Если орошение не становится национальным приоритетом, то никакие отставки министров сельского хозяйства не помогут, поскольку в имеющейся системе координат от Минсельхоза по воде уже давно мало что зависит
Переживаемая страной засуха кучу блогеров и офисных жителей сделала видными «мелиораторами». В данной связи тоже хотелось бы поделиться своими соображениями в свете «Плана развития орошаемых земель до 2028 года», разработанного Комитетом по водным ресурсам (КВР) еще в 2018 году, когда он входил в структуру Министерства сельского хозяйства (сейчас он уже более двух лет в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов).
ОСОЗНАНИЕ РЕАЛИЙ
Когда разрабатывался стратегический документ, фактор засухи все учитывали, но в набат никто не бил, а потому цели поставлены с одной стороны скромные (для десяти лет работы), а с другой реалистичные.
Площадь орошаемых земель планируется увеличить с 1,4 млн га в 2018 году до 3,5 млн га в 2028-ом. Из них 0,6 млн га – это восстановление на тех территориях, которые раньше были орошаемыми, а 1,5 млн га ввод новых земель.
Восстановление участков, на которых уже было орошение, обходится дешевле, однако все равно 0,6 млн га потребует 219 млрд тенге, тогда как 1,5 млн га новых по расчетам специалистов обойдутся в 1014 млрд тенге. Разумеется, все эти цифры достаточно условные, поскольку мы не знаем уровня инфляции на предстоящие годы, вместе с тем общий порядок сумм вполне понятен.
Делается все это для того, чтобы потери воды снизить с 27 % до 15 %; выработку на одного работника поднять с 2,9 млн тенге до 5,8 млн тенге в год. Рост производительности труда выглядит слишком оптимистичным, но здесь разработчики взяли за ориентир те установки, которые несколько лет назад озвучил Нурсултан Назарбаев в своем выступлении.
Количество рабочих мест увеличится с 339 тысяч в начале реализации программы до 639 тысяч к моменту ее завершения. Валовой выпуск продукции орошаемого земледелия подскочит с 800 млрд тенге до 3727 млрд.
В условиях резко континентального засушливого климата гарантированные высокие урожаи картофеля, плодоовощных культур, кормов можно получить только на орошаемых землях, с урожайность в 4-5 раз выше, чем на богаре, так как в сухой степи уровень осадков ежегодно варьируется до 8 раз.
ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ, ДЕНЬГИ…
Земли с восстанавливаемым орошением (0,6 млн га) имеют довольно сложную структуру финансирования. Так, на 126 тыс. га проекты уже реализуются через займы ИБР и ЕБРР на сумму $316 млн.
Для 256 тыс. га предлагается финансирование через международные финансовые организации: АБР – 174 тыс. га, ЕБРР – 82 тыс. га (необходимы государственные гарантии на 118 млрд тенге).
Еще 51 тыс. га планируется восстановить за счет средств местных исполнительных органов и других источников.
Особняком стоят 167 тыс. га, где предлагается финансирование через ГЧП (государственно-частное партнерство) в размере 77 млрд тенге. Эти земли сформированы крупными массивами и свободны от землепользователей и собственников, в связи с чем возможно привлечение крупных инвесторов.
За 2014-2018 годы на восстановление гидротехнических сооружений направлялось в среднем 7 млрд тенге в год. В итоге можно констатировать, что дефицит бюджетных средств не позволяет восстановить действующие и ввести новые мощности. В реконструкции и ремонте нуждаются 18890 км каналов. С 2009 по 2016-ый было реконструировано 1156 км каналов на сумму 42,5 млрд тенге. Подобная картина называется высокий износ каналов.
Потери воды при транспортировке составляют 27 % (КПД – 0,73 при нормативе 0,85). То есть происходят потери влаги сверх нормы. Из 21168 км каналов 16511 км находится в земляном русле (78 % необлицованные). А в каналах с земляным руслом потери воды могут достигать 35-40 %.
По расчетам Всемирного банка ирригационная система при существующих темпах обновления полностью выйдет из строя в течение 44 лет. Накоплено недофинансирование на 925 млрд тенге.
ЦЕНА ВОДЫ
История распорядилась так, что в Казахстане тарифы на воду одни из самых низких в мире. Средняя стоимость поливной воды (в долларах за кубометр) в РК составляет 0,002.
В ближайшей к нам по ценам водообеспеченной Канаде – 0,017. В Испании – 0,02; США – 0,12; Израиле – 0,29. Можно ссылаться на то, что все это развитые и богатые государства, а потому могут позволить себе подобные цены. Но ведь и в Иордании соответствующий показатель – 0,35. Во Франции аналогичный усредненный тариф 0,38, а в Австралии вообще 0,62.
Как мы видим при сравнении по странам, цена воды – это далеко не единственный фактор в системе конкурентоспособности сельского хозяйства, однако о многих вещах подобные цифры заставляют задуматься. Стоит помнить, что потребление воды различных культур на орошаемых землях тоже совершенно неодинаково.
Доля затрат на воду в выручке сельхозтоваропроизводителей (СХТП) различных стран резко отличается. Согласно информации Всемирного банка и Азиатского банка в Казахстане данный показатель 0,43 %. В Китае он составляет 2-4 % в зависимости от конкретных провинций, в Пакистане и Непале – 5 %, в Индонезии 8 %, а в Таиланде – 9 %.
Согласно расчетам, проведенным специалистами, затраты на воду в выручке казахстанских СХТП не должны превышать 4 %. Это где-то восьмикратный рост от нынешних тарифов на воду. Даже если принять во внимание, что цены будут повышаться постепенно год к году, получается очень даже прилично.
Выгода для фермеров и агрокомпаний в том, что при переходе на орошаемое земледелие они кратно повышают урожайность хоть картофеля, хоть многолетних кормовых трав, а значит весь рост расходов на воду поглощается выручкой от увеличившейся товарной продукции. Само повышение тарифа разработчики программы предлагают растянуть на десять лет и производить постепенно.
МЕХАНИЗМЫ
Действующая схема развития ирригационных систем за счет бюджетных инвестиций выглядит следующим образом. Администратор бюджетных программ в лице КВР получает средства из республиканского бюджета и направляет их подрядчикам на строительство и в подчиненное ему РГП «КазВодХоз» (занимается вопросами эксплуатации).
«КазВодХоз» тоже работает с подрядчиками, только по линии госзакупок. Построенные подрядчиками водохозяйственные объекты поступают на баланс РГП «КазВодХоз», после чего оно занимается их функционированием.
Плюсами схемы выступает ее простота и понятность, к тому же стратегические объекты находятся в государственной собственности, а их эксплуатацией занимается организация, имеющая большой опыт практической работы.
Минусов тоже много, главный из которых кроется в ограниченности бюджетных средств. С имеющейся формой собственности невозможно привлекать частные инвестиции. Заниженные тарифы на воду практически сводят к нулю инвестиционную составляющую.
Другими словами, с водой не получается, как с платными дорогами, где после прокладки полотна при отсутствии альтернативной бесплатной дороги все вынуждены ездить только по платной.
В утвержденных тарифных сметах на 2017-2021 годы в затратной части предусмотрено лишь 0,33 % в год амортизации, вместо нормативных 4,2%.
В реальной жизни срок службы объектов невозможно увеличить росчерком пера. Офицер-подводник, которому довелось служить в советское время, а потом в российском подводном флоте «ревущих 90-ых» рассказывал, как из главного морского штаба пришли новые расчетные сроки работы на агрегаты и механизмы. А на лодке к этому времени все системы уже делились на два типа: мертвые и агонизирующие. Тогда старый капитан встал перед энергетической установкой субмарины и зачитал ей новые сроки эксплуатации. И чтобы она до их истечения не смела выходить из строя!
Или вот случай из казахстанской практики. В те же 90-ые годы в бюджете Алматы лампочки для светофоров требовали расходов в 60 тысяч тенге. На них выделили 3,5 тыс. и в какой-то момент половина светофоров в мегаполисе встала. Правда, городские власти довольно оперативно осознали, что лампочке всю сложность экономической ситуации в стране не объяснишь, и со скрипом купили новые.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Разработчики плана развития орошаемых земель предлагают модель развития ирригационных систем через ГЧП. Она даже в виде схемы выглядит очень громоздко и сложно, хотя внутренне непротиворечиво. Но это на бумаге. Жизнь показывает, что чем сложнее механизм, тем больше вероятность выхода его из строя, поскольку с ростом количества элементов повышаются риски и угрозы.
В работе государственной машины РК межведомственное согласование остается слабым звеном, а здесь еще нужно учитывать интересы частных инвесторов и международных финансовых организаций.
Засуха текущего года показала, что развивается стихийное бедствие стремительно и парализует привычную хозяйственную жизнь и структуры повседневности очень быстро и гарантированно. Просить скот проявить сознательность и продержаться без кормов и воды до лучших времен бессмысленно – животные гибнут и все тут.
В условиях роста глобальной климатической, политической и экономической неопределенности и нестабильности государственное руководство Казахстана должно определиться стратегически.
Если орошение становится национальным приоритетом, то оно должно быть оформлено соответствующим образом. Если нет – тоже вариант, но тогда никакие отставки министров сельского хозяйства не помогут, поскольку в имеющейся системе координат от Минсельхоза по воде уже давно мало что зависит.
При четко оформленном приоритете государства по переводу земель сельскохозяйственного назначения с богары на орошение требуется проводить весь комплекс необходимых мер, а не выдергивать единичные аспекты.
Сами планы должны быть расширены, поскольку 2,1 млн га новых орошаемых земель за 10 лет в масштабе республики – это мало. Финансирование должно быть полноценным, а нормы амортизации для гидротехнических сооружений разумными и научно обоснованными.
Фермеров и агрокомпании нужно знакомить с новыми технологиями капельного орошения, дождевания, сохранения влаги и так далее. Все это обеспечивать технической поддержкой. Различные системы фронтального и кругового орошения правительство должно предоставлять СХТП в лизинг.
Когда игроки АПК почувствуют все открывающиеся перспективы в денежном выражении, их не нужно будет упрашивать переходить на более сложные и трудоемкие методы землепользования. Хотя и здесь без проблем не обойдется, поскольку многие фактические землевладельцы в Казахстане не осознают необходимости серьезных инвестиций в сельскохозяйственные угодья.
В разумных пределах можно использовать методы повышения земельного налога и изъятия неэффективно используемых земель.
Правительство и его уполномоченные органы, со своей стороны, должны увеличивать аккумуляцию поверхностных водных ресурсов за счет строительства водохранилищ, сбора паводковых вод и других мероприятий. На высшем политическом уровне стоит вернуться к советской идее переброски 5 % стока сибирских рек России на юг. В конце концов, Казахстан член ЕАЭС и может рассчитывать на такую помощь от союзника и партнера.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости