Но когда откроются границы – те, кто сейчас просто тратит выручку от туристов и не развивается, быстро придут в упадок
Казахстанский турист, ограниченный пандемией и девальвацией в доступе к зарубежным курортам, хлынул на пляжи Актау, Борового, Алаколя и других отечественных дестинаций. И, как человек приученный к шикарному отдыху, стал требовать для себя все новых и новых благ. Как уверена председатель Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова, именно этот фактор и станет причиной роста уровня сервиса на местных курортах. Об этом сегодняшнее интервью «Ведомостей Казахстана» с известным экспертом в туристической отрасли.
ЗАКРЫТ ДЛЯ НАС БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ
— Рашида Рашидовна, мы, казахстанцы, за последнее время стали все чаще путешествовать по Казахстану. А курортов в нашей стране, давайте уж будем честными, не очень много. Как думаете – какие из них успели реализовать свой потенциал за этот год?
— Давайте сначала решим – а что они в принципе могли бы реализовать? Свою грамотную маркетинговую политику? Она была вообще?
Абсолютно однозначно нам нужно разговаривать о том, как развивается туризм и отдельные курорты, но я больше сейчас переживаю о том, выживет ли в принципе наша отрасль в свете бесконечных ограничений и запретов?
Я все же верю, что туризм выживет. Да, сейчас у нас кризис. Да и не только у нас – во всем мире похожая ситуация. Причем экономический кризис, так уж получилось, наложился на кризис ситуационный. То есть, у нас сейчас полностью меняется сознание и поведение туристов, вопросы безопасности становятся приоритетными. Но все же есть понимание того, что люди всегда будут путешествовать.
И именно эти обстоятельства повлияли на всплеск внутреннего туризма.
А что делали для того, чтобы заполучить внутренних туристов наши курорты и отели? Да ничего им делать и не нужно было! Пандемия все за них сделала! Пандемия и ограничения не позволили многим поехать на их любимые зарубежные курорты, да еще и тенге дешевеет, поэтому для некоторых зарубежный отдых стал менее доступным.
Вот и получилось так, что за эти полтора года казахстанцы смогли понять, что наша страна может удовлетворить самые разные запросы туристов.
Самое востребованное на сегодняшний день место – это Алаколь. В этом месте совпадают сразу два запроса на отдых – во-первых, пляжный туризм, а, во-вторых, возможность поправить здоровье. С учетом того, что вода в Алаколе целебная, шунгит, которым богато это озеро, помогает при заболеваниях кожи и суставов. Поэтому курорт развивается.
Также успешно развивается Боровое, Балхаш и все остальные водоемы.
Но если все наши курорты не будут каждый день думать и заботиться о том, чтобы закрепить этот успех качественными услугами, то, боюсь в условное завтра, когда откроются границы, многие туристы все же поедут за рубеж.
— Я за это лето по долгу службы разговаривала со многими экспертами в сфере турбизнеса и заметила такую особенность: никто не говорит об Актау. Вот и вы тоже – перечислили Алаколь, Боровое, но даже не упомянули наш единственный условно морской курорт. Почему?
— Актау уже стал местом притяжения. Здесь есть единственный отель в Казахстане, который работает по системе «Все включено». Кроме того, там сейчас построен большой торгово-развлекательный центр с аквапарком и прочими аттракционами. И для отдыха с детьми, конечно, лучше места, наверное, не найти.
Но нужно четко и ясно понимать, что отдых в Актау – это совсем не бюджетный отдых. А значит он больше других подвержен вот тому риску оттока туристов в случае открытия границ.
О ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КУРОРТОВ
— Когда вы говорите об улучшении сервиса, речь ведь не только об отелях?
— Я бы сказала не столько о них. У того же Rixos Aktau, я надеюсь, будет своя категория клиентов. Но в основном у нас динамика роста внутреннего туризма обусловлена популярностью туров выходного дня. В последнее время этот вид отдыха стал просто невероятно популярным — люди стараются использовать по максимуму короткий отдых между рабочими неделями. И, если говорить об этом сегменте, то тут больше задействованы небольшие гостевые дома.
Буквально вчера я встречалась с владельцем одного гостевого дома, он рассказал, что раньше у него размещались исключительно иностранцы, а казахстанцы даже не интересовались особо отдыхом в деревенском стиле. Сейчас же основной заказчик мест размещения – казахстанский потребитель.
В то же время туры выходного дня и спортивный туризм стали толчком к появлению глэмпингов – это своего рода палаточные городки, но на территории есть обустроенные санузлы и душевые. То есть, люди ищут более дешевые варианты размещения. Но, конечно, насколько это возможно в условиях Казахстана.
Вы, журналисты, любите возмущаться тем, что отели или кафе в курортных зонах дорогие. Я всегда удивляюсь этому вопросу. Не буду говорить про морковку, о которой все говорят. Сегодня только внимание обратила: раньше за бутылку молока платила в магазине 400 тенге, а теперь то же самое молоко стоит почти 800. А отельеры и рестораторы ведь тоже покупают по тем же самым ценам все. И речь не только о еде – туалетная бумага, средства для уборки. И о каком уменьшении стоимости можно вести речь?
— Вы, конечно, правы. Но упомянутые вами глэмпинги, допустим, стоят столько же, сколько номер в приличном отеле в Боровом. И очевидно ведь, что у владельца палаточного городка нет таких капитальных затрат, как у владельца отеля, он просто только появился и это модно.
— Абсолютно согласна! Цена со временем выровняется, когда рынок насытится. Ведь сегодня мы уже видим гостевые дома, которые предлагают размещение с трехразовым питанием за 8000 тенге в сутки. Когда таких домов в одной округе будет много, то и мы все получим возможность недорого отдохнуть в стране.
СПРОС РОЖДАЕТ СЕРВИС
— Отдельная история с кафе. Даже в Актау, который, как вы отметили, рассчитан на обеспеченного туриста, сложно найти какое-то разнообразие по меню и элементарные удобства в виде кондиционера, который бы помог справиться с жарой. Как решить эту проблему?
— Это вопрос развития и спроса. Большое количество казахстанцев бывало за рубежом и знают о том, что и за какие деньги могут предложить кафе в курортных зонах там. И если наши рестораторы вовремя не подтянутся, то их бизнес накроется медным тазом.
И завтра, когда откроются границы, те, кто сейчас просто тратит прибыль от наплыва скучающих по нормальному отдыху туристов, столкнется с тем, что у него мало клиентов, и как следствие, выручки. Естественно, ему придется думать о том, что улучшать, что упразднять, а что расширять. И это нормальный процесс.
Культурный уровень казахстанцев с каждым годом растет. И все больше и больше людей понимают, что посещение новых мест для них становится одной из жизненных необходимостей. И, что еще очень важно, подрастает новое поколение казахстанцев, которое с детства приучено родителями к качественному отдыху. И они явно не будут платить за кафе, в котором нет кондиционеров или иных привычных им атрибутов.
— Ко всему прочему у нас же еще и перелеты внутри страны существенно удорожают отдых. Нам лишь остается с завистью сравнивать цены на внутренние рейсы Казахстана и, к примеру, России…
— Да, перелеты по Казахстану не самые дешевые. Но я считаю, что нельзя сравнивать гражданскую авиацию России и Казахстана. Все же у нас совершенно разное количество населения и, как следствие, авиапассажиров. Любая авиакомпания – это бизнес-структура и вопрос прибыли для них критичен, потому что это и услуги аэропорта, и стоимость топлива, и зарплата и так далее. И какие дешевые билеты с них можно требовать при текущей цене бензина одного лишь? Сейчас тем более сократилось количество рейсов, что, естественно, отразилось негативно на цене.
Вопрос субсидий очень важный и я знаю, что у нас есть субсидируемые авиарейсы. Но, судя по всему, их недостаточно для того, чтобы сделать перелеты по Казахстану выгодными для пассажиров.
В то же время в следующем году в Казахстане будет запущена программа «kids go free». Я очень надеюсь, что она поможет и дальше развиваться тому же Актау, ведь бесплатно летят дети в том случае, если у семьи есть договор о размещении в отелях наших курортов.
КАК БУДЕМ ОТДЫХАТЬ?
— Как вы отметили, в этом году просто бум внутреннего туризма – все мы помним фото длиннющей вереницы машин, которая скопилась на въезде в нацпарк Бурабай на День Столицы. Но насколько готова наша природа к такому обилию отдыхающих?
— Методика расчета нагрузки на рекреационную зону прописана. По мнению бизнеса она несовершенна, поэтому сейчас ведется работа по ее совершенствованию. В то же время за тем, сколько именно отдыхающих одномоментно находятся на охраняемой территории, сейчас пристально следят структуры Минэкологии и сами Национальные парки.
— За последние полтора года изменилось очень многое, в том числе – наше отношение к отдыху. Вы уже отметили, что казахстанцы стали чаще отдыхать в выходные, а не ждать исключительно отпуска. Какие иные тенденции отечественного отдыха вы бы отметили, как наиболее яркие и перспективные?
— Мы – страна, которая обладает своим специфическим турпродуктом. У нас нет широких возможностей для пляжного туризма, но у нас есть просто потрясающая и разнообразная природа. А это и агротуризм, и спортивный, и всевозможные туры «наедине с собой». Так что, конечно, все виды экотуризма у нас имеют право на жизнь, также как и все виды экстремального туризма тоже. В последнее время начал активно развиваться научно-познавательный туризм, духовный и городской.
— Но ведь держится все на энтузиазме туристов…
— Ну почему же! Сейчас активно включены в работу госорганы, «КазахТуризм». Действует госпрограмма и закон о туризме. Написаны концепции развития разных видов туризма.
Но я очень большой противник того, чтобы государство регулировало все! Государство должно выдавать стандарты, и оно это делает. У нас есть стандарты сертификации гидов и экскурсоводов, есть стандарты размещения в гостевых домах, в юртах и так далее. Многие вещи структурированы и бизнесу остается лишь работать в их рамках.
Поэтому, когда говорят, что в Казахстане нет туризма, мне очень обидно за всех коллег. У нас, конечно, есть проблемы. И некоторые решаются не так быстро, как нам бы хотелось. Но мы ведь движемся вперед.
Если говорить о туризме Казахстана, то на мой взгляд, сейчас для нас наступили самые лучшие времена. Разработана программа развития туризма и прописаны меры государственной поддержки отрасли. Предпринимателю, если он возьмет на себя содержание в чистоте придорожного туалета, государство выплачивает 80 тысяч тенге ежемесячно, если строит отель – предусмотрены средства на частичное возмещение затрат, то же самое с покупкой туристического автобуса и так далее.
Так что скоро, думаю, мы увидим многочисленные результаты этой работы.
— Если все так хорошо, то, наверное, впору и о развитии въездного туризма снова разговор завести…
— Так он тоже есть! С тех пор как правительство в преддверии «ЭКСПО-2017» дало возможность безвизового посещения Казахстана гражданам 64 стран, статистика въездного туризма очень сильно выросла и расширилась география туристов. Если бы не пандемия, то все было бы и дальше хорошо.
— А не получится ли так, что граждане тех стран тоже лучше узнают свою страну и уже будут меньше мечтать о путешествиях в другие страны?
— Вполне возможно. Но тяга к путешествиям – это неотъемлемая черта характера человека. Ведь даже наш предок Адам первое что сделал – это вышел из пещеры и каждый день уходил в своих странствиях все дальше и дальше. Так что люди всегда будут путешествовать.
Другой вопрос в том, что невозможно надеяться на въездной туризм, не имея развитого внутреннего туризма и туристов с высокими запросами. Потому что инфраструктура всем туристам нужна одна и та же.
— Спасибо за содержательное интервью
Беседовала Динара АЛИБЕКОВА, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости