В 2022 году 25 октября впервые после долгого перерыва в статусе национального праздника в Республике Казахстан отмечался День Республики. В этот день в 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете КазССР. День Республики был включен в перечень государственных праздников в 2001 году, но Законом от 22 апреля 2009 года был исключен из перечня государственных праздников. Вновь отмечать этот праздник предложил Касым-Жомарт Токаев на заседании Национального курултая в июне 2022 года.
ПРЕДПИСАНО СУДЬБОЙ
Сейчас с полной уверенностью можно сказать, что Казахстан за годы своей Независимости проводил взвешенную сбалансированную внешнюю политику. Выстраивал отношения с ключевыми игроками таким образом, чтобы получить максимум преференций от географии и истории нашего государства.
В неизменном приоритете нашей внешней политики, в ее доктрине тесные экономические связи с ближайшими соседями – это страны Центральной Азии, Китай и Россия. Укрепление коллективной безопасности стран региона, построение дипломатических отношений – гарантия долгосрочных взаимовыгодных отношений. Один из важнейших стратегических партнеров Казахстана, с самой длинной сухопутной совместной границей – это Российская Федерация.
«Между Казахстаном и Россией подписан Договор о добрососедстве и союзничестве. Россия – это Богом нам данный сосед, с которым мы живем бок о бок на протяжении веков. Это предписано казахам судьбой, и мы не может это изменить. Напротив, мы должны продолжать укреплять политические, торгово-экономические и культурные связи», — сказал Касым-Жомарт Токаев в интервью, приуроченному к 30-летию дипломатических отношении с РФ.
Укрепление экономических связей между Российской Федерацией и Республикой Казахстан сначала в двустороннем формате, а потом и в рамках евразийской интеграции помогли Казахстану пережить экономический кризис 1990-х годов и удачно выстроить суверенную модель государства. Объясняется это не только объективными предпосылками, подталкивавшими Казахстан к сотрудничеству с РФ, но и внутриполитическими факторами.
Евразийство стало частью государственной идеологии многонационального Казахстана на заре его государственности. В конкретных цифрах торговый оборот с Россией достиг в этом году внушительной цифры – 25 млрд долларов, это четверть от всего торгового оборота страны. Десятки работающих совместных производств, запланировано открытие десятков новых предприятий с гарантированными рынками сбыта. Миллиардные суммы прямых инвестиций в реальные сектора экономики, все это говорит о взаимной выгоде и перспективности экономического сотрудничества.
Наличие общей протяженной границы, значительная доля русскоязычного населения в РК, экономические связи, совместная история России и Казахстана – основа для устойчивых партнерских отношений двух государств.
Россия поддерживает легитимную власть в Казахстане, курс нынешнего президента страны и выступает против любых попыток дестабилизации ситуации в РК. Это показала и миротворческая операция ОДКБ в Республике Казахстан зимой 2022 года. Об этом же свидетельствует поддержка, выраженная президентом России президенту Токаеву в рамках встречи глав государств в феврале 2022 года: «Казахстан уверенно, твердо стоит на ногах благодаря вашим усилиям, под вашим руководством развивается».
И Казахстан, и Россия работают над внутренними проблемами своих государств. Недавние мероприятия, саммит «Центральная Азия – Россия» и одноименный экспертный форум показали, что любые проблемы – лишь повод дальше углублять взаимопонимание и дружбу.
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Яркой иллюстрацией доверия и понимания служит частота личных контактов глав государств. Интенсивность контактов президентов двух стран, а коммуникации проходят почти ежемесячно, залог выстраивания крепких союзнических отношений между Россией и Казахстаном.
Прошедшие недавно международные саммиты – Саммит Глав СНГ, «Россия – Центральная Азия», СВМДА, Саммит ШОС в Самарканде – еще раз показали политическую волю к диалогу, общее глобальное видение развития региона, стремление к сотрудничеству в совместном построении нового концепта сильной Азии.
Совместно разделяется глубокое понимание необходимости евразийской интеграции, видение Центральноазиатского региона как нового мирового транспортного хаба, важность работы над сохранением продовольственной безопасности региона, кооперации на уровне спецслужб по профилактике терроризма и экстремизма.
«Сверка часов» прошла успешно на уровне глав СНГ, Евразийского экономического союза, руководителей Китая, Ирана, арабских государств. Это особенно важно в условиях политического кризиса и экономической турбулентности.
На вопрос редакции о безопасности региона отвечает известный казахстанский политолог Замир Каражанов:
-На недавних Саммитах много говорилось о возможных вызовах странам Центральной Азии в сфере безопасности. Тут и афганский фактор, и риск цветных революций, и сохраняющаяся экстремистская и террористическая угроза. Хватит ли у стран Центральной Азии ресурсов и сил противостоять этим вызовам?
— В текущем году мы наблюдали политическую нестабильность в Казахстане и Узбекистане, конфликт на границе Кыргызстана и Таджикистана. В принципе, все они носят для Центральной Азии внутренний характер, и страны региона способны их самостоятельно решить.
Что касается нестабильности в двух крупных государствах региона, то очевидно, что мы имеем дело с проявлением кризиса. Правительства любой страны на подобные кризисные явления отвечают реформами. Не суть важно, о каком кризисе идет речь: экономическом, политическом, гуманитарном, долговом, продовольственном, демографическом и т.д. Все что нужно – это политическая воля руководства страны идти на решительные, а иногда даже на радикальные и непопулярные меры.
Что касается ситуации на кыргызско-таджикской границе, обе стороны договорились отвести от границы крупные воинские части. Главное сейчас довести до конца процесс делимитации и демаркации границы.
Остается проблема Афганистана, который не входит в Центральную Азию, но безусловно оказывает влияние на региональную безопасность. В данный момент опасность в Афганистане заключается не в Талибах. Они сами не в состоянии контролировать территорию своей страны, прежде чем кому-то угрожать. Опасность исходит от радикальных группировок, которые с территории Афганистана могут организовывать террористические вылазки в страны Центральной Азии или «экспортировать» экстремизм в регионе.
Поэтому важно контролировать границу с Афганистаном. Есть также напряженность между правительством Талибан и Таджикистаном. Но пока она ограничивается заявлениями и риторическими угрозами. Как будут обстоять дела в будущем, зависит от развития ситуации в Афганистане.
Уровень доверия между государствами Центральной Азии высокий, что позволяет оптимистично смотреть в будущее. Когда уровень доверия низкий, даже небольшая проблема может спровоцировать серьезный межгосударственный конфликт.
Второй момент, в Центральной Азии востребована своя дорожная карта, в которой будут отмечены цели и сроки их достижения. Например, завершение процесса делимитации границ, сокращение уровня бедности в регионе, наращивание взаимной торговли, борьба с коррупцией, формирование дееспособных рыночных институтов и т.д.
Такие меры позволят пяти государствам укрепить не только региональную безопасность и стабильность, но и выйти на траекторию устойчивого роста.
Ермухамет КАСЫМОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости