Судебное разбирательство в отношении кооператива «Beskol-agro», входящего в ОЮЛ (объединение юридических лиц) «Ассоциация сельскохозяйственных производственных кооперативов Республики Казахстан», бросает тень и на первого руководителя объединения Алмасбека Садырбаева. Он же является лидером национального агродвижения «Shopan ata». Слишком уж сильно ставшие достоянием общественности факты дисгармонируют с теми посылами, которые бизнесмен и общественный деятель транслирует в медийное пространство.
«БУМАЖНАЯ» СЕЛЕКЦИЯ
В информационном поле республики Алмасбек Садырбаев известен главным образом защитой/продвижением интересов овцеводов, как он их понимает. В частности, он выступал против идеи 19-го министра сельского хозяйства Казахстана Ербола Карашукеева, предложившего давать государственные субсидии только тем животноводам, которые помимо разведения скота занимаются собственным кормопроизводством.
Тогда с овцеводом полемизировали, поскольку кормопроизводство – это весомый фильтр для борьбы с владельцами «бумажного» скота. В АПК страны есть игроки, которые имеют поголовье скота исключительно в базах данных, благодаря чему получают на него правительственные субсидии и дотации. Чтобы установить «наличие отсутствия» такого скота, порой приходится проводить полноценные следственные мероприятия.
И тут оказывается, что платформа yvision.kz в материале «А были ли овцы?» еще в июне рассказала о перипетиях дела сельскохозяйственного производственного кооператива «Beskol-agro» (ответчик) и Управления сельского хозяйства Алматинской области (истец).
Суть разбирательства в том, что «Beskol-agro» занимался «бумажными» услугами в племенной селекции поголовья овец. То есть, один из учредителей ОЮЛ «Ассоциация сельскохозяйственных производственных кооперативов Республики Казахстан», сам оказался сиамским близнецом нечестных «откормочников». С той лишь разницей, что одни получали деньги за несуществующие в природе привесы мяса, а другие за проходящую только по отчетам селекционную работу.
Если вкратце, то общая картина следующая. «Beskol-agro» получил субсидии на ведение селекционной и племенной работы с маточным поголовьем в 24771 овцу. Сумма государственных субсидий составила 61927500 тенге. Основным требованием при выплате является наличие регистрации скота в базе ИСЖ (идентификация сельскохозяйственных животных) у юридического лица (в том числе кооперативов), а также проведение селекционно-племенной работы и особенно искусственного осеменения через использование баранов-производителей.
Прокуратура Алматинской области провела проверку законности при использовании бюджетных средств, выделенных на реализацию государственной программы развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы. На 4 ноября 2021 года из 24771 головы 7958 овец были сняты с учета по неизвестным причинам.
Так как согласно нормам субсидирования за 1 голову МРС (мелкого рогатого скота) предусмотрено 2500 тенге, то позже Управление сельского хозяйства Алматинской области обратилось в суд к ПК «СПК Beskol-agro» с исковым заявлением о возврате субсидий на сумму 19895000 тенге.
НЕУЛОВИМОЕ ПОГОЛОВЬЕ
Судебное разбирательство в отношении «Beskol-agro» ломает стереотип о том, будто иск государственной структуры к частному коммерческому предприятию автоматически гарантирует победу истцу. Чаша весов Фемиды не хотела склоняться в сторону областного сельхозуправления. В ИСС (информационная система субсидирования) пропавшие 7985 овечек вдруг быстро материализовались, а их временное отсутствие было объяснено программным сбоем.
Тот факт, что Специализированный межрайонный экономический суд Алматинской области 14 февраля 2022 года отклонил иск, сельскохозяйственных чиновников не успокоило и не демотивировало. Разбирательство перешло в апелляционную инстанцию. Судебная коллегия по гражданским делам Алматинского областного суда к рассмотрению вопроса подошла довольно щепетильно и скрупулезно.
Здесь выяснилось, что часть овец в электронной базе «Идентификации сельскохозяйственных животных» зарегистрирована без согласия их собственников, сами животные ответчиком не приобретены в собственность и, соответственно, он их владельцем не является.
Попутно установили, что ответчиком никакие селекционные и племенные работы не проводились. По крайней мере, «Beskol-agro» доказательств подобных мероприятий в распоряжение суда предоставить не смог. Не было установлено и факта сбоя программного оборудования в базе ИСЖ.
Автор публикации на yvision.kz утверждает, что Алмасбек Садырбаев, пользуясь частыми поездками в районы и встречами с сельчанами, обещает помочь в доступе к государственным субсидиям. Люди, поверив ему, соглашаются вступить в созданный им кооператив. Следовательно, маточное поголовье овец крестьянских хозяйств, а местами и сельских жителей, проходит через кооператив и подпадает под субсидирование маток (селекционно-племенная работа).
Выдав все это как собственность кооператива (регистрация) он якобы сдает документы в управление сельского хозяйства и получает субсидии. С каждым кто вошел в кооператив заключается договор на искусственное осеменение, по которому исполнитель обязуется провести соответствующую работу. Однако на деле этого не происходит.
Как уверяет автор, из средств, полученных в виде субсидий – в среднем на 1 хозяйство 100 тыс. тенге – 25-50 % структура г-на Садырбаева отдает реальным владельцам скота, а большая часть остается в кооперативе. Потом денежные суммы выводятся различными договорами аутсорсинга в аффилированные компании.
Далее указывается, что в качестве механизма прикрытия выступает специально созданная Палата, где бараны-производители, которые реально не соответствуют племенным качествам, получают все необходимые документы соответствия.
Как мы поняли из материалов суда, бонитировка (определение племенной ценности животных на основании оценки их по комплексу хозяйственно-полезных признаков путем непосредственного осмотра животных и анализа зоотехнических записей) баранов производится фиктивно. Можно предположить, что вся селекционно-племенная работа осуществляется понарошку.
ТРИБУН ОВЦЕВОДОВ
В свете материалов дела по кооперативу «Beskol-agro» невольно возникает вопрос: а чьи интересы защищает Алмасбек Садырбаев? Все-таки одно дело, когда его воспринимали в качестве глашатая овцеводов, который доводит до органов государственного управления проблемы на местах, и совсем другое, когда повадки не отличаются от любителей государственных субсидий, за что он сам постоянно укоряет агроолигархов.
На первый взгляд суд постановил взыскать с недобросовестных овцеводов вполне подъемную и где-то даже скромную сумму. Фемида обязала «Beskol-agro» вернуть государству незаконно полученные субсидии в 19 млн 850 тысяч тенге и оплатить судебные издержки на 596850 тенге. Казахстанцы уже привыкли к пропажам астрономических сумм, которые даже при номинировании их в долларах имеют куда более крупные цифры.
Однако для сельской местности 20 млн тенге – это не просто хорошее финансовое подспорье, а сумма, очень даже внушающая уважение и вызывающая интерес.
Зарегистрированная в 2018 году ОЮЛ «Ассоциация сельскохозяйственных производственных кооперативов Республики Казахстан» с 2019 года уплатила налогов на 4230165 тенге. А тут всего один из кооперативов-участников «потерял», выделенные из казны под 20 млн. К тому же мы можем оперировать только теми цифрами, которые документально установлены.
Поэтому вполне резонное предложение проверить всех других членов Ассоциации на предмет приписок поголовья овец. Там среди учредителей помимо «Beskol-agro» значатся сельскохозяйственные производственные кооперативы «Қабанбай-агро», «Tabys-Qazyna», «Sandy′gas′ Qazyna» и «Амалия».
У г-на Садырбаева есть и другие возглавляемые им сельскохозяйственные предприятия (плюс аффилированные), в отношении которых нужно разобраться, где селекционные работы были проведены в реальности, а где сугубо «бумажным» способом.
Здесь не обязательно исследовать все многотысячное поголовье. Достаточно произвести научно обоснованную репрезентативную выборку. Четкий контроль (осмотр) животных и ДНК-тестирование на определение отцовства (берется биоматериал у отца и потомства, а потом сопоставляются между собой) создадут вполне объективную картину того, какая работа проводилась в реальности.
Нам представляется, что руководитель движения «Shopan ata» сам должен быть заинтересован в средствах объективного контроля. Сейчас судебная история с «Beskol-agro» бросает тень на всех овцеводов. Поэтому либо нужно доказать, что произошла досадная случайность и паршивая овца испортила имидж всего стада, либо перестать позиционировать себя как единственно честного представителя АПК на фоне мастеров фиктивно-демонстрационных продуктов и расхищения государственных субсидий.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости