Почему автомобильная отрасль республики показывает привлекательность для самых разнообразных игроков
Миролюбивая политика Казахстана не экранирует его от проблем гибридной войны, в которую все глубже погружаются ведущие мировые державы и возглавляемые ими союзы. Вместе с тем, машиностроители республики прикладывают титанические усилия, чтобы сохранять и развивать выпускающиеся в стране модели легковых и грузовых автомобилей, автобусов. Теперь к ним добавились еще и мотоциклы.
КОНВЕЙЕР БАРЬЕРОВ
Карл Маркс в свое время создал популярный образ язычника, страдающего от язв христианства. Смысл его в том, что пожинать негативные плоды тех или иных процессов и событий приходится странам и людям, которые по идее к их возникновению и протеканию прямого отношения не имеют. Глобализация и глобальные конфликты – очень мощная штука, затягивающая своей гравитацией всех подряд не спрашивая желания.
Данные АКАБ (Ассоциация казахстанского автобизнеса) за апрель текущего года показывают, что продажи новых легковых автомобилей и коммерческой техники по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года снизились на 8,9 %, что в физическом выражении составляет 9212 единиц.
Однако если сравнить происходящее с компотом, то при уменьшении общего объема жидкости в нем поменялось соотношение ингредиентов (вишни, сливы, яблоки, груши, персики, малина и тому подобное). Например, автомобили под брендом Chevrolet, собираемые на Костанайском автозаводе компании «СарыаркаАвтоПром», прибавили 13,3 % к апрелю прошлого года.
Внутри Chevrolet отечественной сборки среди покупателей лидирует «Cobalt». В свое время он стал первым пассажирским легковым автомобилем, освоенным Костанайским автомобильным заводом, которому было доверено прокладывать дорогу к казахстанским и российским клиентам. Как показывает последние события, выбор себя полностью оправдал, хотя машина вышла на весьма конкурентный рынок.
Здесь нужно понимать, что «Cobalt» помимо автомобилей в своей ценовой нише, конкурирует с подержанными авто более высоких классов. Постсоветское пространство – это своего рода широкий простор для «возрастных» автомобилей, поскольку давно налажены цепочки поставок запчастей к ним, плюс хватает опытных автомехаников на СТО. И, тем не менее, «Cobalt» быстро набрал популярность и с успехом ее удерживает.
Если мы посмотрим на бренд Lexus, то он показал падение год к году на 16,3 %. Нетрудно догадаться, что эти машины в Казахстане не собираются.
В АКАБ уменьшение продаж, пусть и несущественное, объясняют перебоями с поставками у импортеров. Все это дает новые аргументы в пользу повышения локализации как можно более широкого модельного ряда внутри Казахстана. Чем больше компонентов и производственных цепочек привязаны к отечественным промышленным мощностям, тем устойчивее производство и стабильнее поставки потребителям.
Когда мы говорим о мировой торговле и промышленной кооперации, то нужно четко разделять логику мирного и военного времени. На мирной фазе развития все заинтересованы в продвижении на новые рынки и закреплении на них. Тогда как в дестабилизирующие периоды главные усилия направляются на обеспечение собственных потребностей.
Перевод восприятия окружающего пространства в режим «свой – чужой» у всех происходит по-разному. Если доминируют настроения типа «кто не против нас – тот с нами», то выживание нейтральных игроков вроде Казахстана облегчается, а когда глобальный тумблер переключен на «кто не с нами – тот против нас», то начинается полномасштабный караул.
Сегодня мы отчетливо видим, что в глобальных противостоящих лагерях никто не намерен отступать. На этой почве постоянно повышаются ставки, вводятся все более жесткие и болезненные ограничения, которые рикошетом бьют по всем подряд, не особо разбираясь в полутонах и нюансах.
МОТОЦИКЛЕТНАЯ КЛАССИКА
В свое время в Алматы все главные улицы были завешаны знаками – круглый дорожный знак с пустым мотоциклом в центре, означающий запрет на движение мотоциклетного транспорта.
Скорее всего, былые ограничения в первую очередь были связаны с тем, что в транспортном потоке большого города мотоциклисты сильно усложняют общее движение и повышается опасность ДТП. Сейчас все это в прошлом, а всевозможные курьеры и доставщики на мопедах продолжают свой бурный численный рост.
В свое время Советский Союз являлся одним из крупнейших в мире производителей мотоциклов. А в отрасли бесспорным флагманом выступал Ирбитский мотоциклетный завод, выпускавший по 130 тысяч мотоциклов в год.
Мотоциклы «Урал» – это классический советский тяжелый мотоцикл, пусть и с массой родовых черт «BMV». Его очень любили сельские жители, поскольку машина выполняла широчайший спектр транспортных и хозяйственных задач. Отсюда в практически обязательной комплектации была люлька.
Еще «Урал» является заслуженным служебным мотоциклом, тянувшим свою рабочую лямку от армии и милиции до охотоведческих хозяйств и ремонтных контор.
В постсоветские годы массовый выпуск «Уралов» в какой-то момент прекратился. Компания Ural Motorcycles восстановила в городе Ирбит уже несколько иную сущность мотоцикла. Под узнаваемым брендом выпускается теперь не массовый, а премиальный мотоцикл со всеми положенными ему атрибутами. Значительно выросло число импортных агрегатов и узлов.
До последних событий примерно 90 % «Уралов» поставлялись на рынок США, Канады, Австралии, Японии – в общем, на экспорт. Быть байкером в тех же США – это не только стиль жизни, но и определенный уровень достатка. Именно потому, что владельцы дорогих мотоциклов обладают разнообразием индивидуальных запросов, российская компания имела дилеров почти во всех американских штатах.
Война санкций сильно осложнила работу Ural Motorcycles. Тогда компания и обратила внимание на Петропавловск, расположенный в 600 км от Ирбита. По меркам Евразии это совсем недалеко. При том, что техническая школа России и Казахстана во многом идентичны, как и качество трудовых ресурсов в северных областях нашей республики и на Урале, у РК все-таки качественно иное геополитическое позиционирование.
Нахождение в отличных от России политических списках облегчает получение комплектующих из Германии и Японии, да и готовая продукция на западных рынках облагается принципиально иными таможенными пошлинами. При этом русский язык на производстве и сравнительно близкое транспортное плечо между Ирбитом и Петропавловском существенно облегчают производственную логистику.
Перемены в производственном цикле неизбежно влекут за собой и другие перераспределения. Так, часть персонала в Ирбите будет сокращена, а в Петропавловске наберут новый штат, необходимый для задуманного объема работ.
Многие диванные эксперты Казахстана, в глаза не видевшие сложных производств, любят причитать на предмет того, что республика не выпускает свои роллс-ройсы и феррари, ограничиваясь машиностроением для массового потребителя. Теперь для их израненного больного сознания появилось лекарство. Линейка мотоциклов «Урал» – это люксовая и дорогостоящая продукция со всеми положенными атрибутами от специальных сталей и до систем зажигания. А их ценовая ниша идентична Harley-Davidson и Yamaha.
Продавать респектабельные мотоциклы в США несколько легче, чем холодильники белым медведям в Арктике, но все равно этот рынок очень конкурентный и требовательный. Поэтому продукция в столь специфической нише обязана быть безупречной.
ШАГ ЗА ШАГОМ
Машиностроителям Казахстана органически чужды такие вещи, как уныние и отчаяние. В противном случае в отрасли делать нечего. Другое дело, что никто не любит лишних проблем, особенно когда без них можно совершенно обойтись. Ну и все любят помощь и поддержку, здесь отечественные производители автомобилей не исключение.
Когда АО «СПК «Тобол» приобретает 50 автобусов марки SAZ модели LE60 и передает их в аренду перевозчикам города Костанай, то в выигрыше оказываются все, от производственников до пассажиров. «СарыаркаАвтоПром», в свою очередь, адаптировал эти низкопольные автобусы под условия эксплуатации в Северном Казахстане (сами машины по рождению – «южане») и обеспечил их всепогодность.
Свидетельством оптимизма можно считать то, что Chevrolet Kazakhstan представил обновленный модифицированный кроссовер с мягкой гибридной системой – Chevrolet Equinox MY2022, поставки которого ожидаются в ближайшее время в Казахстане.
Другими словами, модельный ряд продолжает расширяться, чтобы удовлетворить потребительский спрос во все большем разнообразии его нюансов.
Очень важно, что автомобилестроители республики стараются гармонично сочетать ширину и глубину при развитии отрасли. Под шириной мы понимаем охват по сферам применения. Ведь помимо личных четырехколесных друзей для граждан требуются автобусы, машины скорой помощи, пожарные автомобили, машины для полиции, для предпринимателей, технических служб…
Глубина означает степень локализации тех или иных моделей. Современный автомобиль продолжает упрощаться для автовладельца, однако в производстве он только усложняется. Все это требует более сложной, производительной и, как результат, более дорогой техники. Сами казахстанские компании тем временем переходят к более сложным операциям в сборке автомобилей и стараются производить комплектующие не только для себя, но и для партнеров (в том числе очень крупных) по промышленной кооперации.
Машиностроение – это не сферический конь в вакууме. Ему нужны производственные мощности, энергетические ресурсы, вода, оборудование, квалифицированная рабочая сила и поощряющая государственная политика. Тот факт, что Казахстан демонстрирует однозначный прогресс в деле автомобилестроения все последние годы, свидетельствует о правильности выбранного курса в стратегическом измерении.
К сожалению или счастью, но производственные процессы невозможно выстроить раз и навсегда. Меняются потребности людей, общества и государства, изменяются технологии, переформатируется геополитическая среда. Здесь важно, чтобы промышленная политика страны оставалась прогнозируемой и последовательной, а уж автомобилестроители свою часть бремени пронесут честно и упорно.
Тот факт, что линейка моделей и видов продукции постоянно расширяется, даже в явно тревожное для планеты время, показывает привлекательность машиностроительной отрасли республики для самых разнообразных игроков. А ведь интерес промышленников завоевать во много раз сложнее, чем финансовых спекулянтов или торговых компаний.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости