• Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
Воскресенье, 5 февраля, 2023
Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
Ведомости Казахстана
дата основания: 7 мая 2019 года

Основатель и амбассадор

Валерий Самарец (Сурганов)

  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости
Ведомости Казахстана

Последние исторические новости Казахстана и мира онлайн.

Исторические ведомости

Или реформирование, или смута

05/02/2022
в Исторические ведомости
3 мин для чтение
30.2k 305
0
Или реформирование, или смута

Казахстан в условиях спрессованного времени

Пресечение попытки государственного переворота и так уже подвело черту под президентским транзитом, а принятие президентом Токаевым председательства в партии «Нур-Отан» стало тоже необходимым заключительным актом.

Необходимым, потому что откажись глава государства возглавить «партию власти», это стало бы слишком демонстративным отказом от выбранной линии на преемственность, и сразу стало бы началом некоей политической реформы – при никак пока не оглашенных и не отрефлексированных обществом ее хотя бы контуров.

А ведь любая сколько-нибудь серьезная политическая реформа неизбежно выводит на необходимость изменения Конституции, а это такое дело, которое с наскока не делается.

Не будем забывать, что уходящая с «елбасы» историческая, она же экономическая и политическая эпоха начиналась с принятия Конституции 1995 года и с уходом бывшего президента эта эпоха отнюдь не завершена.

Сейчас мы живем в некоем промежутке, целиком заполненным рефлексией на январские события, попытками властей загладить потери и улучшить самочувствие населения через недопущение ухудшения и хоть какое-то улучшение социально-экономической ситуации.

При том, что принципы и механизмы внешнеэкономической деятельности и устройства внутреннего рынка остаются все теми же.

Раскулачивание олигархов через фонд «Казакстан халкына» — акт политически верный и злободневный, но с экономической точки зрения это пока всего лишь перераспределение имеющихся денежных потоков, без создания новых.

Внешний платежный баланс Казахстана – дефицитен, валюта не приходит, а выводится наружу. Внутренний рынок задыхается по всем статьям – это недостаток спроса из-за нижайшей платежеспособности населения и всего несырьевого бизнеса, это удушающая дороговизна и к тому же недоступность производственного кредитования и это едва ли не полное отсутствие внутри страны национального инвестиционного потенциала.

СНАЧАЛА ЭКОНОМИКА, ПОТОМ ПОЛИТИКА

Этот материал как раз и посвящен расшифровке таких печальных финансовых констатаций, с вытекающими из этого соображениями по новому экономическому курсу.

А поскольку экономика есть базис, из необходимости смены экономического курса вытекают и политические реформы, необходимые для его обеспечения. Как бы ни фонтанировала сейчас возбужденная общественность идеями-требованиями немедленно все переделать.

Дело, повторим, трудное и небыстрое. В анонсированном на сентябрь президентском послании, хорошо, если мы увидим хотя бы общий контур экономического и политического реформирования, позволяющий выйти на пакет уже конституционных изменений хотя бы к началу следующих президентских выборов. Задача тем более трудна, что ситуация требует от властей сосредоточения на неотложных стабилизационных действиях оперативно-тактического характера.

У президента Токаева чрезвычайно сжато политическое время. Обретя после подавления январского путча безусловный авторитет и поддержку подавляющего большинства граждан, он одновременно консолидировал все те силы внутри Казахстана и снаружи, которые уже начали отыгрывать «расстрел мирных протестующих» и «вмешательство оккупационных сил».

ЭТАПЫ ПРОЙДЕНОГО ПУТИ

Для понимания нынешнего состояние базиса казахстанской экономики рассмотрим такие сопоставительно-хронологические данные.

Возьмем для сравнения 2000-й, 2013-й и 2021-й годы. ВВП в млрд долларов был в эти годы соответственно $18, $237 и $172 миллиардов. Экспорт составил $9, $85 и $60 млрд. Импорт – $5, $49 и $40 млрд.

Международная инвестиционная позиция (МИП) Казахстана сложилась в «-$11 млрд», «-$35 млрд» и «-$80 млрд», соответственно. Золотовалютные резервы вместе с Нацфондом сложились в $3, $105 и $90 млрд.

Доля наемных работников от всех трудоспособных была на уровне 50 %, 66 % и 73 %. Самозанятых – 38 %, 28 % и 22 %.

2000 год – это начало «тучных лет», промежуток между Конституцией 1995 года, дающей президенту несменяемую и неограниченную власть и осуществленной сразу после этого «макростабилизацией», «приватизацией по индивидуальным проектам» и «полной конвертируемостью тенге».

В результате как раз к началу роста мировых сырьевых цен основные мощности нефтегазового комплекса, черной и цветной металлургии перешли в иностранную собственность, а национальная валюта тенге стала «казахским долларом», эмитируемым уже не кредитным, а обменным образом – через скупку Национальным банком излишков платежного баланса.

Чуть позже для стерилизации излишков был создан Национальный фонд.

Как видим, внешнеэкономические показатели на старте такой экономической модели были весьма скромны – тем впечатляющи достигнутые результаты.

2013 год – именно этот год мы должны считать завершающим в череде «тучных лет», поскольку мировой кризис 2007 – 2008 годов более напугал, чем ударил по экономике Казахстана.

Коллизии на мировом финансовом рынке нас вообще не коснулись по причине не связанности с ним (если на считать внешнего дефолта БТА-банка, но это уже другая история).

Обрушение же нефтяных цен в 2008 году было кратковременным, при взлете их на еще больший уровень.

Таким образом, именно в 2013 году Казахстан имел лучшие, недостижимые до сих пор (и теперь уже недостижимые никогда) внешнеэкономические показатели.

На вершине тех успехов было провозглашено досрочное выполнение Стратегии «Казахстан-2030» и выдвинута программа «Казахстан-2050».

Но в то же время это появление Таможенного и Евразийского экономического союза, начало новой геополитической эпохи, обрушения мировых нефтяных цен, ответной девальвации рубля, потом догоняющей девальвации тенге и далее до настоящего времени.

Каковое время – это демонстрируют приведенные данные, есть для нас уже «возвращение с ярмарки». Ожидаемый ВВП по закончившемуся году – сильно меньше значений десятилетней давности, показатели экспорта и импорта – тоже, запасы Национального фонда – расходуются. И только МИП – международная инвестиционная позиция Казахстана, выросла более чем в два раза, с минусом, к сожалению.

А ведь от этого минуса и отсчитывается вывоз валюты из страны иностранными инвесторами и кредиторами, превышающий уже чистый (за вычетом импорта) экспорт товаров и услуг. Вот в такой, по данным за три квартала 2021 года пропорции: чистый экспорт – плюс $13,8 млрд, финансовые доходы – минус $16,9 млрд, итого сальдо счета текущих операций – минус 3,1 млрд. долларов. По публикации результатов года этот минус, по всей видимости, станет только больше.

СНАРУЖИ – ГРУСТНО, ВНУТРИ – ПУСТО

Перейдем теперь к рассмотрению денежного обеспечения во внутренней экономике, но сначала обратимся к последним двум данным по трудоспособному населению.

Мы помним, какие надежды возлагались и какие ресурсы вкладывались в программы форсированного индустриально-инновационного развития и в многочисленные программы создания рабочих мест, вплоть до провозглашения «общества всеобщего труда».

И да, по сравнению с началом «тучных лет» и даже с пиком 2013 года, занятость слегка повысилась. Однако экономика Казахстан и по сей день способна трудоустроить лишь 73 % того количества граждан, которое статистика насчитывает по строчке «рабочая сила».

А 22 % процента или 2,1 млн. человек – самозанятые, и это официальные статданные.

Соединим эти два миллиона «лишних» для данной экономической модели казахстанцев с той половиной населения, которая живет, по данным президента Токаева, на 50 тысяч тенге в месяц, получим готовую протестную массу, ждущую только своих вожаков и организаторов.

А коль скоро вместо притока ресурсов с внешнего рынка мы имеем их отток, особое значение приобретает способность монетарных властей создавать необходимый кредитный и инвестиционный ресурс внутри Казахстана.

Смотрим кредиты экономике за 2021 год: всего выдано 17838 млрд тенге, или 24 % от ВВП. Заметим, нормальным считается объем кредитования, равный ВВП. Но хуже другое: из всей категорически недостаточной кредитной массы промышленности досталось только 14,2 %, торговле -10,9 %, строительству 3,3 %, а сельскому хозяйству 1,8 %. Фактически – крохи. Тогда как остальные 66 % ушли на потребительское кредитование. Основанное, как мы все понимаем, на импорте.

То есть, вполне официальная и открытая для публичного доступа банковская статистика свидетельствует: банковская система на две трети, как минимум, работает на поощрение иностранного производителя и кредитное закабаление населения.

На первый взгляд, в такой отчетности можно усомниться – ведь так элементарно не может быть, чтобы всей промышленности доставалось лишь чуть более 14 % кредитной массы, а всему Агропрому – меньше двух процентов.

Однако такие данные как раз и отражают горькую правду. Промышленность в Казахстане – по преимуществу экспортно-сырьевая, в основном кредитующаяся на внешнем рынке – усугубляя тем самым отток валюты на обслуживание таких кредитов. А что касается сельского хозяйства, то банковский коммерческий кредит в него практически не идет, его подменяют многочисленные бюджетные субсидии и дотации.

НЕ ИНВЕСТИРУЕШЬ – НЕ ЖИВЕШЬ

Не менее важный с точки зрения потенциала экономики показатель – инвестиции в основной капитал. По отчету за 2021 год, это 13,2 трлн тенге, или 17,9 % от ожидаемого ВВП. Тогда как для нормального самочувствия экономика должна иметь хотя бы 25-30 процентов ВВП, вкладываемых в основные фонды.

Но, опять-таки, хуже другое – более трех четвертей таких инвестиций – иностранные, вкладываемые в закрепление «вывозной» экономической зависимости. Что более чем очевидно демонстрирует такой расклад по направлениям инвестирования: горнодобывающая (читай – нефтяная) промышленность – 56 %, операции с недвижимостью (читай – скупка недвижимости) – 19,8 %, обрабатывающая (читай – черная и цветная металлургия, работающие на экспорт) промышленность – 11,7 %, транспорт (читай – трубопроводный) – 10,7 %. Вот это и есть фактический вклад иностранных инвесторов в «вывозную» экономику Казахстана.

На долю же местных (читай – бюджетных) инвестиций приходятся такие проценты: сельское хозяйство – 5,8%, образование – 2,2 %, здравоохранение – 1,5 %, строительство – 1,2 %.

На большее у государственного бюджета просто нет ресурсов. А что касается местного бизнеса, опирающегося на весьма ограниченный платежеспособный спрос внутреннего рынка, имеющего выручку в «плавающей» национальной валюте и непростой доступ к кредитам заведомо удушающей стоимости – весь его потенциал уходит на выживание, об инвестировании в развитие и речи нет.

Всю такую картину подтверждает и расклад инвестиций по источникам: 71 % — собственные средства предприятий. Читай – предприятий экспортно-сырьевого комплекса, в основном, иностранных. Далее, 15 % это бюджет, — те самые вложения в сельское хозяйство, образование и здравоохранение. Что характерно: на кредиты банков приходятся лишь 3% — банковская система напрочь отморожена от самого главного – инвестиций в экономическое развитие.

Подчеркнем: все приведенные данные – из официальной статистики, она убийственно разоблачительна, было бы кому обратить внимание на такие цифры и начать делать выводы.

ПРОГРАММНЫЙ ПРОВАЛ

Впрочем, не менее само-разоблачительны и государственные программы, — того самого «постмайданного» и евразийского периода, вход в который обозначился еще в переломном 2013 году.

Так, План нации «Сто конкретных шагов», принятый весной 2015 года, был прямой реакцией на резкое изменение внешней экономической и геополитической обстановки и предлагаемый им новый экономический базис основывался на привлечение в Казахстан «якорных» инвесторов. Именно таких, которые вкладывались бы в развитие не сырьевых переделов и в вывод такой продукции на внешние рынки.

В этой базисной части «100 шагов» были провалены полностью, сокрушительно и фундаментально. Достаточно раскрыть раздел III «Индустриализация и экономический рост» и прямо пальцем провести по всем его «якорным» шагам – не получилось ни одного. Само собой, повисли без фундамента и все остальные разделы, посвященные формированию современного государственного аппарата, обеспечению верховенства закона, транспарентному подотчетному государству и «нации единого будущего».

Да, фундаментальный провал «Плана нации» до сей поры никем не отрефлексирован и даже как бы не замечен. За исключением объявленного президентом Токаевым, – вскоре после вступления в должность, намерения возобновить работу предусмотренной тем планом Национальной комиссии по модернизации. Каковая и возобновилась в несколько измененном составе и под измененным на «Высший совет по реформам» названием.

ШАГИ ПО ПРОВАЛАМ

Скажем прямым текстом: деятельность Высшего совета по реформам, заодно с АСПИР (Агентство по стратегическому планированию и реформам), повторяя и кадровый состав, и экономические концепты проваленного «Плана нации сто шагов», уже продемонстрировала столь же фундаментальный провал, — хотя бы в чисто финансовом смысле.

Достаточно посмотреть на пропущенный через ВСР пакет национальных программ. Во все заложенные в них мероприятия на период 2022-2025 годов предполагается инвестировать 32 трлн тенге, из которых 5,4 трлн должен выделить республиканский бюджет.

Остальное – частные инвестиции, — прямо так и записано, без какого-либо указания источников или хотя бы расклада, сколько предполагается получить от казахстанских, а сколько от иностранных, — и хотя бы из каких стран, инвесторов.

При том, — и вот это известно заранее, что таких инвестиций внутри Казахстана нет, а иностранные инвесторы ни во что, кроме «вывозной» экономической модели, вкладываться не будут.

ОТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ

Если, конечно, не начать менять саму экономическую модель, — в сторону превращения иностранных инвесторов в национальных. Нет, речь не о том, чтобы устраивать переделы собственности, изгонять нынешних инвесторов ради каких-то других. На данном историческом этапе Казахстану нужна национализация не экспортно-сырьевых комплексов, а национализация собственно внешнеэкономической деятельности, — и об этом мы обязательно напишем.

Но для восприятия такой новой постановки вопроса требуется сначала уяснить фактически колониальную и тупиковую сущность нынешнего экономического базиса. Чего в экспертном сообществе стараются пока не замечать, а правительство так и в упор не видит. По всей видимости – не видит и на самом деле. Хотя незнание экономических реалий не освобождает от ответственности за их последствия.

Время между тем спрессовывается все быстрее не только для президента, — для всего Казахстана. Особенно с учетом того, что уже в этом году, похоже, начинаются геополитические развязки мирового долларового кризиса и в целом глобальной гибридной войны.

Но даже и одних внутренних причин достаточно для понимания: впереди у нас либо неизбежное «прокисание» социально-экономической ситуации на фоне резкого усиления активности на партийно-политическом поле, подпитанной потерей постов целым рядом крупных фигур прежнего режима, с серьезными финансами, клановыми и административными связями. А это – влечет ослабление общей устойчивости властной конструкции и разрастание общественной смуты.

Либо это начало серьезного разговора президента и правительства с иностранными инвесторами и кредиторами, с иностранными собственниками казахстанских базовых экономических комплексов, для чего как раз и потребуются политические реформы.

По сути, политика становится в данном случае базисом, поскольку успешный переход на национально ориентированную экономическую модель потребует опоры казахстанской стороны на представительство всей нации, консолидированной общим пониманием своего интереса и пониманием собственной перспективы.

Включая и перспективу Евразийскую, поскольку Казахстан, казахи и казахстанцы есть неотъемлемая историческая и географическая часть Евразийской цивилизации, вне которой или без которой остается быть только «многовекторным» объектом внешней эксплуатации и пешкой в чужих играх, благополучное же национальное будущее не достижимо.

Петр СВОИК, специально для «Ведомостей Казахстана»

Автор:

Исторические ведомостиИсторические ведомости
Поделиться3117Поделиться392Отправить
Предыдущий запись

Именем «елбасы»: как Jusan Bank «отжимал» чужие бизнесы

Следующая запись

Как племянник Даулета Ергожина рейдировал «Азия Авто»

Следующая запись
Как племянник Даулета Ергожина рейдировал «Азия Авто»

Как племянник Даулета Ергожина рейдировал «Азия Авто»

Культ подлости и стяжательства

Культ подлости и стяжательства

Токаев: Взлет сапсана

Токаев: Взлет сапсана

Как группа «Jusan» подставила всю казахстанскую псевдоэлиту

Как группа «Jusan» подставила всю казахстанскую псевдоэлиту

Пожалуйста, войдите , чтобы присоединиться к обсуждению
  • Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
valeriy.surganov2014@gmail.com

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Заполните форму ниже, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны к заполнению. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти