Получающие обильные госсубсидии крупные землевладельцы почему-то не заводят речь о добровольном возврате этих денег государству, хотя в свою очередь – требуют от государства возврата им средств, которые они переплатили за утильсбор, приобретая импортную сельхозтехнику.
Аффилированные с компрадорскими компаниями лица не могут сказать в лоб: отмените утилизационный сбор на импортную сельскохозяйственную технику, чтобы у этих компаний увеличилась норма прибыли. Поэтому они рассказывают про трудности рядовых фермеров из-за дополнительных издержек по линии утильсбора, а потом все это выливается в удорожание сельхозпродукции.
Однако не нужно быть пророком, чтобы представить такую гипотетическую картину: государство убирает утилизационный сбор, но продукты питания не падают в цене на аналогичный процент. Потому что компрадоры и их ближайший круг сами себе никогда доходы не снизят.
МАСТЕРА МАНИПУЛЯЦИЙ
Продавцам импортной сельхозтехники в Казахстане все равно кому не платить утилизационный сбор – компании Алии Назарбаевой «Оператор РОП» или государственной «Жасыл Даму». Здесь главное не платить.
В этом принципиальное отличие здорового национального бизнеса от компрадорского. Местные производители способны подняться над своими узкими интересами и воспринять картину положения вещей комплексно, с учетом потребностей всех игроков. Компрадоры (продают готовую иностранную продукцию) видят только свой карман и не понимают, что общая деградация среды, в которой они паразитируют, в конце концов подрывает и их кормовую базу.
Когда по информационным лентам прошла новость, где альянс ассоциаций в АПК просит отменить утильсбор на сельхозтехнику в Казахстане и возместить 30 млрд тенге, потраченные на эти цели в 2021 году, то там не уточняется что это за ассоциации.
Между тем, участники и спикеры конференции от АО «Атамекен Агро», Зерновой союз Казахстана, Союз картофелеводов и овощеводов, Мясной союз Казахстана и движения «Нетутильсбору» представляют собой сложноаффилированный кластер. То есть там все не чужие друг другу люди.
В этом же самом столичном отеле практически в том же составе они проводили аналогичную конференцию летом 2019 года. Данное обстоятельство лишний раз говорит о наличии мощного магнита, который из года в год держит пестрый состав участников в общем строю и формирует им единую повестку.
Громкие названия вроде мясных и зерновых союзов не должны вводить в заблуждение. Просто в свое время властно-финансовая группировка подсуетилась и с помощью административного ресурса выдала своим игрокам громкие титулы, совершенно не отражающие их реальный вес в заявленных сферах сельскохозяйственной деятельности.
«Ключевая проблема в том, что утильсбор на сельхозтехнику приводит к удорожанию продуктов питания. В каждой булке хлеба, килограмме мяса или литре молока есть утильсбор. Судите сами, только в 2021 году фермеры заплатили порядка 30 млрд тенге на оплату утильсбора. Сегодня мы требуем не только отмены утильсбора, но и возврата данных средств», – заявил Максут Бактибаев, глава Мясного союза Казахстана, на круглом столе в Нур-Султане.
«На сегодня введение утилизационного платежа приходится на тракторы и комбайны. На другую сельхозтехнику не введено утилизационного сбора, – объяснил реальную ситуацию Руслан Хисамутдинов, руководитель Управления автомобилестроения, специальной техники, сельскохозяйственного машиностроения МИИР РК. – Хочу отметить со своей стороны, что по итогам 2021 года в Казахстане закуплено 5714 тракторов, более 1400 комбайнов. При этом из них только 11 % импортные. Остальные 89 % – отечественное производство, которое закуплено у нас в Казахстане. Соответственно, наши производители тракторов и комбайнов не вкладывают цену утилизационного сбора в стоимость продукции».
Конструкты непримиримых борцов с утилизационным сбором быстро рушатся, когда сталкиваются с реальными цифрами по промышленности, налогам или таможенной службе. Сами они никогда не признаются, что представляют интересы 11 % от купленных в республике тракторов и комбайнов. Кстати, будь утильсбор побольше, тогда и проданному импорту вполне возможно пришлось бы заняться вопросами локализации своих производственных цепочек в Казахстане. Пока это вопрос на перспективу, а сегодня правительство руководствуется принципами соразмерности и оптимальности.
ИГРЫ С ЦИФРАМИ
Общество в мире и Казахстане реально меняется. Одна из особенностей современного времени – это так называемая «постправда». Она заключается в том, что раз человек поверил в информацию, значит она правдивая. Сами информационные потоки при этом увеличиваются, разрастаются и уплотняются. Индустрия фейков тоже не стоит на месте, часто подобные вещи с трудом различают даже профессионалы, что уж говорить про обывателя?
Противники утильсбора на импортную сельскохозяйственную технику пытаются поднимать информационную и общественную волну именно в городах. Дело в том, что профильные чиновники и другие государственные управленцы находятся в столице, а потому им требуется нагнетание медийного фона.
Это горожанам можно гнать пургу про то, что фактическая локализация комбайнов и тракторов в Казахстане не превышает 5 %. В частности, такое заявил Кайрат Бисетаев, председатель правления Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана (на фото). Однако в стране уже достаточно широкая линейка тракторов из России, Беларуси, Китая, а теперь еще и Германии, где степень локализации очень сильно варьируется.
Второй вопрос в самой методике подсчета. Поэтому у нас совсем другие цифры. По тракторам степень локализации 27 – 62 %. При этом есть прямая зависимость: чем дольше модель присутствует на казахстанском рынке, тем дальше продвинулась в деле промышленной кооперации и больше в ней отечественная составляющая.
По комбайнам цифры несколько ниже – в районе 50 %, но это и более сложная техника, где технологически трудоемкие компоненты требуют больше времени для освоения и запуска в производство.
По прицепной и навесной технике казахстанская локализация уже перешагнула рубеж в 80 % локализации. Будь цифра в 5 % реальной, государство давно отправило бы всех менеджеров, участвующих в подобных схемах, за решетку. Поскольку в таком случае возвращение утилизационного сбора превращается в мошеннические действия с целью незаконного обогащения и преследуется по закону.
Если оттолкнуться от того, что 30 млрд тенге, потраченные на утилизационный сбор сельхозпроизводителями в 2021 году – это правда. Тогда давайте сопоставим цифру с 311 млрд тенге, которые государство направило на поддержку АПК за тот же год (данные Минсельхоза). По ряду позиций государство субсидирует до 80 % затрат агрокомпаний и фермеров на те или иные производственные сооружения.
Стоит помнить, что господдержка сельского хозяйства – это не только 25 % возврата заплаченной суммы за трактор или комбайн (отечественной сборки). Есть еще субсидии на удобрения, семена, корма, ветеринарное обеспечение.
К тому же имеются моменты косвенной поддержки. Например, государство модернизирует гидротехнические сооружения в сельской местности и становится больше водопойных пунктов. Вроде как денег фермерам на руки не дали, зато у них появляется объективная возможность увеличить поголовье скота, а с ним и собственные доходы.
Участники пресс-конференции сказали правду насчет того, что в России и Беларуси поддержка сельского хозяйства со стороны государства гораздо выше, чем в Казахстане. Но здесь нужно понимать фактор времени. Москва и Минск хоть и находятся с Нур-Султаном в общем экономическом пространстве, но важность продовольственной безопасности там осознали раньше.
Пока Казахстан уповал на нефтедоллары, в том же Кремле уже знали, что в период конфронтации с «партнерами» хлеб и мясо нужно иметь обязательно свои. Поскольку даже гипотетическая возможность перекрытия импортных поставок сужает маневр политического руководства. Утилизационный сбор как раз для того, чтобы тракторы и комбайны для обеспечения производства мяса и хлеба тоже были свои.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР
Когда-то в Казахстане для компрадоров было раздолье. Однако государство, если оно состоявшееся, обязательно включает защитные механизмы. Вот и логика государственного развития РК заставила бюрократическую машину реально заниматься проблемами сельского хозяйства.
Выход на правильную траекторию в АПК не может состояться одномоментно. Тем более в случае нашей страны, где засилье компрадорского элемента в госаппарате произошло на системном уровне. Плюс всегда найдутся фигуры, которые пользуясь административным ресурсом или родственными связями не упустят возможности паразитировать на хорошем деле.
Сейчас борцы с утильсбором распускают слухи, будто и «Жасыл Даму» находится под косвенным влиянием младшей дочери «елбасы». К объективной реальности все это не имеет никакого отношения. Знаковые аресты по линии «Оператор РОП» и Министерства экологии, геологии и природных ресурсов вполне ясно показали, что политическая воля на данном направлении имеется, а потому должный порядок будет наведен.
К тому же «Жасыл Даму» будет участвовать в перезапуске программы льготного автокредитования, чего при прежних хозяевах фирмы, уже передавшей финансовые активы государственной структуре, не наблюдалось.
Государство не может отказаться от утилизационного сбора на импортную сельскохозяйственную технику, да еще в условиях щедрых дотаций для АПК. Идеальная картина компрадоров понятна: субсидии наращивать, а утильсбор не платить. К тому же это явно не приведет к сокращению цен на конечную сельскохозяйственную продукцию.
Такие люди навскидку найдут десяток причин, почему они «не могут» опустить цены.
Такой подход совершенно неприемлем для государства. Оно не может субсидировать производителей зарубежной сельхозтехники за свой счет.
Был период, когда государство никак не помогало местному АПК, но и тот был свободен в распоряжении теми деньгами, которые смог заработать. Теперь поменялась модель государственной политики, а с нею и правила игры. Сельскохозяйственное производство – это не только фермеры и агрокомпании. Есть еще сельхозмашиностроители, представители пищевой промышленности, упаковочной, производители удобрений…
Государство должно проводить сбалансированную и справедливую политику внутри АПК, а потом гармонично совмещать ее с другими сферами социально-экономической жизни.
Высший пилотаж органов государственного управления – это когда корыстные интересы какой-либо группы направляются на пользу дела для всей общественной машины. Правда, нужно отдавать себе отчет в том, что компрадорский элемент может приносить общественную пользу только в малых дозах, как различные яды в медицине. А потому данный сегмент хозяйственной жизни нельзя поощрять к расширению.
Судя по тому, как последовательно и эмоционально борются с утилизационным сбором агенты поставщиков импортного оборудования, сами они очень ясно понимают, что выступает барьером для их развития.
Поэтому от данного инструмента промышленной и экономической политики нельзя отказываться ни в коем случае. Корректировать, настраивать, повышать гибкость – всегда да, однако в качестве цели обязательно иметь совокупную общественную пользу для государства, а не только узкие групповые интересы латифундистов и продавцов импортного оборудования.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости