Июньское решение стран Европейского союза о вводе частичного эмбарго на импорт российской нефти и последовавшее затем их соглашение о добровольном снижении потребления газа сразу же поставило вопрос о том, как эти жесткие санкционные меры скажутся на национальной экономике России, а также ее ведущего партнера по ЕАЭС – Казахстана.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВА-БАНК ЕВРОПЫ
Напомним, что шестой пакет санкций ЕС, принятый в июне в связи с российским вторжением в Украину, предусматривает частичное эмбарго на российскую нефть в виде отказа от ее импорта в течение шести месяцев, а от импорта нефтепродуктов – в течение восьми месяцев.
В результате по прогнозам к концу текущего года общий объем импорта российской нефти в страны Евросоюза к концу текущего года может сократиться на 90 %. Временное исключение предусмотрено лишь для тех членов ЕС, которые находятся в особой зависимости от поставок из России, включая Венгрию и Словакию (по трубопроводу), Болгарию и Хорватию (по морю).
Тем не менее, на днях российская компания «Транснефть» сообщила об остановке экспорта нефти из России в Венгрию, Чехию и Словакию через Украину по южной ветке нефтепровода «Дружба».
На такой шаг пошел украинский государственный оператор магистральных трубопроводов «Укртранснафта» из-за неоплаты его услуг российской стороной на условиях 100 %-ной предоплаты. «Транснефть» в свою очередь заявила, что не может оплатить транзит из-за санкций ЕС. В итоге, как сообщили СМИ, для возобновления прокачки российской нефти платить украинской стороне пришлось венгерской компании «MOL» и словацкой «Slovnaft».
26 июля члены Евросоюза пришли к соглашению о добровольном снижении потребления газа в ближайшие восемь месяцев на 15 % по сравнению со средним показателем за последние пять лет.
Соглашение начало действовать с 1 августа текущего года. По факту оно нацелено против импорта российского газа, поскольку в ЕС считают, что Россия использует поставки своих энергоносителей в качестве оружия в противостоянии с Украиной и Западом, и в любой момент может остановить их экспорт.
Но и до начала действия этого соглашения еще в первом квартале текущего года по данным Еврокомиссии при общем росте импорта газа на 10 % по сравнению с тем же прошлогодним периодом произошло снижение поставок российского газа почти на треть.
В итоге впервые в этой статистике на первое место вышли поставщики сжиженного природного газа (СПГ) по доле в общем объеме импорта с 34 % против 28 % у России.
В целом же цель радикального разворота Евросоюза в энергетической политике ясна. Поскольку Россия является сырьевой страной и ее бюджет опирается на доходы от экспорта энергоносителей, а основная его часть (70 % по газу, 60 % — по нефти и нефтепродуктам) приходится на страны ЕС, то там хотят лишить Кремль этой солидной валютной выручки и лишить российское руководство финансовых ресурсов для продолжения вооруженного противостояния с Украиной.
Зависимость же ЕС от импорта российских энергоносителей ниже (40 % газа и около 30 % нефти), поэтому в Брюсселе рассчитывают так быстро осуществить свой маневр. К тому же лишь малая часть членов ЕС абсолютно зависима от российского импорта. К примеру, по газу (свыше 90 %) это лишь пять относительно небольших государств Европы – Латвия, Финляндия, Молдова, Босния и Герцеговина, Северная Македония. По нефти (свыше 50 % потребностей) зависят Венгрия, Словакия, Болгария, Литва, Финляндия и Польша.
По итогам прошлого года из стран-членов Евросоюза наибольшие поставки российской нефти в абсолютном выражении пришлись на Нидерланды (37,4 млн. тонн), Германию (19,2 млн. тонн), Польшу (11,2 млн. тонн), Италию (8,9 млн. тонн), Финляндию (6,3 млн. тонн) и Словакию (5,3 млн. тонн).
По данным Федеральной таможенной службы России общая доля стран ЕС в экспорте российской нефти в физическом выражении составила 47 %, на них пришлось 108,1 млн. тонн, а в стоимостном эквиваленте — $50,9 млрд. 10 лет назад эта доля была гораздо выше – 67 %.
Наибольшие объемы трубопроводных поставок российского газа в страны ЕС пришлись на Германию (48,2 млрд кубометров) Дания (18,4), Францию (11,5), Польшу (10,6), Австрию (7,8) и Нидерланды (6,7).
Закупался и сжиженный природный газ из России. Здесь по объему его импорта лидировали Франция (10,4 млн кубометров), Испания (6), Бельгия (4,5), Нидерланды (3,9) и Португалия (1,5).
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ЦУГЦВАНГ РОССИИ
Поскольку уже очевидно, что для обхода эмбарго Евросоюза на поставки российской нефти морским путем есть немало вполне легальных вариантов, то, конечно же, главным объектом санкционного давления станут поставки энергоносителей из России по трубопроводам.
Здесь у российских гигантов – «Транснефти» и «Газпрома» — не так уж много пространства для обходных маневров санкционного режима, что выглядит довольно удивительно с учетом их лидирующих позиций в мире по длине нефте- и газопроводов, контролируемых ими.
Так, открытый в октябре 1964 года нефтепровод «Дружба» для обеспечения европейских социалистических стран советским «черным золотом», хотя и представляет наиболее крупную в мире сегодня систему магистральных трубопроводов для прокачки нефти, в нынешней совершенно иной геополитической обстановке подвержен весьма высоким рискам.
Ведь когда его прокладывали, то маршрут проходил по территории дружественных СССР стран. Сегодня же к таким странам в России относят только Белоруссию, через которую северная ветвь «Дружбы» идет в Польшу и далее в Германию, которые считаются недружественными государствами.
Южная ветвь проходит через Украину, где делится на «Дружбу 1», проходящую в Словакию, а оттуда в Чехию и Венгрию, и «Дружбу 2», идущую прямиком в Венгрию. Все эти страны отнесены в России к недружественным.
Исключение составляет «Балтийская трубопроводная система – 2» (БТС-2), связывающая «Дружбу» с российскими морскими портами на Балтийском море. «БТС-2» строилась специально для снижения рисков от транзита российской нефти через другие страны.
К ней можно добавить построенную ранее «БТС-1», по которой транспортировка нефти осуществляется в том же направлении, но по более короткому маршруту.
Сегодня проблема заключается в том, что если сейчас на Балтике относительно спокойно, то после вступления Финляндии и Швеции в НАТО геополитический расклад изменится и здесь не в пользу России.
Геополитика сказывается и на роли Новороссийска, черноморского порта России, в обеспечении нефтяных экспортных поставок. Ситуация на Черном море значительно обострилась после вторжения России в Украину, другого крупного черноморского государства.
Ключевым в этом регионе для России является нефтепровод «Тенгиз-Новороссийск», принадлежащей Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК), зарегистрированному там как АО «КТК – Р».
В отличие от других магистральных маршрутов этот нефтепровод не полностью контролируется «Транснефтью», поскольку представляет собой международный нефтетранспортный проект с участием помимо России и Казахстана еще и ведущих мировых добывающих компаний, в том числе из стран, которые ввели антироссийские санкции (США, Великобритании и Италии).
К тому же по нему в основном перекачивается нефть, не принадлежащая России. По данным консорциума, с 2001 года, когда в октябре был загружен первый танкер на морском терминале, к началу текущего года на мировые рынки по этому маршруту было поставлено почти 669 млн. тонн казахстанской нефти и только 98 млн. тонн российской.
Раньше Новороссийск был важен и для поставок азербайджанской нефти, однако после запуска нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД) это направление стало менее привлекательным для Азербайджана.
На фоне перечисленных направлений геополитические риски гораздо ниже для поставок российской нефти в восточном направлении. Здесь ключевая роль нефтепроводной системе «Восточная Сибирь — Тихий океан» («ВСТО»), которая выходит на тихоокеанское побережье России и имеет отвод в Китай.
Кроме того, сибирская нефть из России поставляется и в южном направлении еще с советских времен, когда был построен нефтепровод Омск – Павлодар – Шымкент – Чарджоу (ныне Туркменабад). Этот маршрут в случае его полной реанимации интересен тем, что может дать выход российской нефти в Иран и Афганистан.
С российскими магистральными газопроводами, ведущим оператором которых является «Газпром», ситуация в разрезе геополитики несколько отличается от положения дел в нефтепроводной сфере. Ведь помимо восточного направления транспортировки российского газа по системе «Сила Сибири» в страны Азиатско-Тихоокеанского региона действуют еще два маршрута из России на юг в Турцию, которая считается относительно дружественной страной — «Голубой поток» и «Турецкий поток».
На этих направлениях геополитические риски не столь высоки в отличие от европейского, куда еще в советские времена были проложены магистральные газопроводы по маршрутам Уренгой — Помары — Ужгород, Ямбург — западная граница СССР («Прогресс»), Оренбург — Западная граница СССР («Союз»).
Все эти маршруты замыкались на газотранспортную систему Украины, по которой к моменту распада СССР в Европу поставлялся практически весь экспортируемый газ.
После распада СССР к ним добавились газопроводы Ямал – Европа, «Северный поток — 1» и не работающий пока «Северный поток – 2», идущие в обход Украины.
Благодаря столь развитой трубопроводной системе транспортировки газа российский «Газпром» занял лидирующую позицию на европейском рынке с долей в импорте туда порядка 40-45 % к концу прошлого года, а общем потреблении в ЕС на уровне 35 %.
Но одновременно «Газпром» оказался весьма уязвимым в нынешней ситуации. К примеру, в конце апреля текущего года прекратились поставки по газопроводу Ямал – Европа, так как россияне потребовали платить за газ в рублях, тогда как польский партнер, владеющий участком этого трубопровода, запретил «Газпрому» использовать его.
Во втором полугодии 2021 года российская компания сократила поставки по «Ямал – Европе», а в конце апреля 2022 года стало известно о прекращении поставок по этой трубе после того, как Россия потребовала от «недружественных» стран платить за газ в рублях вместо долларов и евро.
Первыми с этим требованием не согласились Польша и Болгария, а 11 мая Москва ввела блокирующие санкции в отношении компании EuRoPol GAZ, владельца польского участка «Ямал – Европа». Они запрещают «Газпрому» использовать этот газопровод.
Из-за проблем с ремонтом турбин «Siemens» значительно сократились поставки по газопроводу «Северный поток», а боевые действия на территории Украины резко снизили возможности ее газотранспортной системы.
В итоге по прогнозам аналитиков поставки российского газа по основным европейским маршрутам в текущем году могут упасть почти в пять раз! И если ЕС удастся добиться полного прекращения поставок российского газа, то «Газпрому» придется значительно снизить его добычу, поскольку таких мощностей на других направлениях просто нет.
Пока по итогам первого полугодия добыча газа по системе «Газпрома» сократилась примерно на 9 %. Аналитики Международного энергетического агентства (МЭА) прогнозируют суммарные потери добычи «голубого» топлива в России в 2022-2025 годах на уровне 550 млрд. кубометров. В финансовом плане «Газпром» может потерять до 50 % прибыли.
СКОВАННЫЕ «КТК»
Хотя экспортные поставки энергоносителей из Казахстана напрямую не подпадают под западные санкции, их влияние все же транслируется через давление на Россию.
Как уже отмечалось выше, тенгизская нефть главным образом перекачивается на Новороссийск по маршруту Каспийского трубопроводного консорциума. На этот нефтепровод приходится примерно 80 % от всех поставок казахстанской нефти на внешние рынки, при этом 70 % идет в страны Евросоюза.
ТОО «Тенгизшевройл» добывает ежегодно треть от общего объема нефтедобычи в Казахстане, выплачивая помимо заработной платы местным сотрудникам еще и солидные платежи в бюджет в виде налогов и роялти, а также дивиденды казахстанской стороне.
Между тем сразу же после вторжения России в Украину начались проблемы с транспортировкой тенгизской нефти по «КТК». В марте поставки нефти по этому маршруту были приостановлены почти на месяц из-за повреждения двух из трех выносных причальных устройств в результате сильного шторма.
В июне российские власти ввели ограничение на вывоз нефти по причине обнаружения вблизи терминала боеприпасов времен Великой отечественной войны и последовавшего обследования местности.
А в начале июля деятельность морского терминала «КТК» была приостановлена по решению Приморского районного суда Новороссийска на 30 суток для устранения нарушений, выявленных по итогам мартовской проверки, проведенной Ространснадзором, Росприроднадзором и Ростехнадзором по поручению вице-премьера России Виктории Абрамченко.
Казахстанскому правительству пришлось тогда же проводить оперативное совещание по создавшейся ситуации. По официальной информации, там обсуждались необходимые меры по минимизации негативных последствий и потерь государственного бюджета в связи с ограничениями экспорта казахстанской нефти.
Но какие именно поручения и кому дал их премьер-министр, не сообщалось.
Зато глава государства высказался тогда вполне конкретно, поручив нацкомпании «КазМунайГаз» проработать использование Транскаспийского маршрута для экспорта нефти, в том числе с привлечением инвесторов Тенгизского проекта. Правительству же совместно с «Самрук-Казына» было поручено принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов «Атырау — Кенкияк» и «Кенкияк — Кумколь».
Проблема состоит в том, что реальных альтернативных вариантов для транспортировки тенгизской нефти сейчас не существует, хотя за 30 лет независимого существования Казахстана немало говорилось с высоких трибун о необходимости диверсификации трубопроводных маршрутов.
Вариант ее транзита по нефтепроводу «Дружба» возможен лишь теоретически, а маршрут «Узень – Атырау – Самара» попросту не рассчитан на такие объемы. Да и расстояние транспортировки при этом увеличится значительно.
Трубопровод «Казахстан – Китай» также значительно уступает «КТК» по пропускной способности, к тому же в таком случае европейские клиенты не смогут получать тенгизскую нефть, как, впрочем, и продукцию с месторождений Кашаган и Карачаганак.
На южном направлении, которое практически не развивалось, есть нефтепроводы БТД и «Баку – Супса». По сообщениям СМИ, первый из них мог бы принять порядка 1,5 млн. тонн тенгизской нефти в год, так как загружен практически полностью азербайджанской нефтью, а второй – до 3,5 млн. тонн, что в сумме, увы, даст лишь 8 % от прошлогоднего объема поставок по «КТК», составившего 60,7 млн. тонн при его пропускной мощности 67 млн. тонн.
К тому же министр энергетики Булат Акчулаков решительно опроверг такие сообщения, заявив в Атырау, что Казахстан не подписывал с азербайджанской стороной такие соглашения по транспортировке нефти в обход России и не планирует их подписывать.
Правда, он не исключил, что эта тема может обсуждаться на уровне национальных компаний двух стран, но заметил при этом, что 1,5 млн. тонн не решат проблему с экспортом тенгизской нефти.
Заодно министр напомнил о малой мощности порта Батуми – лишь 5 млн. тонн.
Что касается новых экспортных маршрутов, то, по его мнению, они понадобятся к 2024 году после расширения Тенгиза с ростом добычи на этом месторождении.
Напомним, что помимо Тенгиза, казахстанская нефть экспортируется также с месторождений Кашаган и Карачаганак. В прошлом году по «КТК» с этих трех месторождений было отгружено соответственно 26,5 млн. тонн, 15,7 млн. тонн и 10,2 млн. тонн, еще 7,6 млн. тонн поступило с российских месторождений на Каспии.
Как видно, «КТК» оказался своеобразной ловушкой для Казахстана, поставившего на это направление как судьбу крупнейших месторождений своей нефти, так и свою инвестиционную привлекательность в глазах мирового сообщества.
В случае дальнейшего роста напряженности в черноморском регионе, отгрузки по «КТК» могут сойти на нет из-за высоких рисков. Для России же ее статус ключевого направления в транзите казахстанской нефти служит мощным рычагом давления на нашу страну, чья внешняя политика традиционно опирается на равновекторный и равноудаленный подход.
ГЕОПОЛИТИКЕ ВОПРЕКИ
Пока же спустя почти шесть месяцев после начала боевых действий в Украине выясняется, что западные санкции оказывают лишь ограниченное влияние на добычу нефти в России, объем которой в следующем году может даже вырасти!
По расчетам аналитиков International Energy Agency (IEA, Международное энергетическое агентство) в июле уровень добычи российской нефти снизился лишь на 3 % по сравнению с показателями до начала вторжения в Украину.
При вполне ожидаемом падении поставок в Европу, США, Японию и Южную Корею на 2,2 млн. баррелей в день общий объем нефтяного экспорта России уменьшился только на 580 тысяч баррелей за счет роста продаж в Китай, Индию и Турцию.
В итоге российская выручка от поставок нефти за рубеж составила в июле $19 млрд., а в июне — $21 млрд.
Теперь главным импортером нефти из России выступает Китай, а не ЕС.
За первые 100 дней с начала вторжения России в Украину страны Евросоюза импортировали российских энергоносителей на общую сумму порядка 57 млрд. евро, включая нефть, нефтепродукты, трубопроводный и сжиженный природный газ, уголь.
А по итогам первого полугодия текущего года поставки российской нефти в Европу только морским путем увеличились примерно на 5,5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 60 млн. тонн при общем объеме такого импорта в 223 млн. тонн с приростом на 15,3 %.
Выросли поставки и по трубопроводу «Дружба» — на 13 %.
Неудивительно, что профицит текущего счета платежного баланса России в январе — июле текущего года вырос в 3,3 раза по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом до $166,6 млрд.
Профицит же внешней торговли России за этот же период вырос в 2,5 раза до $192,4 млрд.
Аналитики Банка России (Центробанка) ожидают рекордного профицита счета текущих операций платежного баланса по итогам текущего года на уровне в $243 млрд. Улучшен и прогноз снижения ВВП – теперь в Центробанке ожидают 4-6 % по текущему году вместо 8-10 % по апрельскому прогнозу.
В Казахстане же по итогам первого полугодия текущего года рост экономики составил 3,4 %, внешнеторговый товарооборот увеличился на 41 %, экспорт – на 59 %, а положительный баланс внешней торговли подпрыгнул в 2,6 раза!
Конечно, основной вклад в этот статистический позитив внесли высокие нефтяные цены.
Что касается добычи нефти, то по данным официальной статистики за первое полугодие текущего года она увеличилась на 1,3 % по сравнению с тем же периодом прошлого года до 43,0 млн. тонн (включая газовый конденсат).
Как заявил г-н Акчулаков, запланированный объем годовой добычи нефти в 85,5 млн. тонн может быть даже перевыполнен, если не будет каких-либо эксцессов.
Вырос и экспорт нефти из Казахстана – на 12,1 % в январе-мае до 30,2 млн. тонн. При этом со слов того же г-на Акчулакова неизменным остается прогноз поставок по маршруту «КТК» в 55 млн. тонн.
В отличие от России экспорт природного газа не доставляет проблем Казахстану. Весь его добываемый объем является попутным, поэтому основная часть такого газа закачивается обратно в скважины для поддержания добычи нефти, а остаток идет на растущее внутреннее потребление.
Как видно, на данный момент и Россия, и тем более не подпавший под западные санкции Казахстан находятся в относительно комфортной макроэкономической ситуации, хотя технически наш северный сосед находится в рецессии.
Россия по данным онлайн-портала Worldometers по-прежнему занимает третье место в мире по суточной добыче нефти, а с учетом 18-го места Казахстана тандем лидеров среди стран СНГ по этому показателю всерьез конкурирует с Саудовской Аравией, наступая на пятки США, занимающим первое место.
Напомним и о том, что обе страны располагают весомой «подушкой безопасности» в виде суверенных фондов, в которых накапливаются нефтяные доходы. В Казахстане это Национальный фонд, а в России – Фонд национального благосостояния. В первом по состоянию на 1 августа было аккумулировано $53,3 млрд., а во втором — $210,6 млрд.
По крайней мере, до конца текущего года состояние национальных экономик обеих стран вряд ли серьезно ухудшится, а при нынешних высоких мировых ценах на нефть они способны относительно благополучно пережить «тощие» года.
Многое может измениться в следующем 2023 году. Так, если военные действия на территории Украины продолжатся в том же формате, что и сейчас, то есть «на истощение», эмбарго западных стран на поставку российской нефти вступит в силу, а экономика начнет гораздо глубже чувствовать уже введенные санкции (к тому же, не исключено введение новых пакетов санкций против РФ), ситуация в экономике у нашего северного соседа способна измениться в худшую сторону, став, мягко говоря, тяжелой.
В свою очередь, как полагают аналитики рейтингового агентства «Standard & Poor’s», сильные бюджетные и внешнеэкономические показатели Казахстана могут смягчить макроэкономические последствия временного снижения экспортных мощностей.
Другое дело – значительное и продолжительное снижение объемов экспорта нефти, что может привести к снижению кредитоспособности правительства страны и суверенных рейтингов Казахстана.
Ведь по расчетам «S&P», на нефтяной сектор казахстанской экономики приходится 15 % ВВП, более половины всего объема экспорта и более 30 % доходов расширенного правительства. Но пока такой экстремальный негативный сценарий представляется больше теоретическим.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости