Как автозавод в Костанае подхватил пошатнувшееся в Казахстане знамя легендарного советского внедорожника
Автомобильный бренд «Нива» («Niva») вышел на уровень международных ассоциаций. Свидетельством этого стал фильм «Черная вдова» от кинематографической вселенной Marvel, где главная героиня Наташа Романофф в исполнении Скарлетт Йоханссон рассекает на известном всем жившим в СССР внедорожнике. Казахстан тоже не отстает от Голливуда, развернув на заводе «СарыаркаАвтоПром» в Костанае производство моделей «Niva Travel» и «Niva 4х4».
ГОЛЛИВУД ЗНАЕТ
К кинематографу трудно подходить с позиций аутентичности, поскольку там весь бизнес основан на эксплуатации грез и стереотипов. В любом случае для образа главной героини, пусть и комиксовой, требуется узнаваемая атрибутика. Возможно, водка и балалайка тоже были бы уместными, но супергеройский фильм задает высокую динамику. Раз есть скорость, то хорошо подойдет автомобиль. На чем супергероиня русского происхождения должна ездить в Америке? Ответ очевиден: «Niva», она же самая успешная экспортная модель Волжского автозавода за всю его историю.
Три кита советской техники – простота, дешевизна и надежность – выведенные из формулы «используй что есть, а не что надо». Отсюда узнаваемый дизайн хоть у автомата Калашникова, хоть у танка Т-34, хоть у компактного внедорожника «Нива».
По сюжету Наташу Романофф атакует специальная женщина-киборг. Схватка начинается с выстрела из гранатомета по автомобилю, где за рулем Скарлетт Йоханссон. Гранатомет, кстати, судя по мощи показанного на экране взрыва, ничем не уступает пресловутому «Джавелину». Но на месте попадания не какой-нибудь современный танк с динамической защитой и многослойной броней, а представитель класса компактных кроссоверов «Niva». Поэтому после взрыва с переворачиванием автомобиля у нашей «Нивы» даже фары не пострадали.
Все время схватки Наташи Романофф с женщиной-киборгом «Нива» стоит на заднем плане и как бы вдохновляет и поддерживает главную героиню своими спокойствием, надежностью и прочностью. Незримая духовно-энергетическая поддержка помогла и светлые победили. В общем, «Нива» защищает и помогает хоть, когда водитель внутри салона, хоть, когда рядом. Своего рода фактор дистанционного амулета и оберега. Покупайте «Niva»!
ПЕРЕКОЧЕВКА ЛЕГЕНДЫ
В Казахстане производство «Нивы» началось с автозавода в Усть-Каменогорске еще в 2002 году. Можно утверждать, что с данной модели стартовал казахстанский автопром. К сожалению, история, которая началась хорошо, закончилась печально. Хозяин компании «Азия Авто» Анатолий Балушкин, похоже, «Ниву» не ценил и ею не дорожил. Выглядит странно, но предприниматель не делал в должном объеме вещей, которые необходимы для развития бренда и его локализации в Республике Казахстан.
После очередного срыва постройки и начала эксплуатации завода по сварке и окраске кузовов, правительство отозвало у «Азия Авто» все льготы и потребовало компенсировать ранее предоставленные. Сумма в четыреста с лишним миллионов долларов оказалась неподъемной и предприятие в конце 2020 года остановили. Закрытие завода в Усть-Каменогорске стало болезненным ударом и по «АвтоВАЗу», поскольку «Лада» покинула первую строчку в рейтинге продаж на казахстанском рынке и стала опускаться вниз.
Выход из неприятной ситуации был найден достаточно быстро. «АвтоВАЗ» подписал договор о сотрудничестве с новым индустриальным партнером в республике – компанией «Allur Auto», которой принадлежит завод «СарыаркаАвтоПром» в Костанае.
В июле текущего года вице-премьер правительства РК Роман Скляр в ходе рабочей поездки по Костанайскую область посетил автозавод, где с участием президента «АвтоВАЗа» Николя Мора был дан официальный старт совместному производству автомобилей Lada, где одними из главных моделей являются машины «Нива». Для производства организованы новые рабочие места, сотрудники прошли необходимое обучение.
Легендарный автомобиль «Нива» производится с 1977 года и по настоящее время. Разумеется, сегодня с конвейеров сходят новые поколения этого популярного внедорожника, но преемственность в дизайне и стиле стабильно сохраняются.
Так называемая повышенная проходимость второго класса устраивала не только председателей колхозов, для кого (среди прочих) машина предназначалась в системах производственного распределения, но и автоспорт. Спортивные варианты «Нивы» являлись завсегдатаями ралли «Париж – Дакар» и показывали себя достойно.
Сам политический заказ на проектирование и производство «Нивы» появился из-за того, что «Жигули», с которых в Советском Союзе началась массовая автомобилизация, оказались малопригодны для многих районов сельской местности. В стратегическом выборе строить хорошие дороги в глубинке или выпускать машины повышенной проходимости, решили, что автомобиль требует куда меньше ресурсов и отдачу даст быстрее.
С той поры «Нива» не теряет своей популярности. Фактически производство внедорожника на автозаводе в Костанае – это беспроигрышный вариант. Чтобы довести дело до ручки как у господина Балушкина в «Азия Авто», надо было реально постараться. Автомобиль пользуется стабильным спросом на просторах Казахстана. К тому же, учитывая сравнительно скромную цену внедорожника, он попадает в нишу массового платежеспособного спроса, а это важно.
«NIVA TRAVEL»
Сложность при описании современного автомобиля состоит в том, что для фанатов-автовладельцев имеет значение все – вплоть до перекладины на решетке радиатора, где стоит эмблема Lada. Одновременно с этим большинство автовладельцев интересуют базовые вещи – цена, объем двигателя, проходимость, безопасность, ремонтопригодность.
Lada Niva Travel – это бензиновый двигатель на 1,7 л. с расходом топлива 8,5 литров на 100 км. Для внедорожника это разряд, когда машина чуть ли не начинает сама производить бензин. Один из афоризмов автолюбителей гласит: «чем лучше джип (а «Нива» как ни крути из большого семейства джипов), тем дальше идти за трактором». В случае с данным автомобилем реально придется идти далеко. Проушины на случай буксировки открытые и прямо в переднем бампере, что на вероятный случай весьма удобно.
Местами измененная внешность этой модели по сравнению с классической «Нивой» делает ее более вестернизированной, что нравится молодежи. Для рыбалки или поездок на дачу машина стала выгодней в том плане, что можно взять с собой больше груза и вещей, в том числе крупногабаритных. Здесь свои преимущества показывает и пятидверность.
Запчастей море, они дешевые и позволяют во многих случаях чинить машину прямо в гараже. Из-за урбанизации и углубления профессиональной специализации последнего времени таких мастеровых-автолюбителей становится меньше, однако они есть и Niva Travel – это то, что им подойдет однозначно.
Lada Niva Travel стоит гораздо дешевле вполне пафосных внедорожников, при этом не сильно уступая им по различным опциям. В Казахстане (в зависимости от региона и комплектации) ее продают на стыке 5-ти и 6-ти миллионов тенге, что резко повышает конкурентоспособность машины в ее целевой нише.
«NIVA 4х4»
Не только «ниваводы» легко узнают в Lada Niva 4х4 ее знаменитого предшественника, однако изменения по экстерьеру заметны. Винтаж меняют на современность, но без перегибов. Из названия уже понятно, что привод полный – на все четыре колеса, как полагается внедорожнику. Машина способна справляться практически со всеми видами бездорожья.
Специалисты отмечают улучшенное качество пластмассового литья – нет шероховатостей и заусенцев, все гладко и приятно. Коробка с предохранителями перекочевала под капот, а сами предохранители стали флажковыми, то есть совсем современными. Все это облегчает вопросы ремонта.
Вообще-то о дешевизне «Нивы» в обслуживании ходят легенды, что проистекает из десятилетий эксплуатации. В общем, даже автовладелец с минимальным уровнем дохода способен полноценно содержать такую машину.
Двигатель классический – 1,7 л. Как и в случае с любой из моделей семейства «Нива», машину можно смело рекомендовать любителям активного отдыха в труднопроходимых местах, охотникам, рыболовам, сборщикам грибов, ягод и других дикоросов. Для движения в городе Niva 4х4 тоже хороша.
Ходовая часть внедорожника представлена независимой подвеской спереди, в базе которой находятся двойные поперечные рычаги, а сзади – пружины. Тормозная система состоит из дисковых тормозов спереди и барабанных – сзади.
«Niva 4х4» в Казахстане продается на несколько сот тысяч тенге дешевле, чем Niva Travel, но здесь нужно учитывать комплектацию, например, с кондиционером или без. К тому же, машина может быть как трехдверной, так и пятидверной, что влияет на общие габариты.
«NIVA LEGEND»
Как явствует из подписанных документов, на площадке в Костанае будет осуществляться выпуск всего модельного ряда Lada. Следовательно, можно ожидать Lada Niva Legend казахстанской сборки.
Слово «легенда» в названии модели очень удачное. Поскольку благодаря сочетанию проходимости, компактности, комфортной цены, удобству в облуживании и ремонте машина завоевала невероятную популярность. Если в советские годы ажиотажный спрос на «Ниву» можно было объяснять товарным дефицитом, то эпоха рыночных отношений в новых условиях подтвердила высокое реноме автомобиля. К тому же при СССР «Нива» была популярной в Европе, где недостатка в предложении легковых автомобилей не помнят с окончания второй мировой войны.
Пусть Niva Legend достаточно новый бренд, зато лежащая в ее фундаменте «Нива» завоевала свою популярность в трудных дорожных условиях, тесноте маленьких городков и на шумных автострадах мегаполисов, на бескрайних полях и в лесных тропиках.
Учитывая, что базовые вещи в ней все те же, плюс новые сиденья и панель приборов, легендарная машина всегда найдет своего покупателя. Главное, держать сложившуюся высокую планку производства и за модными вещами и элементами не забывать те, которые обеспечили «Ниве» ее славу. На казахстанском рынке Niva Legend продается от 5 млн тенге с небольшим и слегка уходит за 5,5 млн, что делает ее постоянным участником топ-спроса.
Будем надеяться, что все неприятности, связанные с закрытием предприятия в Усть-Каменогорске остались позади. Те скорость и основательность, с какими автозавод в Костанае подхватил пошатнувшееся в Казахстане знамя «Нивы», вселяют уверенность, что производство перешло в надежные и умелые руки. Даже Голливуд поддерживает респектабельность «Нивы», ну и наши автопроизводители не подведут.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости