Стратегический запас вакцин самого разного производства наряду с ограничительными мерами против невакцинированной части населения и одновременным наказанием за антивакцинную пропаганду могут спасти ситуацию.
Однако наряду с этим еще необходимо вкладываться в нормальную пропаганду и расширять действие системы «Ashyq» на приобретение определенных услуг, делая саму систему двусторонней.
Выход Казахстана в последние дни июля в мировые лидеры по темпам распространения коронавируса и уровню смертности от него поневоле поставил вопрос о том, насколько адекватна нынешнему натиску пандемии стратегия борьбы с этой инфекцией, проводимая нашим государством.
СТАТИСТИКА ЗНАЕТ ВСЕ
Как сообщил ряд СМИ со ссылкой на данные университета Джонса Хопкинса, ведущего глобальную статистику показателей коронавирусной пандемии, Казахстан занял 7-е место в рейтинге стран с наиболее высоким числом ежесуточных заражений на 100 тыс. человек – 37. Впереди нашей страны оказались Куба (68), Малайзия (50), Тунис (49), Великобритания (48), Франция (38) и Гватемала (38).
Весьма высоки позиции Казахстана и по числу ежедневно регистрируемых случаев коронавируса – здесь наша страна вошла в мировой «Топ-20». Ведь по этому показателю с 7691 заболевших за последние сутки минувшего месяца Казахстан опередил значительно превосходящие его по численности населения Индию (1199), Украину (916), Канаду (493), Узбекистан (924), Южную Корею (1539) и ряд других государств.
Числится Казахстан и в глобальном «Топ-20» по показателю ежедневной смертности от коронавируса в последнее время. В самом конце июля число умерших в нашей стране от этой инфекции составило 86 человек, тогда как в Германии – 4, Украине – 15, Канаде – 3, Японии – 11, ОАЭ – 6, Южной Корее – 6, Узбекистане — 8.
Примечательно, что при такой явно неблагополучной ситуации по коронавирусу, сложившейся в Казахстане в последнее время, сравнительные международные данные на эту тему не приводятся на регулярной основе на сайтах официальных органов – Минздрава и Бюро национальной статистики, а также деликатно не упоминаются в выступлениях чиновников, отвечающих за борьбу с этой инфекцией.
Что касается сугубо казахстанских сведений, то и их непросто найти на систематизированной основе на отечественных сайтах упомянутых госорганов, начиная с первых случаев регистрации заболеваний коронавирусом в нашей стране, с соответствующей аналитикой и комментариями специалистов.
В прошлом году, пока заболеваемость этой инфекцией и смертность от нее были невысокими, информация публиковалась относительно стабильно в соответствующих телеграмм-каналах. Однако к минувшим парламентским выборам эта тема по понятным внутриполитическим причинам начала отодвигаться на задний план и выдвинулась обратно на авансцену к весне.
Но затем те каналы то ли закрыли, то ли просто перестали наполнять оперативной информацией и аналитикой –видимо, чтобы не пугать казахстанцев.
Тем временем, за рубежом внимательно следят за быстро ухудшающейся ситуацией с коронавирусом в Казахстане, оперативно обновляя информацию и приводя разнообразные аналитические выкладки. Из этих источников можно узнать, что еще в апреле текущего года число ежесуточных заражений превысило предыдущие максимумы прошлогоднего июля.
Тогда же уже было известно о начале быстрого распространения в мире новых штаммов коронавируса, в первую очередь «дельта». Увы, снизившаяся к концу весны заболеваемость, по всей видимости, ввела власти Казахстана в заблуждение, позволив им снизить темпы вакцинации и отложить ужесточение карантинных ограничений.
А в июле, как известно, на Казахстан обрушилась новая волна пандемии с ее антирекордами по заболеваемости и смертности.
И ПЕРВЫЕ СТАЛИ ПОЧТИ ПОСЛЕДНИМИ…
Отсутствие систематизированной и правдивой коронавирусной статистики, доступной для населения, стало одним из факторов, повлекших за собой провал первого этапа массовой вакцинации и образования в стране достаточно значимой группы антиваксеров.
И это при том, что уже в первые месяцы после начала пандемии коронавируса Казахстан вошел в узкий круг государств мира, приступивших к разработке собственных вакцин!
Тогда в сведениях ВОЗ появился лидер этой нарождающейся отечественной отрасли – «НИИ проблем биологической безопасности» (НИИ ПББ), базирующийся в Кордайском районе Жамбылской области с его инактивированной вакциной «QazCovid-in», переименованной позже в «QazVac».
Что особенно важно, вакцина эта была создана на основе штамма вируса, выделенного у заболевших на территории Казахстана. Под ее промышленный выпуск начали строить завод в Жамбылской области, правда, его запуск постоянно откладывается. Тогда же из зарубежных источников стало известно, что в этом институте ведется разработка субъединичной вакцины (subunit vaccines) наряду с компаниями «Saiba GmbH», «Sanofi Pasteur», «GSK» и Санкт-Петербургским НИИ вакцин и сывороток.
Кроме того, в данных ВОЗ числились и три разработки Казахского национального аграрного университета, в том числе две – совместные с Национальным научным центром особо опасных инфекций им. М. Айкимбаева и университетом штата Огайо наряду с другими зарубежными исследователями.
В дополнение к отечественным разработкам правительство Казахстана заключило с Россией соглашение о поставке вакцины «Спутник V» после прохождения всех стадий ее испытаний. Было запущено ее производство и на базе Карагандинского фармацевтического комплекса объемом порядка 2 млн. доз.
Весной прошлого года была достигнута договоренность на высшем уровне о всесторонней поддержке Китаем Казахстана в борьбе с коронавирусом. В развитие этой договоренности к нам прибыла спецрейсом бригада китайских медиков, а позже поступили и партии китайских вакцин.
Фактически к осени прошлого года Казахстан гарантировал себе достаточное количество вакцин – как минимум трех (отечественной, российской и китайской разработки). Кроме того, как выяснилось недавно, велись переговоры и о поставках вакцин западного производства, прежде всего «Pfizer».
Таким образом, до начала массовой вакцинации населения у властей Казахстана было достаточно времени для проведения соответствующей разъяснительной работы в пользу этой исторически важной акции – первой такого рода в истории независимости страны.
Она реально могла бы позволить казахстанцам сплотиться во имя достижения великой цели – надежной защиты здоровья нации, показав заодно всему миру степень своей просвещенности и цивилизованного подхода к столь важному общенародному делу.
Увы, все пошло с точностью до наоборот, причем ссылки чиновников на необходимость к подготовке и проведению парламентских выборов не выдерживают никакой критики.
Как отметил глава государства на совещании по ситуации с коронавирусом в стране, прошедшем 1 апреля текущего года, в ответ на его неоднократные поручения по заключению предварительных контрактов на закуп вакцины, которые давались с июня прошлого года, ответственные лица уверяли – договоренности по российскому «Спутнику V» и производству отечественной вакцины в полной мере обеспечат потребности страны.
Опираясь на эту информацию, президент Казахстана анонсировал массовую вакцинацию, начиная с 1 февраля, однако за два месяца было вакцинировано менее 0,1 % населения! А ему пришлось договариваться с главами других государств о дополнительных поставках вакцины, соглашаясь на невыгодные коммерческие и финансовые условия для ускорения поставок.
Тогда же стало известно, что не решены вопросы транспортировки, хранения, непосредственно прививания, дефицита мощностей складов для хранения и объемов морозильных установок в поликлиниках. Более того, президент привел данные, что не произведен даже закуп необходимого количества шприцев с учетом увеличения объема вакцин!
А раз массовая вакцинация стартовала крайне медленно, без соответствующей разъяснительной кампании и каких-либо стимулов для впервые прививающихся, не говоря уже о получивших обе дозы, то реакция населения была вполне предсказуемой в части быстрого нарастания стихийной антивакцинной пропаганды.
Между тем, глава государства на апрельском совещании еще раз напомнил правительству и акимам, что работа по иммунизации населения должна сопровождаться активной, грамотной информационно-разъяснительной работой с привлечением профессионального сообщества, общественников, всех граждан – сторонников массовой вакцинации, предпринимателей, сотрудников их компаний и членов семей.
Увы, насколько помнится, особой такой работы с массовым охватом населения не было заметно. Зато позиции антиваксеров продолжали усиливаться вопреки сообщениям о достижениях не только многих развитых стран, но и развивающихся в деле массовой вакцинации.
Чего стоил, к примеру, финальный турнир чемпионата Европы по футболу, когда на экранах телевизоров показывали полные стадионы болельщиков без масок!
В ОАЭ, лидирующих в мире по охвату населения вакцинацией и готовящихся провести всемирную выставку «ЭКСПО-2020» в 2021 году, доля жителей, получивших хотя бы одну дозу, перевалила к концу июля за 78 %, в Уругвае составила почти 74 %, Канаде – более 71 %, Великобритании – 68,9 %, Франции – 61,7 %, Германии – 61,2 %, США – 57 % при среднем по миру значении в 28,2%.
Судя по официальным данным, как раз примерно на этой отметке находился к концу июля Казахстан при численности получивших прививку первым компонентом вакцины около 5,4 млн. человек, а обе дозы – 3,7 млн. человек.
Как видно, сложилось огромное отставание нашей страны от мировых лидеров массовой вакцинации. К тому же теперь выглядит явно недостижимой и цель, поставленная Минздравом, по завершению в сентябре вакцинации 10 млн. человек из группы риска – ведь теперь поставлена задача охватить этим процессом и детей! А для этого нужны миллионы доз вакцин при том, что уже сейчас в некоторых регионах их запасы крайне низки.
Как заявил глава государства на июльском совещании по эпидемиологической ситуации в стране, в Алматы остаток первой дозы вакцины был зафиксирован на уровне однодневного объема вакцинации! Но даже если государству удастся получить необходимое количество вакцин в ближайшее время, то на пути массовой вакцинации останется по-прежнему довольно мощное движение антиваксеров.
Ведь государство по-прежнему придерживается принципа добровольности вакцинации, а нарушителей масочного режима и пытающихся пройти в общественные места с красным и желтым статусом «Ashyq» сейчас не наказывают даже положенными по закону административными штрафами.
Более того, судя по сказанному на июльском совещании, до последнего времени государство четко не понимало, кто такие антиваксеры, поскольку там прозвучало поручение соответствующим министерствам провести независимый социологический опрос для получения полного их портрета.
Но, хотя тотальные меры принуждения к вакцинации в Казахстане не собираются вводить по примеру некоторых развитых стран, без реализации таких мер сейчас не обойтись в первую очередь в госаппарате и бизнесе.
К тому же, в противном случае теряется экономический смысл вакцинации, позволяющей людям, получившим прививки, вновь жить полноценной жизнью – ведь в реальности жесткие карантинные ограничения вводятся из-за невакцинированной части населения.
Сейчас жители большинства регионов Казахстана вновь наблюдают эту печальную картину, когда из-за быстрого роста заболеваемости коронавирусом вводятся локдауны, ограничивающие и права полностью вакцинированных жителей.
ВРЕМЯ НОВЫХ СТРАТЕГИЙ
Как выясняется из опыта более продвинутых стран по части массовой вакцинации, в условиях мощного натиска новых штаммов коронавируса начинает быстро меняться и государственная стратегия защиты населения от нынешней и новых инфекций.
В США теперь вновь рекомендовано соблюдать масочный режим полностью вакцинированным жителям. Переоценивается в худшую сторону возможность достижения коллективного иммунитета за счет массовой вакцинации в условиях быстрой мутации коронавируса с появлением новых, более контагиозных его штаммов.
Низкая эффективность разъяснительной работы с антиваксерским сообществом при растущих темпах заболеваемости новыми штаммами вынуждает государство и бизнес переходить к обязательной вакцинации сотрудников в той или иной форме. В США, к примеру, федеральным служащим, отказывающимся от вакцинации, предстоит проходить еженедельно ПЦР-тесты.
Аналогичные меры предпринимаются и властями штатов. При этом некоторые федеральные ведомства ввели требование обязательной вакцинации для части сотрудников. Например, в министерстве по делам ветеранов это обязательное требование для всех медицинских сотрудников. Ношение масок обязательно для всех сотрудников и посетителей федеральных учреждений независимо от их статуса вакцинации.
Свою лепту вносит сейчас и крупный американский бизнес, включая IT-гигантов, исповедующих обычно весьма либеральное отношение к своим сотрудникам. Теперь их вакцинация становится обязательной в «Google» и «Facebook». Не стала исключением и газета «Washington Post», гигант индустрии развлечений и медиа «Walt Disney», инвестиционный банк «Morgan Stanley» и другие.
Другое направление – бустерная вакцинация третьей дозой и ревакцинация населения. В Израиле бустерную прививку предложили делать жителям в возрасте старше 60 лет, чтобы усилить их защиту против коронавируса. А ревакцинация населения, то есть регулярное получение прививки от коронавируса обоими компонентами вакцины через каждые полгода, уже идет в ряде стран, включая и соседнюю Россию.
Таким способом поддерживается устойчивость к коронавирусу вакцинированной части населения, становящейся в отличие от антиваксеров и колеблющихся жителей основой для здорового будущего нации.
Таким образом, в ряде стран вполне отчетливо наблюдается переход государственной политики от добровольной в пользу полностью либо частично обязательной вакцинации с предоставлением привитым гражданам большего объема социальных и экономических свобод.
При этом права невакцинированных жителей значительно ограничиваются. Однако для такого перехода должно быть выполнено как минимум одно базовое условие – наличие достаточного запаса эффективных вакцин, так как спрос на них будет быстро расти по мере роста численности вакцинированного населения и запуска процессов ревакцинации наряду с бустерными прививками.
Здесь у Казахстана на данный момент наиболее слабое место, которое может быть «расшито» в результате промышленного выпуска отечественной вакцины «QazVac», поставок и производства новой российской вакцины «Спутник лайт» на отечественных фармплощадках, закупок западных высокоэффективных вакцин «Pfizer» и «Moderna», а также китайских разработок.
Похоже, что придется закупать и универсальные бустерные вакцины наподобие той, которая разрабатывается под руководством Патрика Сун-Шионга, ученого-миллиардера, основателя сети медицинских компаний «NantWorks». Такая вакцина «hAd5» пройдет клинические испытания в системе здравоохранения ЮАР для сотрудников, получивших одноразовую вакцину «Johnson & Johnson/ Janssen».
Еще одно направление – расширение цифровизации процесса вакцинирования населения за счет увязки возможностей системы «Ashyq» не только с посещением общественных мест и госучреждений, но и с приобретением тех услуг и товаров, использование которых в личных целях имеет высокий потенциал распространения коронавирусной инфекции.
Это касается прежде всего покупки авиа- и железнодорожных билетов, туристических туров, транспортных средств, бронирования номеров в отелях и т.д. Кроме того, система «Ashyq» должна стать двусторонней с тем, чтобы проверялся не только статус посетителей и клиентов, но и у них была ясность в том, что их обслуживают здоровые сотрудники. Фактически «Ashyq» станет системой оценки социального рейтинга казахстанцев.
Справятся ли с переходом на новую стратегию борьбы с коронавирусом ответственные лица Казахстана и прежде всего Минздрав в его нынешнем виде наряду с Межведомственной комиссией по нераспространению этой инфекции, сказать сложно.
По всей видимости, для обеспечения постоянной жизни с коронавирусом и другими новыми инфекциями, не говоря о давно существующих на территории нашей страны, пора уже создавать отдельное ведомство с мощными ресурсами по решению этой сложной задачи.
В качестве одного из возможных примеров можно сослаться на опыт федерального агентства американского Минздрава Centers for Disease Control and Prevention (CDC, Центра по контролю и профилактике заболеваний). Полномочия этого агентства охватывают сейчас не только эпидемически значимые инфекции и хронические заболевания, но и проблемы здоровья, связанные с загрязнением окружающей среды, угрозы биотерроризма и другие сферы.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Международные ведомости