходить в ТРЦ, сидеть в кофейнях и на террасах ресторанов, посещать кинотеатры. Те, кто не знает, насколько Алматы был зеленым городом в прежние годы, вполне удовлетворены количеством городской общественной зелени. Туристам-дамам хватает магазинов и бутиков, салонов красоты, маникюрных салонов, аптек.
Тот факт, что высокогорный каток Медео легко достижим общественным транспортом, а на Шимбулак можно добраться канатной дорогой прямо из «золотого квадрата», делает данные объекты доступными для пребывания любителей городского туризма. Здесь они пересекаются с теми, кто приехал ради катания на лыжах и прогулок по горной местности.
БЕЗОПАСНОСТЬ И САМОКАТЧИКИ
Практически все городские туристы – как казахстанцы, так и иностранцы – отмечают безопасность тех мест, где в той или иной степени концентрируются отдыхающие. Но это в плане криминала. Зато эти же люди очень болезненно реагируют на те вещи, дискомфорт от которых алматинцы недооценивают. В первую очередь это самокатчики и мопедисты, которые постоянно и в больших количествах встречаются на пешеходных зонах.
Самокатчиков в тех районах Алматы, которые притягивают любителей городского туризма, много по любым меркам. На электросамокатах рассекают мужчины и женщины самых разных возрастов и комплекций, много детей и подростков. Часто на одном самокате могут кататься парами. При этом всех описанных представителей можно встретить на тротуарах, где они разгоняются до крайне опасных скоростей.
Общественности известен июньский случай гибели девушки-самокатчицы в Алматы, которая столкнулась с внезапно открывшейся дверцей стоявшего у нее на пути автомобиля. Установлен факт нарушения правил дорожного движения со стороны владельца авто (тоже женщина), которая не посмотрела в зеркало заднего вида. Однако погибшая самокатчица явно двигалась на высокой скорости, этому не помешало даже то, что она ехала вверх (на юг).
В городе каршеринг самокатов позволяет брать в аренду весьма мощные экземпляры на электрическом ходу. Запросто можно наблюдать сцену, когда автомобили двигаются со скоростью 40 км из-за ограничивающих дорожных знаков, а их по тротуару обгоняет человек на самокате.
Алматы город одновременно и большой, и компактный, что выражается в его густонаселенности. Поэтому разгоняющиеся до чудовищной скорости самокатчики представляют собой высокую опасность уже исходя из теории вероятности столкновения с пешеходом.
Вдобавок арендаторы и владельцы самокатов обладают способностью к своеобразной «инклюзивности», из-за которой произвольно включают в орбиту своего движения любые участки городской территории.
Одним из продолжений этого стало прошлогоднее столкновение самокатчика с водителем автобуса, после которого они еще и подрались друг с другом под камерами сотовых телефонов в руках зевак.
Из этой же категории доставщики еды на мопедах. В Нур-Султане, например, в нише курьеров преобладают велосипедисты, тогда как в Алматы тотальное превосходство у мопедистов и электроскутеристов.
Все мы живем в век повышенной занятости и скоростей. Из-за этого условия бизнеса гонят владельцев мопедов на службе у «Wolt», «Glovo» и «Яндекс еды» на пешеходные зоны. Однако, решая проблему скорости на своем рабочем месте, эти водители создают угрозу физической безопасности пешеходам на тех зонах, где передвигающиеся пешком по идее имеют преимущество перед владельцами транспортных средств.
Одним из бросающихся в глаза недостатков южной столицы выступает слабая освещенность улиц, которые привлекательны для городских туристов своими лавочками, скамейками, зеленью и качеством дорожного покрытия. Когда недостаток света в темное время суток накладывается на снующих в промышленных масштабах самокатчиков и мопедистов, то это тоже создает дополнительные угрозы получение травм.
Лишний раз напомним: любители городского туризма весьма чувствительны к вопросам безопасности. Поэтому, если они слушают уличного музыканта, то не хотят отвлекаться на карманников или лихачей на самокатах.
В общем, это достаточно требовательный к качеству городской среды и урбанистической инфраструктуры турист. Поэтому городским властям в сфере самокатов и мопедов предстоит еще очень многое сделать для наведения хотя бы элементарного порядка.
МЕТРО И ТУАЛЕТЫ
В Алматы всего одна линия метро, однако это весьма важный элемент системы общественного транспорта. До того, как линию метрополитена дотянули до станции «Москва», он больше напоминал городской аттракцион, куда люди спускались в первую очередь с целью прогулок и фотосессий, а не для попадания из точки «А» в точку «Б».
Сегодня, когда введены в эксплуатацию очередные станции в «спальных» районах – Сары-Арка и Бауыржан Момышулы – метро стало тем, чем оно по идее и должно быть в условиях мегаполиса.
В летнюю пору кроме часа пик в утренние и вечерние часы метро является очень комфортным средством передвижения. Городские туристы от него просто в восторге.
Отдельно стоит указать на то, что метрополитен в Алматы не только очень удобный в плане функциональности, но и красивый.
Даже односводчатые станции мелкого заложения вроде Райымбек Батыра и Алатау весьма привлекательны во всех отношениях, в их отделке использован мрамор. Пилонные трехсводчатые станции глубокого заложения в виде Жибек Жолы и Алмалы – это уже другие образцы подземной архитектуры. Изюминка Жибек Жолы в красивом панно и общей стилизации, переносящей на караванные трассы Шелкового пути и городские базары с восточным колоритом.
На Алмалы интересные витражи. Правда, в качестве анахронизма там к одному из них остается неуместно прикрученный стеклянный щит с Нурсултаном Назарбаевым, где тот рассматривает персиковое дерево. То ли это аллюзии на ушедшую эпоху, то ли просто забыли убрать.
Колонная трехсводчатая станция глубокого заложения Абай располагает самым протяженным эскалатором. Сам образ великого казахского поэта и мыслителя выполнен одновременно изящно и монументально, что оставляет очень приятное впечатление.
Сделанная в аналогичном архитектурном решении станция Байконур стилизована под космодром и обладает характерным набором узнаваемых в космической тематике черт.
Бич южной столицы Казахстана – это дефицит общественных туалетов. При этом на каждой станции они фактически есть, хоть и не отмечены специальными указателями. Поэтому, если туристу остро приспичило по нужде, то можете смело обращаться к персоналу станции, вам покажут нужное место.
В метро дешевый проезд – всего 80 тенге. Все это лишний раз стимулирует к пользованию именно данным видом общественного транспорта. Сами составы имеют переходы между вагонами, что способствует равномерному распределению пассажиров. Вагоны в хорошем состоянии, чистые и комфортабельные.
На станции метро Театр имени Мухтара Ауэзова есть живописное мозаичное панно и 16 объемных медальонов со сценами из быта кочевников. От этой станции удобно начинать прогулку вдоль реки Есентай вверх по течению.
Здесь можно пройти много километров вдоль воды, что очень ценится в летнюю пору. По маршруту следования полно скамеек, много зелени, спортивных и детских площадок, есть деревянные беседки.
Можно заказать напитки в автомобилях-баристах.
С общественными туалетами будут проблемы, но уже такое впечатление, что этот вопрос для городских властей нерешаем экзистенциально.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости