В Казахстане благодаря Локализационному центру сельхозтехники освоили выпуск широких линеек сложных агроагрегатов и целых семейств известных зарубежных брэндов
Бытует стереотип, согласно которому классикой государственного управления в Казахстане является философия «жареного петуха». Клюнул петух – все закрутилось-завертелось, ну а пока он только нарезает круги вокруг (постепенно их сужая), положено делать вид, будто ничего опасного не происходит.
Сельскохозяйственное машиностроение республики – приятное исключение из устоявшейся модели. Там сделано очень многое для практического решения проблем продовольственной безопасности (внутренних и внешних) в 2022 году.
В ПИКУ КОМПРАДОРАМ
Развитие коммуникаций, торговли и логистики сделало мир взаимозависимым. Проявляться такое может в самых разных вещах, и далеко не всегда приятных. Например, военный конфликт России и Украины, плюс мощный вал санкций/контрсанкций ударил рикошетом по самым разнообразным сферам жизни широкого круга государств.
Но если проблемы в области гражданской авиации (фактор закрытого неба, удлинения маршрутов перелетов, запрет лизинга) или найма моряков на международные перевозки (РФ давала 10 % экипажей, Украина 4 %) не принципиально сильно бьют по жизненно важным аспектам, то вопросы продовольствия – это всегда очень серьезно.
В ходе любой серьезной войны (даже если ее так не называть) активизируется вопрос границ и нарушения традиционных цепочек поставок. Каждое государство в такой ситуации начинает тянуть одеяло чрезвычайных мер на себя. Многое зависит от масштаба конкретных проблем, однако даже в Великобритании, одном из оплотов свободного предпринимательства и уважения частной собственности, на самом высоком уровне заговорили о национализации энергетической сферы.
Продовольствие – это жизненно важная категория товаров, значение которой невозможно переоценить. Продукты питания можно производить в стране, а можно покупать за границей. Пропорции зависят от качества почв, обеспеченности водой, размеров населения, экономической политики и, безусловно, количества и состояния сельскохозяйственной техники, которую сельхозпроизводители способны направить себе в помощь.
В Казахстане был период, когда страна не производила тракторы и комбайны от слова совсем. Старые советские линии сельхозмашиностроения зачахли, а новые не появились. Даже страшно себе представить, что произошло бы со страной, если бы она оказалась в ситуации глобального геополитического раздрая в тех условиях развития (вернее, отсутствия) отрасли.
Компрадорский капитал любит козырять тем, что в условиях глобального рынка его представители способны предоставить любому платежеспособному физическому либо юридическому лицу нужную машину из любого уголка света.
Такое на самом деле имеет место, но сугубо в мирные периоды существования человечества. Потому что масштабная война и отлаженный до автоматизма механизм санкций немедленно перекрывают доступ к технологиям, стратегическому сырью и критически важной технике по объективным и субъективным критериям.
Достаточно вспомнить недавний период пандемии коронавируса, в который элементарные медицинские маски превратились в остродефицитный ресурс.
В настоящий момент, когда высокопоставленные международные функционеры, высшие должностные лица государств и аналитические центры озаботились реальной угрозой голода, степень обеспеченности АПК необходимой сельскохозяйственной техникой стала вопросом национальной безопасности и стратегии.
Костанайское предприятие «АгромашХолдинг KZ» по итогам прошлого года занимает 50 % отечественного рынка сельскохозяйственной техники. В количественных параметрах это выразилось в 406 комбайнах и 530 тракторах местной сборки. В этом году останавливаться не таких цифрах нельзя, поскольку спрос со стороны АПК (и не только, ведь трактора нужны практически повсеместно) растет, и чтобы удержать нишу требуется производить больше машин.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ – ДОЧЬ СТРАТЕГИИ
Чтобы развивать казахстанское сельхозмашиностроение нужна кооперация с ведущими отраслевыми лидерами. Здесь важно помнить, что далеко не все компании идут на трансферт технологий. А для тех, кто в принципе согласен, требуются очень веские аргументы соглашаться на такой шаг.
Второе крыло усиления машиностроительной базы республики – это локализация как можно большего числа компонентов производственной цепочки на местных мощностях.
Специалистам не требуется пояснять тезис о том, что чем более могучая промышленная база – тем выше у страны уровень обеспеченности продовольствием. А вот для обывателя не всегда очевидна роль, выполняемая сельскохозяйственной техникой в том, чтобы различные продовольственные культуры могли проделать путь от поля до прилавка.
В целях повышения уровня локализации производства и развития смежных отраслей в сфере машиностроения на базе «АгромашХолдинг KZ» осуществлен запуск Локализационного центра по производству компонентов сельскохозяйственной техники.
Тем самым компания подтвердила свой статус системообразующего предприятия отрасли.
Общая площадь производственных мощностей составляет более 36 тысяч квадратных метров. На них расположились универсальные цеха с высокопроизводительными современными станками и технологическими автоматизированными линиями; общежитие, офисные помещения и учебный центр. Все это дает симбиоз комфортным условиям заводчан и продвижению отечественного производства на совершенно новый уровень.
«Креативная экономика» – это всего лишь надстройка над теми этажами экономической жизни страны, которые ближе к фундаменту (энергетика, сельское хозяйство, машиностроение). Компанией был закуплен широкий ряд современного оборудования – это порядка 55 единиц новых станков и производственных линий, которые позволят увеличить как мощность, качество, так и объемы производимых компонентов для тракторов, комбайнов, сеялок, жаток и прочих помощников сельхозтоваропроизводителей.
Стоит напомнить, что станок XXI века часто обладает просто широчайшими производственными возможностями и в каких-то вопросах способен заменить целый цех со станками поколения XX века. В Локализационном центре представлены линия порошковой окраски, лазерная резка, арматурогибочный станок, тандем гидравлических гибочных прессов, гидравлические гильотинные ножницы прямого действия, фрезерный обрабатывающий центр и многое другое. Современное оборудование было закуплено при содействии Фонда развития промышленности.
Локализационный центр – это еще и витрина успехов в промышленной кооперации с разнообразными партнерами. Чтобы построить многопрофильный кластер для производства компонентов, нужны сами модели тракторов и комбайнов, которым требуются все эти детали. К тому же резкие скачки в промышленном производстве – это чаще исключения из правил. Обычно процесс идет шаг за шагом, от простого к сложному, а потом еще более сложному и трудоемкому.
Поскольку в Костанае с комбайнами работать начали раньше, то и средний уровень локализации по ним уже превышает 40 %. По тракторам обобщенный показатель в районе 30 %.
Отсюда и обозримые планы на будущее. Они не поражают цифрами – довести локализацию комбайнов до 50 % – но если знать, что в современном комбайне различных деталей, приборов и датчиков больше, чем в бомбардировщике времен Второй мировой войны, то это показывает производственные масштабы уже в совсем другом свете.
Уровень локализации по сеялкам тем временем превысил 90 %.
Помимо уже освоенной продукции в 2021 году на мощностях предприятия приступили к производству 852 деталей. В планах на текущий год освоить еще 1371 деталь и начать производство кабин, топливного бака и других ключевых компонентов.
РАСШИРЕНИЕ ЛИНЕЙКИ
Модельный ряд выпускаемых в Костанае тракторов и комбайнов постоянно расширяется. Сначала, как положено, была освоена сборка тех видов продукции, для которых в Казахстане самая большая потенциальная ниша на рынке. Таким образом появился комбайн ESSIL, фактически представляющий собой адаптацию белорусской машины «Полесье».
По своему профилю ESSIL идеально подходит для работы на больших площадях при сравнительно невысокой урожайности. При этом самих комбайнов данной марки уже шесть видов (отличаются по мощности двигателя, пропускной способности по хлебной массе, объему бункера).
Дело в том, что условия хозяйствования у разных сельхозтоваропроизводителей сильно отличаются, а потому и техника для каждого конкретного случая требуется с индивидуальными характеристиками.
Комбайны DEUTZ-FAHR – это уже следующий шаг освоения рынка. После того, как предложением закрывается фронтальная (главная) ниша, производители начинают переходить к фланговым потребителям. Немецко-итальянские комбайны нужны тем агрофирмам, у которых высокая урожайность и рабочая сила выше среднего по сельскому хозяйству уровню квалификации. Потому что без умелых операторов и механиков самая высокопроизводительная техника рискует быстро превратиться в дорогостоящий металлолом.
Аналогичная стратегия применяется и в работе с тракторами. Просто у тракторов гораздо шире спектр применения, чем у комбайнов. Тракторы так жестко не привязаны к полям, как комбайны, поэтому могут быть использованы на строительных работах (от дорог до жилья), в коммунальном хозяйстве, на промышленных объектах, горных работах и много где еще.
Здесь стоит выделить семейство тракторов LOVOL, которые костанайские машиностроители осваивают в промышленной кооперации с Поднебесной. Начиналось все с моделей при мощности двигателя 35-60 лошадиных сил, поскольку для них в Казахстане была и остается просто гигантская производственная ниша в силу повышенной универсальности.
А когда появился запрос на более мощную технику, то стали выпускать модели с двигателями по 180 – 220 л. с. включительно.
Сегодня тракторы LOVOL закрывают нишу, за которой начинаются тракторы «Кировец». Семейство К-7 представлено в Костанае моделями от 300 до 420 л.с. Это машины для больших физических нагрузок и обширных объемов работ. Далеко не каждый трактор способен работать с сельхознавеской грузоподъемностью 8,5 тонн.
«Кировец» – это советско-российское детище. А Россия – это всегда неоглядные дали, на которых нужно пахать, сеять, добывать руду, валить лес, копать каналы, перевозить крупногабаритные грузы. Казахстан в силу размеров территории, разнообразия географических зон, ландшафтов и структуры экономики тоже имеет потребность в тракторах, от которых требуется особенно могучая сила.
Очень важно, что отечественные сельхозмашиностроители не останавливаются на достигнутом и продолжают закрывать потребности по более мелким и специальным сегментам. За фланговыми нишами следуют так называемые «партизанские», когда требуется работа в теплицах с определенным видом культур, на птичниках или в виноградниках.
Наши сельхозмашиностроители активно включаются в разнообразные локальные программы обеспечения сельчан техникой. Так, в прошлом году 13 тракторов «LOVOL» были отправлены жамбылским фермерам в рамках программы «Trade-In». Механизм следующий: сельхозтоваропроизводители сдают костанайскому предприятию свои старые трактора, а взамен получают новые в кредит на 5 лет под 6 % годовых через микрофинансовую организацию «Тараз» СПК «Тараз».
Питаться население Казахстана будет всегда. Для удовлетворения этой базовой потребности человека необходимо сажать, выращивать, убирать, заготавливать. Данный производственный цикл требует много разнообразной сельхозтехники, которую нужно производить на месте. В этом случае все самое необходимое находится под рукой и есть с кого спросить и кому помочь.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости