Народное IPO – не более чем уловка, чтобы сохранить административную надстройку фонда «Самрук-Казына» над всеми нацкомпаниями страны. Возможно, единственно верным решением – будет роспуск холдинга, с последующим подчинением всех нацкомпаний профильным министерствам правительства.
Руководство фонда «Самрук-Казына», чтобы не отправиться в обещанное президентом небытие, работает сверх оперативно. Не успели мы вчитаться в служебный пока вариант модернизации, предусматривающий сокращение численность административного персонала минимум на 20 % к 2023 и на 30 % к 2025 году, как на сайте фонда уже вывешено новое штатное расписание с немедленным сокращением персонала на все 50 %.
Не успели мы прикинуть, сколько же получат казахстанцы в результате проведенного уже в этом году IPO с продажей населению 30 % акций, с дисконтом до 50 % и возможностью оплаты в счет будущих дивидендов, которые в этом году обещалось повысить со 110 до 150 млрд тенге, как уже принято фондом новое решение – дивиденды повышаются до 400 млрд.
Не столь, может быть, затрагивающий широкие народные массы, но тоже радикальный поворот сюжета – новая формулировка миссии Фонда национального благосостояния. Три года назад, в своей Стратегии на 2018-2028 годы фонд определил свою миссию так: от роли исполнителя государственных инициатив и программ к роли инвестиционной компании. И вот – новый поворот: от роли инвестиционной компании возврат не просто к роли исполнителя государственных инициатив и программ, а чуть ли не подмена правительства – обеспечение стабилизации и роста экономики посредством модернизации и диверсификации. И пунктом два – создание и приумножение национальных богатств.
Что вообще-то полностью идентично сформулированному в первом пункте. Если, конечно, не видеть в пункте два намек на повышение стоимости конкретно тех национальных богатств, которые числятся в активах самого фонда. Впрочем, нетто-МИП (международная инвестиционная позиция) Казахстана ныне опустилась уже ниже минус 80 млрд долларов, в значительной степени – благодаря набору внешних обязательств структурами «Самрук-Казыны». Поэтому именовать себя «инвестиционной компанией», действительно, не стоит.
И, конечно, радикальное реформирование закупок, начиная с того, что все закупщики в структурах фонда, говорят, разом освобождены от должностей. Закупки из одного источника, говорят, уходят в прошлое, все только через тендеры. Причем собственно процесс опускается на уровень входящих в фонд нацкомпаний. Тоже почти революция для тех, кто в теме.
А из привычного, но тоже заигравшего новыми красками – масштабное разгосударствление. Плотинные ГЭС и ключевые электростанции, слава Богу, из планов приватизации исключаются, но вообще-то все возможное отдается на свободный рынок. Если такой в Казахстане существует – о чем тоже поговорим.
ПРИКУПИМ СЕБЕ НЕМНОЖКО ГОСУДАРСТВА
Но давайте для начала сосредоточимся на самом вкусном пункте – народном акционировании. Если новых изменений не последует, предполагается такое распределение дивидендов: 50 % правительству, 20 % на цели развития и реализацию социальных задач самого фонда и 30 % населению (с определением гарантированного минимума вне зависимости от результатов деятельности).
Тридцать процентов от 450 млрд – это 135 млрд тенге, или примерно по 7 тысяч тенге на каждого казахстанца в год, для простоты – тысяч по тридцать в среднем на семью, или по 2500 в расчете на месяц. Невесть какие деньги – по две с половиной тысячи тенге к ежемесячному семейному бюджету, но люди, конечно, и от такого не откажутся – если покупка обойдется еще дешевле. Фактически – если акции будут раздаваться населению не с каким-то дисконтом, а прямо бесплатно.
Подчеркнем: способ хоть как-то поправить материальное положение и настроение основной массы казахстанцев, половина из которых, по словам, президента, живет на доходы ниже 50 тысяч тенге в месяц, а еще как минимум половина этой половины, добавим мы от себя, закредитованы до отчаяния, это бесплатная раздача акций «Самрук-Казыны». И то такая акция особого энтузиазма не вызовет, распределяется ведь не национальное богатство, как пафосно провозглашают авторы «народного IPO», а сущие копейки.
С другой стороны, попытка оценить акции фонда, сконцентрировавшего у себя всю национальную энергетическую, железнодорожную, трубопроводную и телекоммуникационную инфраструктуру, вместе с целым рядом промышленных объектов национального значения, создает абсолютно непреодолимый барьер между даже крайне заниженной стоимостью таких активов и платежеспособностью того самого народа, на который как бы направлено такое IPO, какие бы дисконты не придумывались.
Есть еще третья сторона вопроса – невозможность реального движения акций на рынке – стоит разрешить их куплю-продажу после первичного приобретения, как большая часть «народа» с удовольствием продаст их за два-три номинала, или пару-тройку порций того самого годового дивидендного дохода. После чего крупный, а то и контрольный пакет на всю базовую национальную инфраструктуру окажется в руках кого-нибудь из тех 162 обладателей половины национального богатства, о которых говорил президент, а то и у какого-нибудь внешнего приобретателя.
И четвертая сторона: большая часть входящих в фонд национальных компаний – это инфраструктурные естественные монополии, тарифы на услуги которых устанавливает государство. Соответственно, прибыль для выплаты дивидендов если откуда и может взяться, так это из завышенных тарифов, или специально для этого повышаемых. В результате получая копеечные дивиденды на акции, граждане заплатят много больше через тарифы. И всегда найдется кто-то, кто это им объяснит и пригласит на протестный митинг.
Одним словом, такие пафосные обещания в проекте акционирования фонда, как прямое распределение национальных богатств в пользу населения, повышение финансовой грамотности в качестве квалифицированных инвесторов и открытость, транспарентность и подотчетность напрямую населению, как акционеру – это пустое бла-бла для оправдания задумки. У которой, на самом деле, бенефициарами окажутся не граждане Казахстана, а две группы: это примерно 30-40 тысяч наших наиболее обеспеченных соотечественников, у которых реально есть деньги на, например, добровольные взносы в ЕНПФ и на покупки такого рода «ценных бумаг», и это … верхушка самого ФНБ «Самрук-Казына».
В самом деле, как раз для руководства фонда идея «народного акционирования» буквально спасительна: стоит ее принять, как административная надстройка над национальными компаниями обретает буквально бессмертие – кто же ее распустит, если это «народное» АО!
А ЕСТЬ ЛИ СВОБОДНЫЙ РЫНОК?!
И еще насчет разгосударствления. Давайте, наконец, скажем вслух – того самого «свободного рынка», на который какой уже год и в который раз собираются передать «непрофильные» активы нацкомпаний – нет. По совершенно объективным причинам: замкнутый сам на себя казахстанский рынок объективно мал, да к тому же еще и размазан по громадной территории. К тому же еще и резко ограничен по платежеспособному спросу.
Соответственно всем таким объективным характеристикам, на рынке отдельно взятого Казахстана (интеграция с Евросоюзом нам не светит, с Китаем – не грозит, а против продвижения по евразийскому вектору мы сами упираемся) громадная масса закупок фактически осуществляется из одного источника, причем с обеих сторон.
Со стороны покупателя это такая-то нацкомпания или ее дочерняя структура, которой нужен специфический именно для нее состав работ или услуг – ремонтные, пусконаладочные работы именно на этом технологическом оборудовании, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, геолого-изыскательские и прочие узкоспециализированные работы по профилю только этого заказчика. Равно, этому заказчику, и нередко только ему во всем Казахстане, нужны такие-то материалы, оборудование, реагенты.
И то же самое со стороны предложения: хорошо, если в Казахстане есть хотя бы одна группа специалистов, одна организация, способные качественно выполнить такой-то отвечающий потребностям заказчика состав работ, поставить ему без лишних посредников и накруток отечественный или импортный продукт.
Есть, конечно, и реально конкурентные сегменты рынка госзакупок, но тут вот какое дело: ныне и закупки «из одного источника», и через тендеры, все вместе – это … договорняки, договорняки, договорняки.
Наполовину – потому что чем больше усилий прикладывается к формализации закупочных процедур – в благородных целях борьбы с коррупцией, тем более давно работающим вместе заказчикам и поставщикам приходится идти на всякие договорняки и постановки.
На другую половину – потому что напрямую работать с теми, с кем отношения сложились уже много лет, как раз нельзя, надо всякий раз изображать полагающиеся процедуры.
А на обе эти половины еще и потому, конечно, что такова природа рыночных взаимоотношений у нас в Казахстане. Как, впрочем, не только у нас.
НИКТО НЕ ВИНОВАТ, НО ЧТО ДЕЛАТЬ?
Что делать со сплошь коррумпированным рынком госзакупок? Можно отдельно об этом поговорить, отталкиваясь от такой правды жизни: ныне все сколько-нибудь денежные сделки по госзакупкам находятся в руках не просто «левых» исполнителей, но – самого же высшего чиновничества госкомпаний. Подставные поставщики, промежуточные юрлица – это все их люди и их схемы.
Но давайте пока не отвлекаться от главной темы. Которая такова: руководство «Самрук-Казыны» ради само-спасения готово на все: одним махом сократить штат наполовину и даже устроить «народное» акционирование. Что в данном случае является не соломинкой для утопающего, и даже не спасательным кругом, а надежно непотопляемым плавсредством, стоит руководству страны согласиться с такой навскидку привлекательной идеей акционирования.
На самом же деле факт таков: да, в «Самрук-Казыне» скопилась огромная масса проблем – в стране непрозрачная и несправедливая тарифная политика, базовая инфраструктура изношена, уперлась в необходимость модернизации и наращивания мощности, при острой нехватке инвестиций – всего не перечислишь. И все эти проблемы сконцентрированы в фонде «Самрук-Казына». Да, не руководство фонда их создало и не фонд тому виной, «Самрук-Казына» — всего лишь зеркало-концентратор.
Но чего, точно, это зеркало увидеть и отразить не в состоянии – так это пути решения. Сейчас все усилия направлены лишь на одно – самоспасение. И это тест в том числе для президента Токаева.
В конце концов, именно президент Токаев после январских потрясений и того, как он в них себя проявил, стал теперь не просто полноценным главой государства, но фактически единственным легитимным в глазах подавляющего большинства казахстанцев представителем государственной власти.
Поэтому если глава государства поставил заранее подразумевающий ответ вопрос: нужна ли структура «Самрук-Казына» экономике, ответ на него мы вправе ждать соответствующий.
А если ФНБ «Самрук-Казына» не нужен, то, что нужно? Нужно распределить все национальные компании по соответствующим профильным министерствам. Ни одну из накопившихся проблем это само по себе не решит, но пути решения обозначит. В отношении кадров станет получше, а организационно – станет, по крайней мере, понятно, с кого из членов правительства за что спрашивать.
Петр СВОИК, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости