В Казахстане началось структурирование алкогольного и водочного рынка, что пришлось не по вкусу теневым воротилам нелегальной и некачественной водки
Усилия государства и бизнеса по созданию цивилизованного рынка алкогольной продукции в Казахстане замечены. На YouTube появился анонимный пятидесятиминутный ролик якобы журналистского расследования (полумертвый жанр в республике, поскольку у местных СМИ часто нет ресурсов для их проведения). В режиме с больной головы на здоровую создатели фейка пытаются обвинить ассоциацию «QazSpirits» в том, будто она занимается производством и поставками подпольной контрафактной продукции на местный рынок.
ЭФФЕКТНАЯ ПОДДЕЛКА
Водка – это высокоприбыльный бизнес, поэтому требует жесткого государственного, отраслевого и общественного контроля. В противном случае на это поле всегда проникнут непорядочные дельцы и откровенные преступники. Когда в «ревущие девяностые» счет погибших от «паленой» водки в Казахстане шел на тысячи человек, власть довольно быстро осознала, что качественный алкоголь является вопросом национальной безопасности.
К сожалению, построение цивилизованного алкогольного рынка в стране затянулось, даже слишком. Важной вехой стало создание в 2018 году ассоциации «QazSpirits», которая объединила большинство производителей и импортеров алкогольной продукции.
Участники ассоциации производят водку из альфа спирта (на 100 % зерновой солодовый спирт), что позволяет им эффективно конкурировать с импортом (в основном отраслевые коллеги из России, Украины и Беларуси), систематически повышая на внутреннем рынке долю отечественного производства.
Для структурированной алкогольной отрасли нормально находиться в соперничестве с такими же игроками рынка из стран-экономических партнеров Казахстана. К тому же, акцизные товары государству легче регулировать и контролировать, поскольку они находятся на особом учете и в специфической сфере оборота.
Совсем другое дело подпольные производители нелегальной и контрафактной продукции, функционирующие в экономике республики на сугубо незаконных криминальных принципах и схемах.
Ролик производит противоречивое впечатление. Для людей в теме предельно понятно, что заводы-производители, ориентированные на качественную алкогольную продукцию, не будут дополнительно заниматься дешевой некачественной линейкой и через своих торговых агентов продвигать такой товар на полки магазинов. Потому что в таком экономическом поведении нет логики, здравого смыла и вменяемой коммерческой стратегии.
Но если целевой аудиторией выступает неподготовленный зритель, то для воздействия на его сознание и картину мира использован широкий набор инструментов. В фейковом фильме очень много фамилий реальных бизнесменов, политиков, чиновников и государственных деятелей, что должно подсознательно повышать уровень доверия к увиденному. Хватает различных цифр и дат, которые должны добавлять солидности и основательности демонстрируемому видео.
Правда, излишняя детализация приводит к комичным ситуациям. Например, «с понтом» торговый агент легального водочного завода страны в телефонном разговоре с контрагентом от магазина, предлагая ему «паленую» водку, называет вычурно точно позицию якобы крышующего процесс чиновника. Когда мелкий функционер без запинки выговаривает точные канцелярские должности высокопоставленных чиновников, да еще уточняет, что доходы от нелегального алкоголя пойдут на борьбу с пандемией коронавируса в Казахстане, то поверить в реальность картинки становится очень трудно.
В определенном мастерстве создателям подделки все-таки не откажешь. Они берут один реальный разговор торгового агента с партнером из магазина, где тот объясняет, почему продукцию конкурентов нужно поставить в менее заметное место и какого размера ретро-бонус (вознаграждение от поставщика) за это будет предоставлен. Потом добавляются совершенно постановочные разговоры о вещах, в которые ни один торговый агент ни на одной фирме своим начальством никогда не посвящается, из-за чего смотреть и слушать все это без хохота просто невозможно.
Почти десять минут хронометража уделено насыщенному пафосу про заботу о народе Казахстана, о государственных доходах, где руководители министерств и ведомств, включая силовые, называются поименно и к ним следуют воззвания прекратить бездействие. Видимо, масса славословий во благо страны призвана придать зрителю больше веры в то, будто авторы ролика пекутся о благополучии республики, почему и состряпали данную подделку.
КРИМИНАЛУ БОЛЬНО
Чтобы подпольные производители алкоголя собрали деньги и нашли людей, способных слепить такое видео, нужна полноценная мотивация. Все указывает на то, что меры, направляемые государством на очистку алкогольного рынка, доставляют водочному криминалу серьезные неудобства.
Факты ударов по контрафакту очевидны. Так, 15 января (Алматы), совместно с ДЭР по Алматинской области, при проведении оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), установлена гражданка К., которая на территории Панфиловского района Алматинской области на оптовой точке «Наурыз» занималась реализацией контрафактной алкогольной продукции марки одного местного завода, а также водочных изделий производства Кыргызской Республики с поддельными акцизными марками. При осмотре помещения обнаружены и изъяты водочные изделия 34 наименований в общем количестве 4467 бутылок.
В следующем месяце – 25 февраля – совместно с сотрудниками ДЭР по Костанайской области, произведен обыск в городе Костанай по улице Досщанова, в рамках зарегистрированного уголовного дела в отношении гражданина М., по факту организации подпольного цеха по изготовлению алкогольной продукций с использованием заведомо поддельных учетно-контрольных марок (УКМ).
В ходе обыска изъяты: портвейн «Талас» объем 0,75 в количестве 816 бутылок, портвейн «Талас» объемом 0,5 л. в количестве 1040 бутылок, вино «Белая Лоза» объемом 0,75 л. в количестве 2568 бутылок.
А еще 26 мая, совместно с ДЭР по Акмолинской области, проведены оперативно-розыскные мероприятия на территории города Кокшетау, а именно, обыски по двум адресам: по улице Кусаинова и улице Панфилова, в частных домах.
В результате обыска по первому адресу обнаружена грузовая машина марки «КАМАЗ» (бензовоз) с полной цистерной этилового спирта (объемом 17400 литров), двухсотлитровые пустые бочки в количестве 61 штук (для розлива), по второму адресу обнаружены двухсотлитровые бочки, заполненные этиловым спиртом в количестве 13 штук (2600 литров) и фальсифицированная коньячная продукция в пятилитровых баклажках в количестве 200 штук (1000 литров).
Указанные вещественные доказательства в общем количестве 20000 литров этилового спирта и 1000 литров коньячной продукции изъяты. По уголовному делу проводятся следственные действия и назначены необходимые экспертизы, по результатам которых уголовное дело будет направлено в суд с обвинительным заключением.
Компетентными органами «накрываются» как полноценные производства с аппаратами для разлива алкогольной продукции, станками для закручивания крышек бутылок, так и сравнительно скромные партии контрафакта. Но происходит это по всей территории страны, от столиц до дальних закутков провинций.
В зависимости от конкретной ситуации, представители органов власти могут задерживать как транспортные средства во время передвижения, так и нелегальную продукцию на тайных базах хранения.
Шутка про то, что в местах, где запрещены легальные казино, могут действовать подпольные, утратила свою актуальность. В нашем случае разрешены легальные производители и импортеры алкогольной продукции, а все остальные запрещены и присмотр за таким положением вещей достаточно строгий.
Вообще-то создатели фейкового ролика в своем повествовании признают, что «QazSpirits» организовал мощное давление на производителей подпольного алкоголя. Несуразица начинается там, где членов ассоциации обвиняют в занятии тем же самым.
При этом создатели лжи не составили труда объяснить зрителю, где логика и интерес такого игрока, который с одной стороны активно занимается очисткой рынка с целью его максимально возможного приведения в цивилизованное состояние, а с другой сам предлагает «паленую» водку с отсылками к политическим авторитетам, которые якобы в курсе и заинтересованы в такой криминальной политике.
В общем, заказчики от контрафактного алкоголя получили некачественный фильм.
ВЕРНЫЙ КУРС
Отметим и то, что 19 мая текущего года совместными усилиями УГД и ДЭР по Алматинской области, при проведении оперативно-розыскных мероприятий, выявлен факт реализации фальсифицированной водочной продукции с поддельными акцизными марками на заводе-производителе коньяка и винной продукции компании ТОО «Food Distribution Company», расположенного на ст. Шамалган в Карасайском районе Алматинской области.
В результате ОРМ на территории предприятия обнаружено и изъято 13500 бутылок (объемом 0,5 л.) готовой продукции с поддельными УКМ, 6168 штук поддельных учетно-контрольных марок, 60 бутылок (объемом 0,5л.) разлитой продукции без УКМ, 3300 литров этилового спирта. По данному факту возбуждено уголовное дело, проводятся следственные действия.
Водочный бизнес – это постоянный объект для ханжеских и примитивных нападок. Мол, зачем нам такая «неприличная» отрасль, ведь алкоголь вреден для здоровья. Как мы уже отмечали выше, водка является высокодоходным товаром. К тому же в стране однозначно присутствует широкий слой потребителей, ориентированный на качественную алкогольную продукцию. Это платежеспособные люди и если их не будет обеспечивать отечественный производитель, то они решат вопрос с помощью импорта.
Если суммировать акцизные выплаты завода «Кокшетауские минеральные воды», то получится, что они эквиваленты 50 % бюджета города Кокшетау. Но для того, чтобы доходы государства были стабильными и изобильными, рынок нужно строить цивилизованный и строго ограждать его от нелегальных и нерадивых игроков.
Потому что подпольные участники не соблюдают стандартов качества алкогольной продукции (в случае Казахстана это вопрос национальной безопасности), не платят налогов и акцизов, создают коррупционную и криминальную среду.
Примечательно, что интенсивное наведение порядка в алкогольной отрасли совпало с падением доходов от углеводородов. Теперь у республики нет подушки финансовой безопасности, которая позволяла недостаточно серьезно и тщательно относиться к проблемам отрасли.
История показывает, что грубые ошибки в алкогольном вопросе могут слишком дорого обходиться обществу. В США «сухого закона» хватило для того, чтобы на дефиците одного-единственного товара выросла мафия. В позднем СССР антиалкогольная кампания обрушила доходы государства, которые формировались из этого источника почти на 30 %. Плюс удары по виноградарству, садоводству, сбору ягод.
В 90-ые годы постсоветское пространство пережило другую крайность – алкогольный вентиль в стране был открыт во всю мощь, водку рекламировали по центральному телевидению, а государственное регулирование свели к суперминимуму. Это тоже плохо, что и зафиксировали алкоголизация населения, плюс высокая смертность от некачественной водки.
При всей высокой рентабельности, алкогольная сфера нуждается в кропотливом и взвешенном регулировании. Примечательно, что, когда на водочном рынке Казахстана бесчинствовали подпольные производители, фильмов про крышевание теневого алкоголя никто не выпускал.
Значит, системное давление на нелегальных алкогольных игроков нужно продолжать, а саму сферу структурировать и приводить в максимально возможный цивилизованный вид. Государству борясь с криминалом нельзя забывать о поддержке легальных производителей качественной продукции.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости