Неудавшийся госпереворот, целью которого было сохранение кланово-семейной экономики, ставит под сомнение саму необходимость существования пустых программ, наподобие Плана нации «Сто конкретных шагов»
Еще в своем новогоднем обращении глава государства заявил, что Казахстан вступает в четвертое десятилетие Независимости, которое должно стать периодом всесторонней модернизации и обновления. И да, с первых же дней нового года «понеслось»… А ведь подавленная попытка государственного переворота, была явно направлена как раз на сохранение уходящей системы властвования и кланово-семейной компрадорской экономики.
Это тоже свидетельство необходимости действительно всесторонней модернизации и обновления. И теперь, когда создано в определенной степени перетасованное из старого возможно временное правительство, получившее задачу устранить последствия путча и стабилизировать ситуацию, когда президент анонсировал продолжение реформ, которое он объявит в сентябрьском Послании, тем более важно понять: в какую сторону пойдет обещанная всесторонняя модернизация.
Здесь стоит напомнить, что заявления о глубоких преобразованиях и самом решительном реформировании звучали давно. Вообще, провозглашение кардинального реформирования пронизывает деятельность казахстанской власти все три десятилетия Независимости – не было ни года, когда было бы заявлено, что все запланированные реформы завершены и теперь задача – поддерживать достигнутое в таком исправном состоянии.
Даже в год, когда было объявлено о досрочном завершении Стратегии «Казахстан-2030» и выдвинута Программа «Казахстан-2050». Но именно все последние годы, обещания реформирования звучали все чаще и это уже стало складываться в эдакий привычный фон, сопровождающий накапливающееся недовольство, ощущение безнадеги и чувство апатии, причем и в самой власти тоже.
ЯНВАРСКИЙ ВИХРЬ…НА МЕСТЕ
Да, январские события глубоко потрясли казахстанское общество, а еще больше – власть. Перевернутой страницей стали сразу и президентский транзит и прежние «семейная» экономика и политика, и ее фигуранты, перемены буквально вихревые, но … пока вихрь крутится на месте. И куда все пойдет, кроме заглаживания урона и устранения непосредственных последствий провала путча – остается под вопросом.
Конечно, сейчас, когда весь мир явно слетел с катушек и буквально несется к неким развязкам в противостоянии Запада Китаю и России, немудрено говорить о кульминации всяческих тревог и внутреннего «разрывного» напряжения и в отдельно взятом Казахстане.
Однако в том-то и дело, что казахстанские реформы – все то, что было прописано в программных документах последних уже лет десяти, начиная с «Казахстан-2050», далее Плана нации «Сто конкретных шагов» 2015 года и кончая утвержденным в ушедшем году «Национальным планом развития до 2025 года» — они вне того, во что уже превратился и продолжает стремительно превращаться окружающий Казахстан мир.
Программные устремления правительства устремлены на то, что было значимо и казалось достижимым где-то лет десять-пятнадцать, ну, может, быть, еще лет пять назад, ныне же самые перспективные целеполагания – они устремлены в … прошлое.
Так, не в каком-то 2050 году, а уже к концу нынешнего десятилетия вряд ли сохранит хоть какое-то значение Давосский форум с его рейтингами глобальной конкурентоспособности, да и набор из тридцати наиболее конкурентоспособных в новом мировом раскладе государств, вместе с критериями конкурентоспособности, меняется прямо на наших глазах.
Если же брать не посылы на десятилетия вперед, а совершенно конкретные, притом стратегического значения задумки, то наиболее убедительный, прямо-таки убийственный пример непопадания в собственные стратегические планы – это План нации «Сто конкретных шагов».
Вполне-таки недавний – весны 2015 года рождения, но главное не в том, сколько лет прошло с тех пор, а в том, что все – исходные поводы, накопившиеся внешние и внутренние вызовы и представления в руководящих головах, как на все это реагировать — совершенно те же.
Например, если отбросить многостраничный пересказ Плана нации «Сто конкретных шагов», который перекочевал в Национальный план до 2025 года и заглянуть сразу в конец, то там всего пара фраз о заключительных целях.
Первая – выполнить все критерии и подать заявку на вступление в ОЭСР – организацию экономического сотрудничества и развития. Мечтать об этом можно было лет пятнадцать, может быть, еще десять лет назад, ныне же это то же самое, что смотреть в будущее затылком.
Второе – это упоминание о создании к 2025 году общих рынков энергоресурсов, электроэнергии и финансов ЕАЭС, что «потребует от Казахстана определенных действий». И все!
Получается так: что касается Национального плана до 2025 года, который президент Токаев с трудом и после многих задержек сумел получить от прежнего правительства, можно считать, что страна и недавно сформированное правительство живут без плана.
Что же до пакета национальных проектов, то шанс на их реализацию есть только в части бюджетных расходов. Тогда как несоизмеримо большая часть затрат отнесена на некие частные инвестиции.
Например, по нацпроекту «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», общий объем финансирования показан величиной 15,9 трлн тенге, в том числе из республиканского бюджета – 400 млрд. Остальное – некие частные инвестиции, безадресного происхождения.
В этом смысле данный нацпроект – а он ключевой в пакете, как и все прочие, есть эдакие младшие братья Плана нации «Сто шагов», фундаментально проваленного.
СТО ШАГОВ… В НИКУДА
Так все же: почему мы считаем «Сто шагов» проваленными и почему осознание причин этого семилетнего уже провала так важно именно сейчас?
Зрим в корень: сердцевинным в Плане нации 2015 года является раздел III «Индустриализация и экономический рост», содержащий ровно половину (с 35 по 84) шагов. Остальное – современный государственный аппарат, верховенство закона, подотчетное государство и нация единого будущего – это нужные, но надстроечные над экономическим базисом дополнения.
Базис же в «Ста шагах», равно как и в нынешних нацпроектах, весь построен на привлечении иностранных инвесторов, названных там «якорными». Заякориться такие инвесторы должны были во всех отраслях, нужных для превращения нашей страны из «многовекторной» сырьевой провинции в высокотехнологичного экспортера. Надо полагать, столь же многовекторного. Во всяком случае, насчет направлений, с которых должны приплыть к нам иностранные инвесторы и бросить у нас якоря, ничего не говорится.
Чего стоит один только шаг № 55 «Привлечение минимум десяти ТНК в перерабатывающий сектор для создания экспортных товаров и выхода Казахстана на мировые рынки». И далее, длинным перечислением шагов, планировалось привлечение якорных инвесторов в производство и переработку молока, тоже самое по мясу, в туристический и авиационный бизнес, в транспортную систему, в энергосбережение и так далее.
И … никто не приплыл, ни один якорь не брошен. Если не считать того, что международная инвестиционная позиция Казахстана … стремительно погружается в минус. На сегодня этот минус опустился уже до 80 миллиардов долларов с лишним, вывоз же доходов иностранными инвесторами на эти свои вложения уже не первый год надежно превышает всю нашу нетто-выручку от сырьевого экспорта, опуская в минус и весь текущий счет платежного баланса. Вот это якорь, так якорь…
При том, заметьте, что в «ста шагах» целых четыре посвящены МФЦА – международному финансовому центру «Астана», включая создание постоянного и комфортного авиасообщения его с другими мировыми финансовыми центрами – почти как межгалактические перелеты в Нью-Васюки.
На самом же деле МФЦА и по сию пору – финансируемая из бюджета декорация, поскольку при вынесенной за пределы национальной юрисдикции внешнеэкономической деятельности, никакой финансовый центр внутри Казахстана просто неосуществим.
Ну и, наконец, еще три шага (№№50, 51 и 52) насчет реформирования электроэнергетики: внедрение системы Единого закупщика, укрупнение электросетей и разделение тарифа на эксплуатационную и капитальную составляющие. Все три шага – в верном направлении и все три … тоже не осуществлены.
Короче, раздел «Индустриализация и экономический рост» — провален полностью, и сам этот факт нуждается в осмыслении и выводах.
ПРЕБЫВАНИЕ БЕЗ УЧАСТИЯ
А теперь напомним, что весна 2015 года, это время, когда после Майдана и Крыма, после перевода мировых цен на нефть ниже планки в тридцать долларов и после ответной девальвации рубля, у нас в Казахстане острейшим образом встал вопрос: как на все это реагировать, причем срочно.
Реакция, по порядку, была такой: сначала принятие программы «Нурлы жол», суть которой – распечатывание Национального фонда – перевод его из накопительного в расходный режим.
Затем – тот самый План нации «Сто шагов», в расчете, что к нам стройными рядами пришагают несырьевые инвесторы, затем – досрочные перевыборы президента, затем – догоняющая обесцененный в два раза рубль августовская девальвация тенге.
А чем, объективно говоря, был породивший тогдашние, как и нынешние, геополитические реалии украинский Майдан? Лозунгом было соединение с Европой, сутью же – отсоединение от формирующихся тогда Таможенного и Евразийского экономического союзов.
Мы же – никуда не убегали, но и … не присоединились. Формат экономического взаимодействия в рамках ЕАЭС – исключительно торговый, который, в остаточном после СССР виде, существовал и до этого. Переводу же интеграции в более глубокий формат решительно противятся все «суверены». При том, что именно торговые, плюс еще и демографические балансы у всех – исключительно в пользу РФ.
Россия же все свои геополитические, включая экономические, задачи решает исключительно на своей территории, предоставляя союзникам по ЕАЭС полную свободу в преодолении промышленного отставания через бесконечный поиск «якорных инвесторов». По-своему даже идеальный баланс.
Если же вернуться к «Плану нации сто шагов» 2015 года, ведь это же прямая реакция на последствия создания Евразийского союза, но … ни одного шага в направлении ЕАЭС там не запланировано. Так какие еще нужны объяснения капитального, стопроцентного неисполнения планов по привлечению «якорных инвесторов»?
Петр СВОИК, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости