За 10 лет количество банков в Казахстане заметно уменьшилось. Меньше стало банков именно с казахстанским капиталом. Зато в топ одних из самых лучших банков в РК по многим показателям вошел дочерний филиал российского государственного «Сбербанка» и «Kaspi Bank», среди конечных владельцев которого числятся иностранные инвестиционные фонды.
Заявление финансового регулятора Казахстана о необходимости проведения ежегодного стресс-тестирования банков второго уровня после прошлогодней схожей процедуры и оценки качества банковских активов (AQR) в 2019 году лишь укрепило опасения в том, что системный кризис в этом секторе отечественной финансовой системы все еще продолжается.
СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ СТАЛО МЕНЬШЕ
Напомним, что только за минувшее десятилетие количество банков второго уровня сократилось в 1,8 раз – с 39 до 22. При этом значительно уменьшилось число системообразующих отечественных банков и меньших по размеру участников рынка с казахстанским капиталом, тогда как количество «дочек» их иностранных конкурентов оставалось стабильным.
По официальным данным к концу первого полугодия 2011 года в первую десятку банковского сектора по размеру активов входили (в порядке убывания) «Казкоммерцбанк», «Народный банк Казахстана», «БТА Банк», «Банк ЦентрКредит», «АТФБанк», «Альянс Банк», «Евразийский банк», «Kaspi Bank», дочерние «Сбербанк» и «Ситибанк Казахстан».
В текущем году на 1 июля в «Топ-10» входили «Народный банк Казахстана», дочерний «Сбербанк», «Kaspi Bank», «ForteBank» (создан в 2015 году в результате объединения с «Альянс Банком» и «Темiрбанк»), «Банк ЦентрКредит», государственный «Отбасы банк», «Jusan Bank» (создан в 2019 году на базе «Цеснабанка»), «Евразийский банк», «АТФБанк» (поглощен «Jusan Bank» в этом году) и «Bank RBK» (создан в 2011 году).
При этом «Народный банк Казахстана», поглотивший «Казкоммерцбанк» после того, как последний в свою очередь получил в наследство хозяйство «БТА Банк», вполне естественным образом стал доминировать на рынке по всем ключевым показателям деятельности, предоставляя услуги своей группы во всех сегментах финансового рынка (банковском, страховом, ценных бумаг, лизинговом).
В принципе, если следовать критерию не только размера банка, но и размаху деятельности его группы, в которую он входит или возглавляет, то к системообразующим можно отнести сегодня еще «Kaspi Bank», «Банк ЦентрКредит», «Jusan Bank», «Евразийский банк».
Тем не менее, вполне очевидно, что десять лет тому назад размах и масштабы деятельности группы системообразующих банков были гораздо больше – достаточно напомнить об их агрессивной экспансии за рубеж, чего сегодня практически не наблюдается, и острой конкуренции между ними на внутреннем рынке.
Что касается меньших по размеру отечественных банков второго уровня, то их судьба после глобального финансового кризиса 2007-2008 была заведомо предопределена.
Напомним, что со сцены сошли за минувшее десятилетие «Казинвестбанк», акционером которого был нынешний председатель Нацбанка Ерболат Досаев, «Asia Credit Bank», контролировавшийся Нурболом Султаном, сыном Сарыбая Калмурзаева, считающегося «отцом» казахстанской приватизации, «Delta Bank», «Банк «Астана Финанс», «Кредит Алтын Банк», принадлежавший семейному клану Асаубаевых, «Capital Bank Kazakhstan», «Tengri Bank» и другие.
А недавно «Jusan Bank» окончательно поглотил «АТФБанк», принадлежавший сначала миллиардеру Булату Утемуратову, затем итальянскому «UniCredit» и Галимжану Есенову, зятю Ахметжана Есимова, занимавшему до недавней поры пост главы ФНБ «Самрук-Казына», после чего назначенного внештатным помощником первого президента РК — Елбасы.
Упомянутый выше кризис проредил и ряды «дочек» иностранных банков, но в меньшей степени. Со сцены за минувшее десятилетие сошли «HSBC Bank Kazakhstan», «RBS «Kazakhstan», «ТАИБ Казахский банк» и «Национальный банк Пакистана в Казахстане».
При этом большинство «дочек» были приобретены отечественными инвесторами.
Тем не менее, если 10 лет тому назад их было в Казахстане 14, то сейчас – 11 плюс «Банк Фридом Финанс Казахстан», контролируемый россиянами через казахстанское АО «Фридом Финанс».
Таким образом, сугубо казахстанские по составу акционеров банки сейчас остались в меньшинстве на внутреннем рынке – ведь 10 лет назад их было 25, а сейчас лишь 10, включая государственный «Отбасы банк» и исламский «Заман-банк»!
Вполне очевидно также, что теперь тон на этом рынке задают «дочки» российских и китайских банков.
Между тем с завершением 5-летнего переходного периода с момента вступления Казахстана в ВТО для иностранных банков значительно облегчился выход на местный рынок – они могут вести операции в нашей стране через свои прямые филиалы.
Доходность ниже, долларизация выше, а значимость для экономики меньше.
Добавим также, что за минувшее десятилетие заметно снизилась роль банковского сектора в национальной экономике при том, что на его господдержку были потрачены огромные средства, в том числе и из Национального фонда РК.
Согласно данным Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) по итогам первого полугодия текущего года отношение его совокупных активов к ВВП Казахстана составило 46,5 %, тогда как 10 лет тому назад – более 52 %, ссудного портфеля к ВВП – соответственно 22,4 % и 38,8 %. Небольшой прирост сложился по отношению совокупного объема вкладов клиентов к ВВП – с 29,8 % до 32,7 %.
При этом доля 5 крупнейших банков в совокупных активах банковского сектора составила 63, 6 %, в совокупном ссудном портфеле – 70,2 %, а в совокупных вкладах клиентов – 66,1 %.
Но нужно учесть, что 10 лет тому назад в эту пятерку входили только банки с казахстанским капиталом, тогда как сейчас в ней давно прописался дочерний «Сбербанк».
Можно напомнить также, что и среди «конечных» владельцев «Kaspi Bank» значатся фонды «Baring Vostok», специализирующиеся на прямых инвестициях в постсоветских республиках. А в качестве долгосрочных инвесторов этих фондов выступают пенсионные и университетские фонды США, Западной Европы, Азии, Ближнего Востока и другие.
Из данных финрегулятора следует также, что за минувшее десятилетие значительно снизилась доходность деятельности банковского сектора. Если 10 лет тому назад отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к совокупным активам (ROA) составляло немногим менее около 10,0 %, то в нынешнем году по итогам первого полугодия – 3,5 %, а отношение чистого дохода до уплаты подоходного налога к собственному капиталу по балансу (ROE) – соответственно 136,6 % и 28,1 %.
Не менее удивляет и то обстоятельство, что вопреки официально декларируемой Нацбанком политике дедолларизации доля валютных вкладов в депозитной базе банковского сектора значительно выросла. В текущем году к концу первого полугодия она составила 38,4 %, в том числе по вкладам юридических лиц – 41,6 %, физических лиц – 35,2 %, тогда как 10 лет тому назад было соответственно 33,2 %, 28,6 % и 42,4 %.
Как видно, увеличению доли валютных депозитов способствовали корпоративные клиенты банков, тогда как у населения сложился обратный тренд главным образом из-за резкого снижения ставок вознаграждения по таким вкладам по сравнению с тенговыми.
В качестве несомненного статистического позитива, достигнутого за последнее десятилетие, можно отметить значительное снижение объема проблемных займов с просрочкой платежей по ним свыше 90 дней – с 2 трлн. 457,1 млрд. тенге по итогам первого полугодия 2011 года до 800,1 млрд. тенге или в 3,1 раза.
При этом 10 лет назад у большинства банков, входивших в «Топ-10» по объему кредитования, доля таких кредитов в ссудном портфеле намного превышала 10 %-ную планку, установленную регулятором.
Печальное лидерство по этому показателю досталось тогда «Альянс-Банку» (59,2 %), за ним следовали «БТА Банк» (47,4 %), «АТФБанк» (32,7 %), «Казкоммерцбанк» (22,9 %), «Народный банк Казахстана» (17,5 %) и «Kaspi Bank» (13,0 %).
Сегодня таких нарушителей пруденциального норматива среди ведущих участников рынка лишь один – «Jusan Bank» (17,3 %).
Заметно выросли такие важные показатели деятельности банковского сектора как коэффициенты достаточности капитала: значение к1 и к1-2 составило 20,2 %, к2 – 25,2 % на 1 июля текущего года. Доля высоколиквидных активов в совокупном объеме активов поднялась до 35,9 %, тогда как 10 лет назад была на уровне в 21,5 %.
Тем не менее, настойчивое внимание финрегулятора к качеству активов банков второго уровня и становящееся регулярным их стресс-тестирование дают вполне ясный сигнал клиентам и вкладчикам – ситуация в банковском секторе все еще далека от идеальной, и в нем есть немало «скелетов в шкафу», которые могут вывалиться в любой момент.
Так, в 2019 году по поручению главы государства была проведена оценка качества активов 14 ведущих банков, длившаяся 8 месяцев и завершившаяся в феврале прошлого года, с привлечением сотрудников консалтинговых, аудиторских и оценочных компаний.
Затем в мае этого года АРРФР совместно с Нацбанком было проведено надзорное стресс-тестирование по методологии Европейского центрального банка, направленное на оценку достаточности собственного капитала банков в случае реализации негативных макроэкономических сценариев с учетом распространения пандемии коронавируса и глубины влияния внешних шоков на экономику Казахстана.
Теперь, как заявляют в АРРФР, стресс-тестирование будет проводиться ежегодно с использованием двух подходов. С одной стороны, в банках второго уровня будут оценивать влияние макрофинансовых шоков, заданных регулятором по каждому виду риска. А с другой регулятор будет разрабатывать собственные модели для проверки результатов.
Пилотное стресс-тестирование по этому принципу планируется начать в октябре, оно охватит 4 банка и завершится в марте следующего года. Затем количество банков, охваченных стресс-тестированием, увеличится, так как финрегулятор ставит цель охватить более 80 % совокупных активов банковского сектора. А элементы AQR внедряются в ежегодный надзорный процесс, проводимый финрегулятором.
ВЫБОР НЕВЕЛИК, НО МНОГО БАНКОВ И НЕ НУЖНО
Впрочем, банковская статистика и модели, строящиеся финрегулятором и банкирами – это одно, а реальная жизнь и взаимоотношения клиентов с банками – это совсем другое.
Как показали недавние трагические события в Алматы, где владелец дома, заложенного в одном из ведущих банков и проданного последним с торгов, застрелил пять человек, включая нового владельца, судебного исполнителя и двух полицейских, сегодня банковский сектор выступает еще и источником социальной напряженности в стране.
Вряд ли способствует росту доверия к банкам и не вполне внятная и малопонятная политика, проводимая Нацбанком и АРРФР в части коммуникаций с населением, повышения его финансовой грамотности, защиты прав вкладчиков и заемщиков.
Об этом же говорилось и в недавнем решении международного рейтингового агентства «S&P Global Ratings», подтвердившего долгосрочные и краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-/А-3» с прогнозом «Стабильный».
В нем отмечается «сохранение проблем, снижающих доверие к денежно-кредитной политике, таких как ограниченная независимость центрального банка и относительная слабость банковской системы страны».
По оценке аналитиков агентства, «банковский сектор Казахстана остается небольшим по сравнению с размером экономики страны, а практика корпоративного управления оценивается как относительно слабая».
По-прежнему присутствуют высокие риски для банковского сектора, включая значительный объем накопленных проблемных активов – по этой причине он отнесен к группе 9 по уровню отраслевых и страновых рисков. При этом используется шкала от 1 до 10, а в группу 10 отнесены страны с наиболее слабыми показателями.
Как бы то ни было, в повседневной жизни казахстанцам приходится делать выбор между присутствующими на рынке банками второго уровня, чтобы сохранить свои денежные сбережения и пользоваться банковскими услугами и продуктами.
Увы, выбор этот не столь велик. Так, можно сразу исключить из рассмотрения узкопрофильные «Отбасы банк», исламские «Заман-Банк» и «Al Hilal» вместе с дочерними «Ситибанк Казахстан», «Банком Китая в Казахстане», «Торгово-промышленным банком Китая в Алматы», «Шинхан Банк Казахстан», практически не работающими с розницей в нашей стране. Относительно слабо присутствуют на нем и дочерний «КЗИ Банк», а также «Банк Фридом Финанс Казахстан».
Среди оставшихся 13 участников внутреннего розничного рынка Казахстана активно работают на нем дочерние «Сбербанк», «Альфа-Банк», «Altyn Bank», «Банк Хоум Кредит» и «Банк ВТБ (Казахстан)».
Наиболее высокие рейтинги имеют среди них дочерние «Сбербанк» и «Altyn Bank», приходящийся «дочкой» китайской государственной «China Citic Bank Corporation Ltd» — на уровне Ва1 от агентства «Moody’s» и ВВВ- от «Fitch».
При этом «дочка» «Сбербанка» имеет весьма разветвленную сеть филиалов в Казахстане, занимая первое место среди дочерних организаций инобанков по размеру вкладов населения и юридических лиц.
Дочерний «ВТБ Банк (Казахстан)» имеет меньшую по размерам филиальную сеть, располагая рейтингом на уровне ВВ+ от «S&P», тогда как еще одна российская «дочка» — «Альфа-Банк» — имеет рейтинги на уровне ВВ- от «S&P» и «Fitch».
Но при этом материнский банк последней является частным, тогда как «Сбербанк» и «ВТБ» контролируются российским государством.
Частный капитал контролирует и активно занимающийся розничным банкингом в Казахстане «Банк Хоум Кредит», входящий в международную «Home Credit Group» — у него рейтинг В+ от «Fitch».
Перейдем теперь к 8 оставшимся банкам, в которых первую скрипку играют казахстанские акционеры. Наиболее высокими рейтингами среди них обладает «Народный банк Казахстана», причем его оценки от «Moody’s» и «Fitch» совпадают с суверенными рейтингами нашей страны на уровне соответственно Ваа2 и ВВВ-! А его рейтинг от «S&P» лишь на две ступеньки ниже суверенного.
Тем не менее, в рознице как раз этот банк получает много нареканий от своих клиентов, в том числе и от тех, кто пользовался ранее услугами поглощенного им «Казкоммерцбанка». Это и не удивительно – ведь ранее «Народный» больше фокусировался на обслуживании крупных корпоративных клиентов.
Наиболее серьезным конкурентом «Народного» в рознице сейчас выступает «Kaspi Bank», занимающий второе место по объему вкладов населения. Примечательно, что он имеет рейтинг от «Moody’s» на одном уровне с дочерним «Сбербанком» и «Altyn Bank», хотя контролируется частным капиталом.
Своим клиентам первым в Казахстане «Kaspi Bank» предложил собственную экосистему, использующую удобные интернет-сервисы, что позволило ему успешно провести IPO на Лондонской фондовой бирже. Концентрация на розничном бизнесе и низкий уровень валютных рисков, так как операции ведутся им в основном в тенге, делают этот банк вполне устойчивым и надежным.
За лидерами отечественной банковской розницы по уровню рейтингов следуют «ForteBank», «Банк ЦентрКредит», «Jusan Bank», «Евразийский банк», «Bank RBK» и «Нурбанк».
Тут стоит напомнить, что по результатам AQR и прошлогоднего стресс-тестирования «Евразийский банк», «Банк ЦентрКредит» и «Нурбанк» согласовали с АРРФР пятилетние надзорные планы, включающие дополнительное формирование провизий и работу по улучшению качества отдельных активов. Эти же банки участвовали в программе повышения финансовой устойчивости банковского сектора, на реализацию которой Нацбанком было выделено более 650 млрд. тенге.
«Bank RBK» еще оправляется от ущерба, нанесенного ему в результате масштабных хищений средств группой топ-менеджеров. А «Jusan Bank», также получивший мощные вливания государства, все еще расчищает завалы проблемных займов, доставшихся ему от «Цеснабанка», и одновременно осуществляет агрессивные планы экспансии как на внутреннем, так и на зарубежном рынках.
Так что методом исключения из этой группы отечественных банков наиболее высоким уровнем надежности обладает сейчас лишь «ForteBank».
Кто из банков с казахстанским капиталом останется в ближайшее время на рынке, сказать сложно из-за продолжающегося давления со стороны пандемии коронавируса и сложной ситуации в отечественной добывающей промышленности, служившей ранее «локомотивом» экономического роста.
Экспертные суждения о том, что Казахстану достаточно 4-5 банков с отечественным капиталом высказываются уже давно. Если добавить к ним еще столько же «дочек» универсальных инобанков, то наберется в сумме 8-10 вполне надежных участников банковского рынка, способных удовлетворить спрос казахстанцев на современные финансовые услуги и продукты.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости