Бодрый старт очередного этапа программы льготного автокредитования в Казахстане совпал по времени с продолжающимися кардинальными переменами внутриполитической и экономической среды, в которой функционирует отечественный автопром.
«А ВСЕ МОГЛО БЫ БЫТЬ СОВСЕМ НЕ ТАК»
Ведь после потрясших нашу страну январских событий, приведших к смене правительства и жестким мерам государства в отношении олигархов, а также частного ТОО «Оператор РОП», на смену которому пришло государственное АО «Жасыл даму», на время показалось, что перспективы этой программы стали весьма призрачными.
К тому же курирующее ее Мининдустрии и инфраструктурного развития в конце января заявило, что рассматриваются несколько вариантов перезапуска программы льготного автокредитования. При этом делалась ссылка на поручение главы государства по разработке новой такой программы без указания конкретных сроков.
В МИИР сообщили также, что в целях обеспечения доступности для населения автомобилей отечественного производства прорабатывается вопрос по выделению дополнительных бюджетных средств на эту программу, но опять-таки без указания конкретных объемов финансирования.
Что касается новшеств, то в один из вариантов предлагалось дополнительно включить подпрограмму по поддержке многодетных семей, работников силовых структур, медиков и учителей.
Другой вариант предусматривал включение подпрограммы «Первый семейный автомобиль».
Заодно в МИИР напомнили тогда, что программа льготного автокредитования заработала в 2015 году, рассчитана на 20 лет и основана на «револьверном» кредитовании с общим лимитом финансирования 82 млрд. тенге.
С момента реализации программы было выдано 30 525 займов на 159 млрд. тенге с учетом револьверно-возвратных средств, благодаря чему порядка 80 тыс. человек смогли приобрести автомобили отечественного производства.
Условия программы льготного автокредитования изначально были просты и понятны: стоимость 1 единицы легкового автотранспорта ограничивалась суммой в 15 млн. тенге при сроке кредитования не более 7 лет при номинальной ставке вознаграждения для конечного заемщика не более 4 % годовых.
В случае погашения конечным заемщиком займа перед банком второго уровня допускалось повторное кредитование покупателей легкового автотранспорта отечественного производства за счет возвращенных средств.
Однако уже в феврале пресс-секретарю МИИР Жанжигиту Омархану пришлось пояснять через соцсеть Facebook для СМИ и общественности истинный смысл заявлений руководителя управления автомобилестроения МИИР Руслана Хисамутдинова, давшего интервью телеканалу «Хабар» по поводу новых программ льготного автокредитования. Как пояснил пресс-секретарь, вместо формулировок «предлагается», «разрабатывается» и «прорабатывается», озвученных г-ном Хисамутдиновым, авторами СМИ, растиражировавших это интервью, были использованы слова «будет», «выделят», имеющие «многообещающий и утвердительный характер. Таким образом, у читателей и зрителей могло сложиться ошибочное мнение о том, что новая программа льготного автокредитования уже сформирована и скоро будет запущена».
На самом же деле, как пояснил г-н Омархан, тогда рассматривались два варианта новых программ льготного автокредитования. В первом варианте на льготное кредитование предлагалось направить 150 млрд. тенге, а не 250 млрд. тенге, как растиражировали СМИ, с разбивкой на 4 года, включая 30 млрд. тенге на первый год. При этом условия кредитования оставались такими же, как с 2015 года.
Второй вариант включал идею о кредитовании социально-уязвимых слоев населения без первоначального взноса. Для этого предлагалось выделить около 100 млрд. тенге из средств, аккумулированных компанией «Оператор РОП» за счет утилизационного сбора. Кроме того, обсуждалась идея о снижении лимита кредитования по программам до 7 млн. тенге «в одни руки».
Как подчеркнул пресс-секретарь МИИР, обе идеи находились тогда на стадии обсуждения, поэтому говорить о каких-либо готовых решениях в феврале было рано. О конкретных сроках принятия окончательного вердикта по новой программе льготного кредитования он не сказал, заметив лишь, что запустить ее планируется в течение этого года после соответствующих согласований, одобрений и оформления в соответствии со всеми полагающимися бюрократическими процедурами.
Масла в огонь добавил и другой февральский пресс-релиз МИИР о намерении пересмотреть все действующие соглашения о промышленной сборке автомобилей и сельхозтехники. Из этого документа следовало, что чиновники действуют в соответствии с поручением главы государства и провели выездные проверки трех заводов в Алматы, Костанае и Уральске.
Их предметом стало соблюдение договоренностей о локализации производств автомобилей и сельхозтехники. Все выездные проверки планировалось завершить в феврале. А их целью стало смещение акцента основных положений соглашений о промсборке на обязательства по мелкоузловой сборке и производству компонентов (корпусов зеркал заднего вида, бамперов, колесных дисков, шин и др.), чтобы заводы-получатели преференций комплектовали собираемую ими технику деталями, выпущенными в Казахстане.
В МИИР для увеличения локализации сформировали пошаговый план действий по производству автокомпонентов, прорабатывая одновременно вопрос привлечения сертифицированных поставщиков для создания совместного производства и привлечения инвестиций.
Информация по итогам проведенной работы должна была представлена правительству до мая этого года. Ранее МИИР сообщил о расторжении соглашений по промсборке с АО «Азия Авто» и АО «Iveco Казахстан».
Понятно, что в итоге этой своеобразной информационной кампании у участников отечественного рынка и общественности сложилось впечатление о значительном затягивании сроков запуска обновленной программы льготного автокредитования и новых проблемах для ведущих казахстанских автопроизводителей.
Ведь у государства появилась масса более важных дел. К тому же, счета ТОО «Оператор РОП», активного участника прежних программ, на которых скопились сотни миллиардов, поступивших за счет утильсбора, были арестованы в рамках уголовного дела, расследуемого Генеральной прокуратурой и Антикоррупционной службой.
ЛЕД ВСЕ ЖЕ ТРОНУЛСЯ
Тем не менее, хэппи-энд в этой истории все же наступил с появлением апрельского пресс-релиза МИИР, в котором сообщалось о запуске программы льготного автокредитования казахстанцев и обновления автобусного парка из средств АО «Жасыл даму».
Пресс-релиз был опубликован на сайте МИИР 12 апреля. В нем говорилось, что разработка программы ведется совместно с Минэкологии, геологии и природных ресурсов. Запуск программы намечался до конца апреля при общей сумме финансирования для льготного кредитования порядка 100 млрд. тенге.
При этом около 30 млрд. тенге предназначалось для обновления парка автобусов в регионах Казахстана.
Условия кредитования по программе также были озвучены МИИР: ставка вознаграждения предусматривалась в 4 % годовых, сумма кредита ограничивалась 10 млн. тенге со сроком финансирования не более 7 лет, первоначальным взносом от 0 % и стоимостью транспортного средства не более 15 млн. тенге.
Среди новшеств программы, помимо отсутствия первоначального взноса для кредитования до 10 млн. тенге, указывается на снижение срока ожидания автомобиля до 1,5 месяцев, сокращение обязательного страхового полиса до 0,95 % от суммы займа и запрет на установку дополнительного оборудования на автомобили без согласия клиента.
К банкам второго уровня, участникам этой программы, предъявляется требование иметь автоматизированную систему отслеживания статуса и срока предоставления финансирования заемщикам. При этом запрещается финансирование одного и того же заемщика более одного раза в течение двух лет.
Однако запустить программу до конца апреля не удалось. Только в середине мая Генпрокурор Берик Асылов сообщил о снятии арестов со счетов ТОО «Оператор РОП» на общую сумму в 198 млрд. тенге.
Тем не менее, министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев заявил, что «Жасыл даму» передаст 100 млрд. тенге на льготное кредитование автомобилей «Фонду развития промышленности» 6 мая.
Далее фонд должен был заключить договоры с банками второго уровня, участвующими в программе, перевести им деньги, чтобы они могли начать кредитование заемщиков.
Список этих банков поначалу оказался невелик – в него вошли «Народный банк Казахстана», «Банк ЦентрКредит», «Евразийский банк» и «ForteBank». Но в «ФРП» сообщили, что список будет пополняться по мере рассмотрения заявок других банков.
Заодно был представлен и первоначальный список брендов для покупки новых легковых автомобилей отечественного производства, в который включили «Kia», «Hyundai», «Chevrolet», «JАС» и «LADA».
В итоге запуск программы льготного автокредитования состоялся 16 мая. Да, поначалу, судя по сообщениям СМИ и пользователей соцсетей, не обошлось без ажиотажа, накладок, очередей и отсутствия автомобилей в салонах продаж. Кроме того, банки второго уровня просто не успели делегировать своих менеджеров в некоторые автосалоны. Дефицит машин отечественного производства объяснялся в СМИ не только разрывом цепочек поставок по всему миру, но и возросшим спросом на них со стороны россиян, так как автопром северного соседа Казахстана оказался сейчас в непростом положении из-за западных санкций.
Тем не менее, по данным Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана (АКАБ) из 14 тысяч клиентов, посетивших автосалоны в первые дни действия нынешней программы, одобрение получили более 3,4 тыс. заявок на сумму 26,4 млрд. тенге, то есть четверть от общего объема финансирования в 100 млрд. тенге! Нужно учесть также, что по данным МИИР на конец марта текущего года количество выданных льготных автокредитов превысило 30 тысяч.
АВТОПРОМ НАДЕЖДЫ НАШЕЙ
Как нетрудно подсчитать, суммы в 100 млрд. тенге при величине одного льготного кредита в 10 млн. тенге хватит на покупку 10 тыс. новых автомобилей. Для отечественного автопрома это вполне посильный объем. К тому же в АКАБ сообщили, что на момент старта программы льготного автокредитования был сформирован резерв более чем в 8 тыс. машин, размещенных в автосалонах и на складах. При этом за май заводы-производители планируют поставить автодилерам 8,5 тыс. машин, а в июне – 8,6 тыс.
По итогам прошлого года выпуск легковых автомобилей отечественной сборки увеличился на 19,9 % до 92,8 тыс. единиц при экспорте более 12 тыс. машин с ростом почти в полтора раза.
Примечательно, что на экспорт поставлялись автомобили трех марок из включенных в программу льготного автокредитования – «Chevrolet», «Hyundai» и «JAC».
Прошлогодние продажи новых автомобилей в Казахстане выросли на 25,9 % до 117,6 тысяч. При этом по данным «АКАБ» в лидеры продаж вышла марка «Chevrolet», тогда как ранее первое место неизменно занимала российский бренд «Lada». В «Топ-5» продаж вошли также «Hyundai», «Toyota», «Kia» и «Lada». Основная доля продаж пришлась на автомобили отечественного производства – 73,2 тыс.
В текущем году по прогнозу МИИР будет выпущено около 109 тыс. легковых автомобилей отечественной сборки.
По данным за первый квартал объем их производства вырос по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом на 12,4 % до 22,2 тыс., тогда как экспорт увеличился на 45 %. Уровень локализации производства в автопроме составляет в целом 33 %, по некоторым моделям автомобилей доходит до 50 %.
В региональном разрезе наиболее высокая доля производства автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов в общем объеме выпуска машиностроительной продукции преобладала в двух регионах: в Костанайской области — 79,7 % (395,9 млрд. тенге) и Алматы — 62,6 % (246,9 млрд. тенге).
В первом регионе базируется автозавод «СарыаркаАвтоПром», во втором — «Hyundai Trans Kazakhstan» и «Hyundai Trans Almaty».
Весомая доля автопрома зафиксирована статистиками в Восточно-Казахстанской (27,8 %; 40,9 млрд. тенге) и Акмолинской (21,6 %; 41,6 млрд. тенге) областях, фигурируют в их данных также Карагандинская (3,9 %; 7,2 млрд. тенге), Западно-Казахстанская (7,8 %; 3,4 млрд. тенге) и Павлодарская (0,7 %; 1,1 млрд. тенге) области вместе с Нур-Султаном (0,8 %; 1,9 млрд. тенге).
По факту основная нагрузка в реализации программы льготного автокредитования ложится на два предприятия — «СарыаркаАвтоПром» и «Hyundai Trans Kazakhstan», которая им вполне по плечу.
По данным аналитиков «Energyprom.kz» с начала действия программы льготного автокредитования значительно выросла доля продукции отечественного автопрома в общем объеме выпуска машиностроения – с 13 % в 2015 году до 32,1 % в прошлом. В стоимостном выражении объем продукции автопрома вырос с 80,0 млрд. тенге до 739,1 млрд. тенге или в 9,2 раз.
Что касается общей картины отечественного авторынка, то, согласно данным статистиков, в первом квартале текущего года было поставлено на учет 204,2 тыс. легковых автомобилей со снижением к аналогичному периоду прошлого года на 9 %.
При этом среди них преобладали машины старше 10 лет — 139,8 тыс., тогда как на авто не старше трех лет пришлось 32,8 тыс. В общей сложности, в Казахстане на 1 апреля было зарегистрировано 3 млн. 833,3 тыс. легковых автомобилей. Практически все эти машины с двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине, дизельном топливе и газе.
ГОСПОДДЕРЖКА НУЖНА, НО И ТЕХПРОГРЕСС НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ
Как бы то ни было, сам факт запуска нынешней программы льготного автокредитования подтверждает решимость государства продолжать развитие автомобильной отрасли как одной из ключевых составляющих отечественного машиностроения и национальной экономики в целом.
Не раз уже подчеркивалось на самом высоком уровне – государство поддерживает отечественный автопром не только для создания новых рабочих мест, но и потому, что внедрение новых высокотехнологичных производств способствует повышению компетенции отечественных машиностроителей и развитию смежных отраслей.
Одновременно создаются стимулы и для иностранных инвесторов, приносящих в Казахстан денежные средства вместе с инновационными технологиями. К примеру, в сложном для мировой экономики 2020 году из-за начала пандемии коронавируса в нашей стране были запущены совместные предприятия и производственные линии транснациональных брендов «Hyundai», «Chevrolet», «Youtong», «KAMAZ» и других.
При этом в правительстве четко представляют, что у развития отечественного автопрома есть весьма влиятельные противники как среди импортеров автомобилей зарубежного производства, так и среди автопроизводителей других стран.
Одним из инструментов для такого давления стал утилизационный сбор, противники которого выдвигают самые разные аргументы в пользу его отмены. И это при том, что как раз за счет поступлений от этого сбора запущена нынешняя программа льготного автокредитования, имеющая выраженную социальную направленность и пользующаяся успехом у населения!
Льготное автокредитование используется и в соседней России, лидирующей в СНГ и ЕАЭС по объемам выпуска автомобилей. Там примерно в одно время с Казахстаном были запущены программы льготного автокредитования и льготного лизинга автомобилей в дополнение к пролонгации программы обновления парка автомобилей. На их реализацию выделяются средства из федерального бюджета, а поддерживаются при этом не только физические лица, но и бизнес.
Другое дело – стоит ли и в какой степени расширять эту в принципе нужную программу, требующую немалых средств и стимулирующую приобретение в основном массовых моделей. Как показывает международный опыт, в разных государствах, как развитых, так и развивающихся, имеющих исторический опыт создания национального автопрома, применялись и применяются самые разные методы его поддержки и стимулирования массового отечественного потребителя. Но упор делался при этом не только на льготное автокредитование, а на снижение цен на массовые модели машин.
Так, в Бразилии все участники тамошнего автопрома в 90-х годах прошлого века приняли в действие отраслевую политику «Соглашение Camara Setorial», на первом этапе реализации которой было осуществлено снижение цен внутри производственной цепочки на 22 % (11 % — за счет снижения налогов и столько же от снижения рентабельности). А потом было произведено еще одно снижение этих ключевых финансовых показателей еще на 10 %.
В азиатских странах с развитым автопромом – Японии, Южной Корее и Китае – ставка делалась на жесткую конкуренцию между отечественными производителями, достижение высокого уровня локализации с одновременной защитой от импортной продукции. В конечном итоге за этими подходами стояло вполне логичное намерение властей создать мощную автомобильную отрасль с большим объемом выпуска конкурентоспособных автомобилей, что давало возможность наращивать их экспорт на мировые рынки.
Во время глобального финансового кризиса 2007-2008 годов в развитых странах оказывалась даже прямая финансовая поддержка автопрома государством. Администрация США выделила государственный кредит в размере $25 млрд. оказавшимся на грани банкротства концернам «General Motors», «Chrysler» и «Ford».
Во Франции по решению тогдашнего президента Николя Саркози местным автопроизводителям выделили субсидии в размере 400 млн. евро.
К руководству Евросоюза тогда обращалось руководство итальянского концерна «Fiat», требуя финансовую помощь на миллиарды евро.
Продолжается массированная господдержка автопрома в развитых странах и сегодня, но уже с целью его перехода на новые технологические решения. В конце 2020 года стало известно, что власти Германии в условиях пандемии выделят местным автопроизводителям 3 млрд. евро в дополнение к ранее предоставленным 2 млрд. евро.
При этом 1 млрд. евро предназначался для фонда будущего автомобильной промышленности, предназначенного для финансирования среднесрочных и долгосрочных стратегий трансформации этой отрасли.
До 2025 года были продлены компенсационные выплаты покупателям автомобилей с электрическими и гибридными двигателями. В ответ на просьбы немецких автопроизводителей о премировании покупателей за приобретение всех типов новых автомобилей были удвоены до 6 тыс. евро премии для покупателей полностью электрических и заряжаемых гибридных автомобилей.
Бонусы на общую сумму в 2 млрд. евро предназначались для автопроизводителей и поставщиков, вкладывающихся в новые технологии.
Схожие методы премирования покупателей электромобилей используются и в других странах Европы – Великобритании, Испании, Франции и других.
Как видно, казахстанскому автопрому сейчас необходимо выходить на новый уровень его господдержки с тем, чтобы растущая моторизация экономики и населения не увеличивала бремя экологической нагрузки.
Поскольку правительство намерено досрочно упразднить Госпрограмму индустриально-инновационного развития на 2020–2025 годы, одной из ключевых составляющих которой является развитие отечественного автопрома, то сейчас появилась реальная возможность заново пересмотреть стратегию его развития.
Упор необходимо делать на опыт других государств, добившихся технологических успехов в развитии этой отрасли. Что касается льготного автокредитования, то и у него открываются здесь новые перспективы.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости