Стремительное превращение нашей страны, входившей в советские времена в когорту четырех «водочных держав» СССР, в фактический придаток ключевых партнеров по ЕАЭС, беспрепятственно наводняющих внутренний казахстанский рынок своей продукцией, стало в последнее десятилетие печальной реальностью местного экономического бытия.
Еще в 2014 году отечественная водочная продукция занимала 9/10 рынка, а пять лет тому назад – в 2016 году – 84 %, тогда как сегодня ее импорт занимает 35 % рынка по уплате акциза и более 60 % полок с крепким алкоголем в среднем по стране. При этом доля импортной водки в России составляет менее 3 %.
Неудивительно поэтому, что отечественные производители сейчас с горечью констатируют – с ЕАЭС их просто надули. С другой стороны, из горького опыта массированного вторжения иностранных конкурентов на внутренний водочный рынок Казахстан может и должен извлечь полезные уроки, которые помогут в становлении развитой алкогольной индустрии современного типа.
ВЕЛИКАЯ ВОДОЧНАЯ СТЕНА БАТЬКИ
Опыт Белоруссии, сумевшей отстоять свою водочную отрасль в жесткой конкуренции с Россией, значительно превосходящей ее по алкогольной мощи, может весьма пригодиться и Казахстану как в выстраивании системы регулирования импорта этой продукции, так и в поддержке экспорта. Ведь, как и наша страна, Белоруссия является членом Таможенного союза ЕАЭС, умудряясь находить при этом вполне легальные лазейки для отстаивания своих экономических интересов.
Примечательно, что Белоруссия с началом деятельности Таможенного союза в 2010 году значительно нарастила экспорт водки, хотя ее внутреннее производство особо не увеличилось.
Согласно данным официальной статистики, в 2009 году выпуск водки и питьевого спирта составил 13,1 млн. декалитров, в 2010 – 13,0 млн. В 2011 году, когда началось полноценное функционирование Таможенного союза, их производство поднялось до 14,7 млн. дал, а в 2012 году достигло 15,2 млн. дал. Но затем выпуск водки и питьевого спирта опустился до 13,5 млн. дал в 2013 году, а в 2014 году, то есть в канун начала деятельности Евразийского экономического союза – до 11,7 млн. дал и вернулся к уровню 2007 года.
Экспорт же водки с 17,5 млн. дал в 2006 году снизился до 13,3 млн. дал в 2007 году, после чего обвалился до 5,5 млн. дал в 2008 году и 4,3 млн. дал в 2009-м.
Затем начался период восстановления экспорта, перешедшего в бум. В 2010 году экспорт белорусской водки поднялся до 7,3 млн. дал, после чего почти удвоился в 2011-м до 13,2 млн. дал. Уже в 2012 году был превзойден уровень 2006 года, так как экспорт достиг 19,2 млн. дал. В следующем году объем экспорта водки из Белоруссии вырос в 1,8 раз до 34,9 млн. дал, а в 2014 году – на 38,7 % до 48,4 млн. дал.
Между тем как раз в канун начала деятельности ЕАЭС белорусские аналитики указывали на плохие времена для водочной отрасли этой страны. Значительный рост акцизов в начале 2013 года – почти на 35 % – на пищевой этиловый спирт и алкогольную продукцию, вызванный последовательным их сближением с российскими ставками, повлек за собой и рост розничных цен на водку примерно на четверть со снижением продаж.
Соответственно уменьшился и выпуск водки наряду с ростом ее складских запасов, что для производителей означало потери оборотных средств. В 2014 году акцизы на крепкий алкоголь выросли еще на 14,5 % со всеми вытекающими отсюда последствиями. Значительно упало и официальное потребление водки из расчета на душу населения, (упало ли оно в реальности – большой вопрос; скорее всего – нет).
В 2015 году дело дошло даже до совещания у президента Белоруссии по вопросам развития алкогольной отрасли, по результатам которого был предпринят ряд мер по стабилизации ее работы, включая создание белорусского алкогольного холдинга, в который вошли восемь предприятий, а управляющей стала компания «Минск Кристалл».
В составе холдинга предусматривалось функционирование торговой компании, ответственной за продажи. А Министерство торговли поддержало водочные компании своим постановлением о перечне товаров отечественных производителей, который должен быть на полке каждого магазина в зависимости от его торговой площади.
Количество наименований водки в этом перечне было увеличено в пять раз! В прошлом году производство водки и питьевого спирта в Белоруссии увеличилось на 3 % к 2019 году до 13,1 млн. дал, а январе-мае текущего года – на 8 % по сравнению с аналогичным периодом год назад. При этом подушевое потребление, как и в большинстве других стран, постепенно снижается.
Ключевую роль в защите внутреннего рынка Белоруссии играет исключительное право государства на импорт алкогольной продукции. Ежегодно специальная межведомственная комиссия определяет победителей конкурса на право такого импорта, а контролирует исполнение поставщиками обязательств по ввозу алкоголя Министерство антимонопольного регулирования и торговли.
В текущем году в перечень юридических лиц, обеспечивающих реализацию исключительного права государства на импорт алкоголя, вошли 40 компаний, включая и местных производителей водки – ООО «Завод Бульбашъ», СООО «Малиновщизненский спиртоводочный завод – «Аквадив», а также УП «Торговая компания «Минск Кристалл Трейд».
Увы, в этом перечне отсутствует продукция, выпускаемая в Казахстане, как, впрочем, и в других странах ЕАЭС, так как исключительное право государства не распространяется только на элитные виды алкоголя, да и то по перечню, утверждаемому государством.
Входят в него из крепких напитков элитные коньяки, виски, шампанское, ром и джин.
В итоге предпринятых государством мер сейчас производственные мощности по выпуску водки в Белоруссии превышают ее потребление населением почти втрое, полностью закрывая потребности внутреннего рынка как по качеству, так и по ассортименту.
Поэтому у белорусских производителей водки появился мощный стимул наращивать ее поставки на экспорт. Сейчас эта страна входит в число ведущих водочных экспортеров мира, имея долю в глобальном экспорте водки, сравнимую с Украиной – примерно 2,5 %.
По темпам же роста экспорта водки Белоруссия входит в тройку наиболее быстро растущих экспортеров. При этом ее производители оперативно реагируют на изменение рыночной ситуации в России – главном конкуренте Белоруссии в ЕАЭС на этом рынке.
Так, импорт белорусской водки в Россию в 2019 году подпрыгнул на 37 % по сравнению с предшествующим годом до 24,4 млн. дал после того, как Госдума приняла закон о повышении ставок акцизов на вино и алкоголь с 523 до 540 рублей при незначительном росте минимальной розничной цены за бутылку.
А за период с 2014 по 2018 год в стоимостном выражении импорт водки из Белоруссии в Россию по оценкам аналитиков увеличился на 179 %. К началу прошлого года Белоруссия лидировала по объему поставок водки на российский рынок, оставив позади Финляндию, Швецию, Францию и Литву.
ПУТЬ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК СЛОЖЕН
Для самой России ключевыми экспортными рынками водки традиционно выступают Армения, Великобритания, Германия, Латвия, Литва и Украина, входит в «Топ-10» и Казахстан.
Отечественное же ее производство составило в 2019 году 83,6 млн. дал, в прошлом году – 79,5 млн. дал, а за 4 месяца текущего года – 21,5 млн. дал. При этом с 1 января минимальная розничная цена на водку поднялась до 243 рублей за бутылку объемом 0,5 литра с действовавших ранее 230 руб.
Примечательно, что цены производителей на ликеро-водочные изделия крепостью свыше 25 градусов без учета акциза значительно снизились – с 182,7 рублей за литр к концу 2018 года до 135,5 рублей к началу прошлого года. Такой тренд свидетельствует о значительном техническом перевооружении и/или консолидации отрасли.
А на спирт этиловый из пищевого сырья цены производителей поднялись без учета акциза с 53,1 рублей за литр до 54,3 рублей. Кстати, акцизные ставки на водку и этиловый спирт в России самые высокие среди стран ЕАЭС в абсолютном выражении. Однако в относительном выражении к средней заработной плате в России они ниже по сравнению с Казахстаном, что говорит о большей ценовой доступности водки у наших соседей и соответственно о меньших стимулах к выпуску нелегальных ликеро-водочных изделий.
В принципе, импортная водка не делает особой погоды на внутреннем рынке России, так как в 2019 году ее было ввезено общим объемом 2,3 млн. дал, из которого более двух третей (68,2 %) пришлось на белорусскую продукцию. Но, хотя здесь нет фактического запрета на ввоз импортной водки подобного действующему в Белоруссии, попасть на российский рынок довольно сложно.
Согласно требованиям российского законодательства индивидуальные предприниматели не могут заниматься экспортом и импортом алкогольной продукции, поскольку им не выдается лицензия на оптовую торговлю таким товаром. Выдает же лицензию Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), но получить ее могут не все юридические лица.
Во-первых, необходимо подтвердить наличие уставного капитала в размере не менее 10 млн. рублей и принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений.
Требования к таким помещениям – наиболее сложное условие Росалкогольрегулирования. Это должны быть склады класса «А» не ниже определенного метража, которые находятся в собственности или аренде некоторое время.
Во-вторых, нужно предъявить сертификаты соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования.
В-третьих, к пакету документов должно быть приложено заключение территориального органа Государственного пожарного надзора о соответствии помещений требованиям норм пожарной безопасности.
Следующий шаг – регистрация в системе ЕГАИС. Это Единая государственная автоматизированная информационная система все того же Росалкогольрегулирования.
Для регистрации в ней нужно приобрести необходимое оборудование и выполнить ряд технико-организационных процедур, после которых представитель межрегионального управления Росалкогольрегулирования прибывает к заявителю по месту осуществления деятельности и совместно с представителем заявителя осуществляет проверку возможности использования технических средств для фиксации и передачи информации в ЕГАИС с составлением соответствующего акта о готовности к подключению.
Импортеру также необходимо ввезти в Россию образцы товаров для проведения лабораторных испытаний и сертификации и получить затем декларацию соответствия продукции требованиям Таможенного союза и ЕАЭС.
Между тем по правилам ЕАЭС дополнительная сертификация и декларация не требуются, если изделие произведено на территории ЕАЭС со всеми необходимыми разрешениями.
Следующий шаг – приобретение акцизных марок, которые с 1 января текущего года заменили на федеральные специальные марки для маркировки алкогольной продукции, ввозимой в Россию, и выдаваемые не Центральной акцизной таможней, а Росалкогольрегулированием. Эти марки наносятся на ввозимые товары.
После прохождения всех этих организационных процедур импортеру необходимо выплатить положенные налоги и акцизы. НДС составляет 20 %, акциз на крепкий алкоголь, размер которого постоянно меняется – 523 рубля на литр чистого спирта. При этом акциз и НДС оплачиваются в следующих платежных периодах, но необходимо предоставить гарантию.
Кроме перечисленных, существуют еще две проблемы с доступом казахстанских производителей на российский рынок. Чтобы продавать свою продукцию основным тамошним покупателям, торговым сетям, надо самому привезти водку в Россию. А для того, чтобы привезти ее, надо пройти круги ада по требованиям Росалкогольрегулирования с сертификацией и декларированием.
Другая проблема – местные российские власти зарабатывают с производителей водки в своих регионах, имея очень серьезные рычаги влияния на розницу и оптовую торговлю согласно федеральному законодательству. Поэтому они могут создать продвижению импортной продукции весьма серьезные проблемы.
УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
Удивительно то, что российская и белорусская системы ограничения импорта алкоголя действуют в условиях Таможенного союза ЕАЭС, не предусматривающих, по идее, каких-либо препятствий на пути движения товаров внутри этого интеграционного образования. При этом Белоруссия остается единственным участником ЕАЭС, не получившим статус полноправного члена ВТО.
Между тем уже давно обсуждается проект соглашения о регулировании алкогольного рынка в рамках ЕАЭС, разработанный Евразийской экономической комиссией совместно с органами государственной власти государств-членов ЕАЭС во исполнение решения Совета комиссии от 25 января 2012 года № 7.
Уже тогда стало очевидным отсутствие единых принципов и целей регулирования рынка алкоголя наряду с барьерами при взаимной торговле алкогольной продукцией, произведенной в государствах-членах Союза.
Среди таких барьеров справедливо указывалось на дискриминационный и завышенный размер обеспечительного платежа, количественные ограничения института специмпортеров в Белоруссии, отсутствие унифицированных форм сопроводительных документов и системы административного сотрудничества, в том числе информационного обмена между регуляторами государств-членов.
В целях создания общего рынка алкогольной продукции без дискриминационных, количественных и инвестиционных ограничений и изъятий при взаимной торговле алкогольной продукцией в рамках ЕАЭС проект соглашения предусматривает установление единых целей регулирования для защиты экономических интересов участников ЕАЭС, жизни и здоровья населения, прав участников алкогольного рынка.
Предлагается также введение единых принципов регулирования, в том числе национального режима и режима наибольшего благоприятствования для алкогольной продукции, участников алкогольного рынка и их деятельности, недопустимости ограничения конкуренции. Проект соглашения устанавливает номинальный набор общих мер регулирования алкогольного рынка, включающих требования к участникам рынка и их деятельности, а также обеспечение надлежащего контроля и надзора за соблюдением таких требований.
Как считают участники рынка, на сегодня это соглашение морально устарело, поскольку за эти годы его постулаты почти полностью перекрываются требованиями ЕАЭС. Другое дело, что именно под соусом этого несостоявшегося соглашения было продвинуто другое – о гармонизации ставок акцизов. И, когда тенге просел к рублю на 50 %, казахстанский внутренний рынок из-за этих «гармонизируемых» ставок, посыпался, как замок из песка. Водка стала дороже, чем мог позволить себе средний казахстанец, и расцвел серый и черный рынок.
А общий свободный рынок алкоголя ЕАЭС так и не заработал. Поэтому властям Казахстана необходимо предпринять комплекс мер как по защите своего внутреннего рынка от импорта той массовой продукции, которой отечественные производители могут обеспечить местных потребителей, так и по поддержке экспортеров алкоголя казахстанского производства.
Здесь необходима последовательная государственная политика, опирающаяся в том числе и на заимствование опыта Белоруссии и России, и рассматривающая алкогольную отрасль не как источник рутинной выпивки для застолий, а как стратегическую отрасль национальной экономики, способную генерировать значительную экспортную выручку.
Для этого должны реализовываться государственные программы поддержки экспорта той же водки наряду с субсидированием ее производства и обновления оборудования. В Казахстане же отечественные производители алкогольной продукции не могут добиться даже включения заводов в программу фонда «Даму», чтобы произвести техническое перевооружение! По-прежнему сохраняются равные условия для импортеров и производителей, работает бесшовная система ввоза продукции, обеспечивающая быстрое получение лицензии и моментальное оформление, чем сполна пользуются иностранные поставщики.
Особое значение имеет не только государственная поддержка производителей алкоголя, но и защита репутации казахстанской продукции как на рынках ЕАЭС, так и «дальнего» зарубежья. К примеру, значительный объем экспорта коньяка и коньячных дистиллятов из Казахстана, отражающийся в официальной статистике, эксперты и участники рынка объясняют реэкспортом импортированной продукции из Узбекистана в то время, когда отечественное ее производство невелико. Такую лазейку допускают правила СНГ, согласно которым достаточно небольших манипуляций с поступившим в Казахстан дистиллятом или виноматериалом, чтобы признать его произведенным в нашей стране, а затем уже экспортировать его по правилам ЕАЭС.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости