Департамент АФМ (Агентство по финансовому мониторингу) по Восточно-Казахстанской области расследует уголовное дело в отношении учредителя группы компаний АО «Азия Авто» Анатолия Балушкина (статья 190, часть 4 УК РК – мошенничество). Суд санкционировал меру пресечения в виде содержания под стражей (заочно). Некогда лидер отечественного автопрома, видимо, успел сбежать за границу, но это не отменяет его провала в качестве солидного промышленника.
РАСКЛАД ДЛЯ ПОБЕГА
Для проштрафившихся бизнесменов Казахстана отправляться в бега своего рода мейнстрим. По-человечески понять их можно. Тюремные условия даже для рядового гражданина испытание не из легких, а Анатолий Балушкин мультимиллионер (в долларовом измерении) и привык к соответствующему комфорту.
Каким бы ни было реальное состояние вчерашнего автопромышленника, но выплатить 174 млрд тенге (более $400 млн) по решению суда ой как непросто. Суд обязал компанию «Азия Авто» вернуть в государственный бюджет все деньги, которые она получала в качестве правительственных льгот и преференций, но так и не выполнила положенных за это требований.
Такие долги по закону повисают не только на бухгалтерии собственно компаний, но и на учредителях, владельцах, крупных акционерах. Господин Балушкин здесь предстает во всех номинациях. Будучи человеком отнюдь не глупым, бизнесмен, по всей видимости, заранее покинул территорию Республики Казахстан. Не факт, что это спасет его от экстрадиции, но он сможет утешить себя мыслью, что хотя бы использовал подвернувшийся шанс скрыться от правосудия.
Был период, когда хозяин «Азия Авто», привыкший к эксклюзивности и поблажкам, явно утратил чувство реальности. Но после того, как государство фактически пошло на закрытие крупной производственной компании в Усть-Каменогорске из-за срыва договоренностей ее руководством по локализации автомобильной продукции, кому угодно стало понятно, что за дело взялись серьезно.
Организационный потенциал «Азия Авто» оказался несоответствующим требованиям времени. Сам факт того, что в компании Анатолия Балушкина не отследили того, как поменялось время – уже негативно характеризует ее управленческие показатели. Пренебрежительное отношение к принятым на себя обязательствам вообще никого не красит, но в случае с автопредприятием в Усть-Каменогорске получилось совершенно некрасиво.
Такое впечатление, что договор с МИИР руководство холдинга «Бипэк Авто – Азия Авто» рассматривало в категории вопросов второстепенных и сравнительно легко решаемых. Мол, не построили в 2017-ом, не построим и в 2020-ом – какие проблемы? А они появились и проявились, причем с точки зрения экономической выживаемости предприятия прямо фатально.
Вместо того чтобы срочно исправлять свои ошибки, виниться и каяться, господин Балушкин провел корявую медийную кампанию, которая государство и общество больше выбесила, чем нашла понимание и резонанс.
Публично объявленный «крестовый поход» против правительства ожидаемо провалился, завод закрылся, тысячи людей потеряли работу и хозяину угробленной им же вертикально интегрированной империи, похоже, не осталось ничего другого, как отправляться в бега.
ПОТЕРЯ БЕРЕГОВ
МИИР и «Азия Авто» заключили договор еще в 2010-ом году. По нему в 2017-ом (через семь лет) должен был быть построен завод, занимающийся сваркой и покраской автомобильных кузовов. Под достигнутые договоренности компания Анатолия Балушкина получала весь положенный пакет государственных льгот и субсидий.
Холдинг нашего фигуранта вообще находился в шоколадных условиях. С одной стороны – субсидии и всяческая поддержка от правительства Казахстана. С другой стороны – эксклюзивные права от «АвтоВАЗа», а с ним и зеленый свет по линии головного концерна «Рено-Ниссан». Рынок сбыта просто огромный.
Любое правительство заинтересовано в том, чтобы индустриальные предприятия работали бесперебойно, а по возможности расширяли объемы выпускаемой продукции и создавали дополнительные рабочие места. Отсюда и заботливое отношение государства к заводу «Азия Авто» в Усть-Каменогорске. Ему и производственную инфраструктуру за бюджетный счет, и возмещение НДС, и возврат утилизационного сбора, льготы в плане таможенных тарифов и сборов.
Когда Нур-Султан работает над совместными решениями в рамках Евразийской комиссии ЕАЭС, то интересы отечественного автопрома там фигурируют постоянно.
История с компанией Анатолия Балушкина вместе с тем показывает, что метод пряника работает не всегда. Когда девять предприятий условия соглашения выполнили, а одно – нет, то необходимо проводить определенную дифференциацию. Поэтому отлучение от щедрого механизма государственных льгот за срыв договоренностей – вполне естественный и оправданный шаг. К тому же дверь для продолжения сотрудничества была оставлена приоткрытой: строится завод и преференции возвращаются.
Сдвиг сроков строительства хозяин холдинга «Бипэк Авто – Азия Авто» объяснял то девальвацией тенге, то коронавирусом, то необходимостью технической экспертизы, то проблемами с отводом земли под новые производственные корпуса, то кознями конкурентов, то невысокими доходами компании, поскольку она вынуждена держать максимально низкую цену.
Все вещи вроде как объективные, но ведь и правительство, похоже, такие обстоятельства учитывало. В противном случае льготы у автозавода забрали бы еще в 2017-ом, когда обещанные мощности по сварке и покраске должны были вступить в строй по первому соглашению.
Вместо конструктивной работы над ошибками и исправления огрехов руководство «Азия Авто» пошло по пути конфронтации. Судебное решение против компании прилетело не с бухты-барахты. Здесь как в случае с ножом гильотины была проведена полноценная предварительная работа.
Руководство компании долго и настойчиво предупреждали, напоминали о пунктах и требованиях договора, торопили со сроками, поскольку они реально давно вышли. Ну а гильотина тем временем была качественно смонтирована, смазана, нож наточен, глашатаи все претензии по много раз высказали и терпение окончательно иссякло.
НИКЧЕМНЫЕ КОММУНИКАТОРЫ
Сегодня есть возможность посмотреть на историю «Азия Авто» в ретроспективе и целостно. При комплексном взгляде бросается в глаза неразборчивость господина Балушкина в работе с PR-щиками, блогерами, ЛОМами (лидерами общественного мнения), журналистами. В общем с теми, кого можно объединить термином коммуникаторы.
Даже если ты автопромышленник, в реалиях информационного общества опасно недооценивать важность, пользу и опасность тех, кто профессионально работает в медийном пространстве, будь то специалисты по коммуникациям с органами государственного управления или отраслевые журналисты. Тот факт, что Анатолий Балушкин как бизнесмен сложился еще до эпохи массового интернета, не оправдывает его за провалы в информационной сфере.
Всех знаковых коммуникаторов в его окружении можно охарактеризовать как людей «жирного времени». Такие кадры способны готовить лишь «белый PR», а как только у компании или ее владельца начинаются проблемы – разбегаются кто куда, либо «отмораживаются», не вступая в бой за своего работодателя.
Негативный сценарий вокруг «Азия Авто» разворачивался полтора года. Если бы в команде господина Балушкина находились качественные специалисты, то в идеале они должны были бы предупредить руководство о том, что в стране и отрасли произошли серьезные изменения.
Например, обилия нефтедолларов уже нет, спрос со стороны правительства за производственные проекты ужесточается, а холдинг единственный, кто не выполнил свои обязательства перед МИИР по росту локализации.
Вместо этого пресс-служба, блогеры и ЛОМы создавали вокруг Анатолия Балушкина мираж прежних времен, будто предприятие в Усть-Каменогорске все еще единственное автопроизводящее на весь Казахстан, нектарный период бизнеса продолжается, а с правительством всегда можно передоговориться.
Когда негатив попер по полной программе, главные коммуникаторы так и не перестроились на новые рельсы. Все продолжали ставить посты про выпитый кофе, новости с театральных подмостков Москвы и Санкт-Петербурга, утренние транспортные пробки в Нур-Султане – что угодно, кроме дела.
А кто будет следить за публикациями по проблемам предприятия в прессе? Кто будет работать с теми же блогерами и ЛОМами, чтобы они помогли в сложной ситуации? Кто отправит журналистам и PR-щикам темы, акценты и ракурсы необходимых публикаций?
Господин Балушкин так и не понял важность данной сферы и работающих в ней кадров, а те просто получали свою зарплату до последней возможности. Будем справедливы, один из коммуникаторов «Азия Авто» за всю долгую деятельность всего лишь однажды поставил в социальной сети пост со словами о том, что зря закрыли завод. Другой даже такого не сделал. Бесполезные люди.
ВЫВОДЫ
Бизнесмен обязан чутко реагировать на веяния времени и происходящие изменения. Потому что очень опасно, когда время человека ушло, а сам он остался и к новому временим совершенно не готов, даже не в курсе о его наступлении.
Нужно брать ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе. На большой пресс-конференции, которую Анатолий Балушкин провел после отзыва государственных льгот и преференций, он все время апеллировал к тому, что у конкурентов по отрасли незначительные объемы производства, а он намеревается возвести в Усть-Каменогорске мощный индустриальный комплекс. Но ведь к нему претензии со стороны правительства были не за недостаток производственного размаха, а за срыв сроков заключенных договоренностей. Пусть предприятие будет меньше, зато оно будет, как зафиксировано в принятых обязательствах.
С описанной выше ситуацией связана еще одна проблема. Большие объемы производства, на которые замахивалось АО «Азия Авто», диктовались тем, что есть прямая зависимость между количеством выпускаемых автомобилей и размером получаемых от государства льгот и субсидий. Хочется больше денег из казны и возникает иллюзия, будто ты сможешь обеспечить заявленные объемы. В общем, для достижения стратегического успеха стоит наступать на горло своей жадности и стараться смотреть на вещи объективно.
Недооценка информационного сопровождения производственной и коммерческой деятельности вредна и опасна в современных условиях. Кадры коммуникаторов необходимо подбирать по принципу католического свадебного церемониала «вместе в горе и в радости». Потому что господин Балушкин набрал себе большую тусовку звезд «жирного времени», которые моментально погасли, как только на горизонте взошло солнце неприятностей.
Мы даже не знаем, открылись ли у него глаза на весь этот блок «работы», который внес несомненный вклад в ситуацию, из-за которой бизнесмену похоже пришлось спешно отправляться в бега до того, как на границе активизируют стоп-лист с его фамилией.
Жанибек АБДРАХМАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости