Много лет Казахстан строит рыночную экономику. От заданного курса власти страны не отказываются, но с каждым разом в публичных выступлениях главы государства все очевиднее тренд на построение социального государства. И последнее Послание президента – это фактически смена парадигмы госуправления, официальное признание того, что главная задача казахстанского правительства – забота о гражданах и решение их насущных проблем.
В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ – ЧЕЛОВЕК
Послания президента пришли в жизнь казахстанцев в конце 1990-х годов – в стране появились иностранные инвестиции, поняли, как жить в условиях рыночной экономики отечественные бизнесмены, начала расти цена на нефть. В итоге, что вполне закономерно, в республике появились деньги. Население привыкало к тому, что пенсии и зарплаты выплачиваются без задержек, а в магазинах есть абсолютно все.
Но нужно было двигаться дальше – появилась стратегия «Казахстан – 2030». В парадигму этой стратегии укладывались и строительство больших заводов, и перенос столицы, и пышные международные форумы, конференции, выставки и спортивные состязания. И, хотя известная реклама того времени и пыталась убедить простых граждан, что «имидж – ничто», сведущие прекрасно понимали, что в условиях глобализации выигрывают те страны, о которых знают во всем мире.
Но пандемия 2020-го фактически уничтожила привычный миропорядок. Вдруг стало совершенно очевидно, что старые экономические связи рушатся, при этом имидж на международной арене не имеет практически никакого значения в условиях тотальной самоизоляции. И куда важнее не то, что думают о стране зарубежные политики, а обычный среднестатистический гражданин этой самой страны.
Этот момент замечает и политолог Жанар Тулиндинова.
— Это Послание, при всей своей кажущейся простоте, имеет в себе мощные и кардинальные изменения. Если речь идет об экономике, то это не прорывные бравурные проекты, наподобие «Экспо» или ФИИР (государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития – авт.), а экономика микроуровня, которая касается каждого гражданина. Ведь простых людей что волнует? Инфляция, рост цен на продукты и его личные доходы. Президент дал по всем этим вопросам, конкретные поручения, — говорит эксперт.
НЕ РАЗГОНИТ ЛИ МЗП ИНФЛЯЦИЮ?
Самое главное из поручений Касым-Жомарта Токаева в данной сфере – повышение минимальной заработной платы (МЗП) с 42500 до 60000 тенге. И, как четко проговорил президент, при этом правительству пора отказаться от неуместного использования МЗП в качестве расчетного показателя в налоговых, социальных и других сферах.
Эта ремарка, на самом деле, важна практически также, как сама новость о повышении минимальной зарплаты. Сейчас к ней привязаны расчеты по налогам, пособиям, стоимости продовольственной корзины и многие другие. Какие-то из этих расчетов сулят косвенное увеличение доходов всем казахстанцам, другие наоборот – грозят дополнительными тратами.
И если сейчас все оставить как есть, велика вероятность того, что выросшую минимальную зарплату съест инфляция. Но, если финансово-экономический блок сработает правильно, то выросшая более чем на 40 % минимальная заработная плата станет не только залогом существенного улучшения благосостояния миллиона самых бедных казахстанцев, но и стимулирует покупательский спрос, а также увеличит ВВП страны на 1,5 % в годовом выражении.
А у министров экономического блока и руководства Нацбанка сейчас нет иного выхода, кроме как работать на результат. Как считают многие эксперты, именно к ним было обращено финальное напутствие главы государства:
— Все, кто сомневается в курсе главы государства, не справляется с работой, возможно, хочет каким-то образом отсидеться, уклоняется от своих обязанностей, от поручений президента, мне кажется, должны уйти с занимаемых постов, — сказал Токаев, строго глядя в зал, где сидели 150 депутатов и весь кабмин.
Вполне возможно, что это предложение было продолжением мысли о том, что раз уж казахстанские профессиональные экономисты не в силах бороться с инфляцией, то, чем они занимаются? Или фразы о том, что необходимо навести порядок в ценообразовании? А может быть освободить кресла должны те чиновники, которые не видят иного пути свести дебет с кредитом, кроме как взять недостающее в Нацфонде?
В любом случае, Касым-Жомарт Токаев пока не уточнил с кем из истеблишмента ему не по пути. Но тут ключевое слово «пока», а претензий, как не крути, в Послании президента к экономическому блоку кабмина и впрямь было много. Равно как и к исполнительной власти на местах.
Падеж скота в Мангыстау обнажил проблему нехватки кормов и пастбищ для скота в регионе. И эту проблему тоже необходимо срочно решать. Вместе с проблемами нехватки школ, рабочих мест и миграции населения. Понятное дело, насколько решения будут правильными и как точно будут исполнены, во многом зависит именно от акимов. Поэтому Президент поручил сделать в регионах обязательными независимые соцопросы граждан. И пусть люди ставят оценки бастыкам.
КАЖДОМУ – ПО ПОТРЕБНОСТЯМ, ОТ КАЖДОГО – ПО ВОЗМОЖНОСТЯМ
Социальный блок всегда был очень важным в ежегодном Послании, но с каждым годом все больше президент отходит от поручений по улучшению жизни граждан к предложениям о сотрудничестве. Взять хотя бы ту же самую минимальную зарплату.
— Как мне кажется, это не только экономический инструмент, но и важный политический шаг. Практически речь идет о возвращении к модели социальной справедливости. Ведь как отметил президент, дисбаланс между фондом оплаты труда и доходами бизнеса сейчас составляют 60 %. Минимальная зарплата же будет расти не только за счет бюджета, но и за счет роста обязательств крупного бизнеса. Это тоже новшество для нас. Обычно ведь МЗП рассматривается исключительно как гособязательства, — отмечает Жанар Тулиндинова.
Как напоминает советник спикера Сената, социально-справедливое государство – это государство, в котором соблюдаются не только права всех граждан, но также – справедливость при распределении доходов.
Ведь, если вдуматься, именно в неравенстве между богатыми и бедными корень всех социальных противоречий общества.
И выравнивать дисбаланс в Казахстане президент предлагает сразу по всем статьям. Если говорить о здравоохранении, то в пылу борьбы с пандемией COVID-19 Токаев поручил соблюдать график работы других медиков и профилактических прививок. В образовании – к необходимости строительства школ добавить поддержку талантливых школьников и победителей международных интеллектуальных Олимпиад. Инициатив, на самом деле, очень много и затрагивают они абсолютно разные сферы жизни.
Если внимательно изучить Послание главы государства, то вырисовывается вполне четкая модель развития Казахстана, в которой есть место каждому. Причем этот каждый – важен для страны. Но, вместе с тем, аналогичного отношения – вдумчивого и сознательного – власть, судя по всему, ждет и от казахстанцев.
РАЗБЕРЕМСЯ В АТОМЕ ВМЕСТЕ
Самое важное доказательство того, что президент видит в казахстанцах не нуждающуюся в заботе толпу, а зрелых соотечественников – возобновление публичной дискуссии о строительстве атомной электростанции (АЭС). Тема эта для казахстанцев настолько же болезненная, как и земельный вопрос. Но и столь же необходимая.
Как напомнил Касым-Жомарт Токаев, население и экономика Казахстана растут. И, если ничего не делать, уже к 2030 году в Казахстане наступит дефицит электроэнергии.
Однако все прошлые попытки строительства АЭС в стране натыкались на страхи граждан. По сути, дискуссия сворачивалась, даже не успев начаться. И велика вероятность того, что и в этот раз население будет активно выступать против мирного атома. Но как это скажется на благосостоянии граждан? Ведь нехватка энергетических мощностей – лишь верхушка айсберга.
— Я бы сравнила радиофобов в какой-то мере с антиваксерами. Все понимают, что вакцинация необходима, что без нее невозможно полноценно запустить экономику. С мирным атомом та же ситуация. Все понимают, что нужно стремиться к низкоуглеродному развитию и нейтралитету и что без атомной энергетики это недостижимо. Если мы ничего не сделаем в этом направлении, то нам придется в качестве углеродного налога платить 18 % от всей нашей экспортной выручки в Евросоюз. Это огромные потери! – говорит Жанар Тулиндинова.
Но где гарантия, что наше общество готово слышать здравые доводы, а не идти на поводу первобытных страхов? Как уверена Тулиндинова, развеять сомнения казахстанцев могут только факты и знания.
— В мире действуют 450 атомных реакторов. Аварий за всю историю атомной энергетики было всего три: Три-Майл-Айленд в США, Чернобыль в СССР и Фукусима в Японии. При этом наибольшее количество мировых реакторов сейчас в США, — подчеркивает политолог.
Да, в первые годы после аварии в США антиядерное движение набирало обороты в стране. Люди ходили на демонстрации, требовали закрыть действующие реакторы и не строить новые.
В ответ власти усилили требования к эксплуатации АЭС, заявили о работе над созданием более безопасных реакторов.
И казахстанский президент, говоря о мирном атоме подчеркнул, что этот вопрос необходимо рассмотреть вкупе с развитием инженерного дела, формированием нового поколения квалифицированных инженеров-атомщиков.
Может хотя бы они смогут найти аргументы, которые убедят радиофобов, что атомная электростанция для страны, которая занимает первое место в мире по добыче урана – необходимость?
Динара АЛИБЕКОВА, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости