• Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
Воскресенье, 5 февраля, 2023
Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
Ведомости Казахстана
дата основания: 7 мая 2019 года

Основатель и амбассадор

Валерий Самарец (Сурганов)

  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости
Ведомости Казахстана

Последние исторические новости Казахстана и мира онлайн.

Исторические ведомости

«Самрук-Казына» — камень на шее государства

26/01/2022
в Исторические ведомости
2 мин для чтение
27.8k 281
0
«Самрук-Казына» — камень на шее государства

Народное IPO – не более чем уловка, чтобы сохранить административную надстройку фонда «Самрук-Казына» над всеми нацкомпаниями страны. Возможно, единственно верным решением – будет роспуск холдинга, с последующим подчинением всех нацкомпаний профильным министерствам правительства.

Руководство фонда «Самрук-Казына», чтобы не отправиться в обещанное президентом небытие, работает сверх оперативно. Не успели мы вчитаться в служебный пока вариант модернизации, предусматривающий сокращение численность административного персонала минимум на 20 % к 2023 и на 30 % к 2025 году, как на сайте фонда уже вывешено новое штатное расписание с немедленным сокращением персонала на все 50 %.

Не успели мы прикинуть, сколько же получат казахстанцы в результате проведенного уже в этом году IPO с продажей населению 30 % акций, с дисконтом до 50 % и возможностью оплаты в счет будущих дивидендов, которые в этом году обещалось повысить со 110 до 150 млрд тенге, как уже принято фондом новое решение – дивиденды повышаются до 400 млрд.

Не столь, может быть, затрагивающий широкие народные массы, но тоже радикальный поворот сюжета – новая формулировка миссии Фонда национального благосостояния. Три года назад, в своей Стратегии на 2018-2028 годы фонд определил свою миссию так: от роли исполнителя государственных инициатив и программ к роли инвестиционной компании. И вот – новый поворот: от роли инвестиционной компании возврат не просто к роли исполнителя государственных инициатив и программ, а чуть ли не подмена правительства – обеспечение стабилизации и роста экономики посредством модернизации и диверсификации. И пунктом два – создание и приумножение национальных богатств.

Что вообще-то полностью идентично сформулированному в первом пункте. Если, конечно, не видеть в пункте два намек на повышение стоимости конкретно тех национальных богатств, которые числятся в активах самого фонда. Впрочем, нетто-МИП (международная инвестиционная позиция) Казахстана ныне опустилась уже ниже минус 80 млрд долларов, в значительной степени – благодаря набору внешних обязательств структурами «Самрук-Казыны». Поэтому именовать себя «инвестиционной компанией», действительно, не стоит.

И, конечно, радикальное реформирование закупок, начиная с того, что все закупщики в структурах фонда, говорят, разом освобождены от должностей. Закупки из одного источника, говорят, уходят в прошлое, все только через тендеры. Причем собственно процесс опускается на уровень входящих в фонд нацкомпаний. Тоже почти революция для тех, кто в теме.

А из привычного, но тоже заигравшего новыми красками – масштабное разгосударствление. Плотинные ГЭС и ключевые электростанции, слава Богу, из планов приватизации исключаются, но вообще-то все возможное отдается на свободный рынок. Если такой в Казахстане существует – о чем тоже поговорим.

ПРИКУПИМ СЕБЕ НЕМНОЖКО ГОСУДАРСТВА

Но давайте для начала сосредоточимся на самом вкусном пункте – народном акционировании. Если новых изменений не последует, предполагается такое распределение дивидендов: 50 % правительству, 20 % на цели развития и реализацию социальных задач самого фонда и 30 % населению (с определением гарантированного минимума вне зависимости от результатов деятельности).

Тридцать процентов от 450 млрд – это 135 млрд тенге, или примерно по 7 тысяч тенге на каждого казахстанца в год, для простоты – тысяч по тридцать в среднем на семью, или по 2500 в расчете на месяц. Невесть какие деньги – по две с половиной тысячи тенге к ежемесячному семейному бюджету, но люди, конечно, и от такого не откажутся – если покупка обойдется еще дешевле. Фактически – если акции будут раздаваться населению не с каким-то дисконтом, а прямо бесплатно.

Подчеркнем: способ хоть как-то поправить материальное положение и настроение основной массы казахстанцев, половина из которых, по словам, президента, живет на доходы ниже 50 тысяч тенге в месяц, а еще как минимум половина этой половины, добавим мы от себя, закредитованы до отчаяния, это бесплатная раздача акций «Самрук-Казыны». И то такая акция особого энтузиазма не вызовет, распределяется ведь не национальное богатство, как пафосно провозглашают авторы «народного IPO», а сущие копейки.

С другой стороны, попытка оценить акции фонда, сконцентрировавшего у себя всю национальную энергетическую, железнодорожную, трубопроводную и телекоммуникационную инфраструктуру, вместе с целым рядом промышленных объектов национального значения, создает абсолютно непреодолимый барьер между даже крайне заниженной стоимостью таких активов и платежеспособностью того самого народа, на который как бы направлено такое IPO, какие бы дисконты не придумывались.

Есть еще третья сторона вопроса – невозможность реального движения акций на рынке – стоит разрешить их куплю-продажу после первичного приобретения, как большая часть «народа» с удовольствием продаст их за два-три номинала, или пару-тройку порций того самого годового дивидендного дохода. После чего крупный, а то и контрольный пакет на всю базовую национальную инфраструктуру окажется в руках кого-нибудь из тех 162 обладателей половины национального богатства, о которых говорил президент, а то и у какого-нибудь внешнего приобретателя.

И четвертая сторона: большая часть входящих в фонд национальных компаний – это инфраструктурные естественные монополии, тарифы на услуги которых устанавливает государство. Соответственно, прибыль для выплаты дивидендов если откуда и может взяться, так это из завышенных тарифов, или специально для этого повышаемых. В результате получая копеечные дивиденды на акции, граждане заплатят много больше через тарифы. И всегда найдется кто-то, кто это им объяснит и пригласит на протестный митинг.

Одним словом, такие пафосные обещания в проекте акционирования фонда, как прямое распределение национальных богатств в пользу населения, повышение финансовой грамотности в качестве квалифицированных инвесторов и открытость, транспарентность и подотчетность напрямую населению, как акционеру – это пустое бла-бла для оправдания задумки. У которой, на самом деле, бенефициарами окажутся не граждане Казахстана, а две группы: это примерно 30-40 тысяч наших наиболее обеспеченных соотечественников, у которых реально есть деньги на, например, добровольные взносы в ЕНПФ и на покупки такого рода «ценных бумаг», и это … верхушка самого ФНБ «Самрук-Казына».

В самом деле, как раз для руководства фонда идея «народного акционирования» буквально спасительна: стоит ее принять, как административная надстройка над национальными компаниями обретает буквально бессмертие – кто же ее распустит, если это «народное» АО!

А ЕСТЬ ЛИ СВОБОДНЫЙ РЫНОК?!

И еще насчет разгосударствления. Давайте, наконец, скажем вслух – того самого «свободного рынка», на который какой уже год и в который раз собираются передать «непрофильные» активы нацкомпаний – нет. По совершенно объективным причинам: замкнутый сам на себя казахстанский рынок объективно мал, да к тому же еще и размазан по громадной территории. К тому же еще и резко ограничен по платежеспособному спросу.

Соответственно всем таким объективным характеристикам, на рынке отдельно взятого Казахстана (интеграция с Евросоюзом нам не светит, с Китаем – не грозит, а против продвижения по евразийскому вектору мы сами упираемся) громадная масса закупок фактически осуществляется из одного источника, причем с обеих сторон.

Со стороны покупателя это такая-то нацкомпания или ее дочерняя структура, которой нужен специфический именно для нее состав работ или услуг – ремонтные, пусконаладочные работы именно на этом технологическом оборудовании, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геолого-изыскательские и прочие узкоспециализированные работы по профилю только этого заказчика. Равно, этому заказчику, и нередко только ему во всем Казахстане, нужны такие-то материалы, оборудование, реагенты.

И то же самое со стороны предложения: хорошо, если в Казахстане есть хотя бы одна группа специалистов, одна организация, способные качественно выполнить такой-то отвечающий потребностям заказчика состав работ, поставить ему без лишних посредников и накруток отечественный или импортный продукт.

Есть, конечно, и реально конкурентные сегменты рынка госзакупок, но тут вот какое дело: ныне и закупки «из одного источника», и через тендеры, все вместе – это … договорняки, договорняки, договорняки.

Наполовину – потому что чем больше усилий прикладывается к формализации закупочных процедур – в благородных целях борьбы с коррупцией, тем более давно работающим вместе заказчикам и поставщикам приходится идти на всякие договорняки и постановки.

На другую половину – потому что напрямую работать с теми, с кем отношения сложились уже много лет, как раз нельзя, надо всякий раз изображать полагающиеся процедуры.

А на обе эти половины еще и потому, конечно, что такова природа рыночных взаимоотношений у нас в Казахстане. Как, впрочем, не только у нас.

НИКТО НЕ ВИНОВАТ, НО ЧТО ДЕЛАТЬ?

Что делать со сплошь коррумпированным рынком госзакупок? Можно отдельно об этом поговорить, отталкиваясь от такой правды жизни: ныне все сколько-нибудь денежные сделки по госзакупкам находятся в руках не просто «левых» исполнителей, но – самого же высшего чиновничества госкомпаний. Подставные поставщики, промежуточные юрлица – это все их люди и их схемы.

Но давайте пока не отвлекаться от главной темы. Которая такова: руководство «Самрук-Казыны» ради само-спасения готово на все: одним махом сократить штат наполовину и даже устроить «народное» акционирование. Что в данном случае является не соломинкой для утопающего, и даже не спасательным кругом, а надежно непотопляемым плавсредством, стоит руководству страны согласиться с такой навскидку привлекательной идеей акционирования.

На самом же деле факт таков: да, в «Самрук-Казыне» скопилась огромная масса проблем – в стране непрозрачная и несправедливая тарифная политика, базовая инфраструктура изношена, уперлась в необходимость модернизации и наращивания мощности, при острой нехватке инвестиций – всего не перечислишь. И все эти проблемы сконцентрированы в фонде «Самрук-Казына». Да, не руководство фонда их создало и не фонд тому виной, «Самрук-Казына» — всего лишь зеркало-концентратор.

Но чего, точно, это зеркало увидеть и отразить не в состоянии – так это пути решения. Сейчас все усилия направлены лишь на одно – самоспасение. И это тест в том числе для президента Токаева.

В конце концов, именно президент Токаев после январских потрясений и того, как он в них себя проявил, стал теперь не просто полноценным главой государства, но фактически единственным легитимным в глазах подавляющего большинства казахстанцев представителем государственной власти.

Поэтому если глава государства поставил заранее подразумевающий ответ вопрос: нужна ли структура «Самрук-Казына» экономике, ответ на него мы вправе ждать соответствующий.

А если ФНБ «Самрук-Казына» не нужен, то, что нужно? Нужно распределить все национальные компании по соответствующим профильным министерствам. Ни одну из накопившихся проблем это само по себе не решит, но пути решения обозначит. В отношении кадров станет получше, а организационно – станет, по крайней мере, понятно, с кого из членов правительства за что спрашивать.

Петр СВОИК, специально для «Ведомостей Казахстана»

Автор:

Исторические ведомостиИсторические ведомости
Поделиться2872Поделиться361Отправить
Предыдущий запись

Банки: кто выйдет в «дамки»

Следующая запись

Почему без «елбасы» они полные нули

Следующая запись
Почему без «елбасы» они полные нули

Почему без «елбасы» они полные нули

Сходка латифундистов против утильсбора

Сходка латифундистов против утильсбора

Аслан Саринжипов – правая рука Карима Масимова

Аслан Саринжипов – правая рука Карима Масимова

Именем «елбасы»: как Jusan Bank «отжимал» чужие бизнесы

Именем «елбасы»: как Jusan Bank «отжимал» чужие бизнесы

Пожалуйста, войдите , чтобы присоединиться к обсуждению
  • Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
valeriy.surganov2014@gmail.com

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Заполните форму ниже, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны к заполнению. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти