Недавно стало известно, что производственные мощности автозавода «СарыаркаАвтоПром» посетила посол Швеции в Казахстане Ева Пулано, таким образом можно ожидать, что в скором времени производственная линейка костанайского автогиганта пополнится еще и продукцией бренда Scania.
Напомним, что шведский концерн Scania AB производит грузовики, автобусы, а также промышленные и морские двигатели, также компания поставляет свои шасси многим сторонним кузовным предприятиям.
С 2015 Scania на 100 % принадлежит немецкому автомобильному концерну Volkswagen Group и входит в состав его дочерней компании по производству тяжелых коммерческих автомобилей Traton вместе с MAN Truck & Bus.
Scania – потенциал для размещения
Напомним, что сейчас сборкой грузовиков и автобусов в Казахстане занимается целый ряд предприятий – на грузовиках специализируется завод «СемАЗ» в Семее, где производят «Уралы», ГАЗы, Shacman и Dongfeng, в Акмолинской области на заводе «КамАЗ Инжиниринг» собирают одноименную грузовую технику, предприятие Daewoo Bus Kazakhstan в ВКО осуществляет производство автобусов Daewoo, ГАЗ, ПАЗ и ЛиАЗ.
Автобусы марки Yutong выпускает завод QazTehna в Сарани (Карагандинская область), а в Уральске местный «Уральскагрореммаш» производит грузовую и специализированную технику марки Iveco.
При этом объем производства в этом сегменте в Казахстане пока небольшой – в 2022 году в стране было выпушено 7,8 тысячи грузовиков и 1,4 тысячи автобусов. И рынок автобусов при этом в Казахстане является достаточно перспективным для прихода в страну шведского производителя.
В июне этого года вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Ильяс Оспанов заявил: вопрос с устаревшим парком автобусов в стране обострился настолько, что его намерены решить с помощью револьверных средств программы льготного автокредитования.
По его словам, в настоящее время в казахстанских автопарках имеется более 90 тысяч автобусов, работающих как на городских, так и на междугородних линиях, 46 % из них изношены, потребность в новых автобусах составляет порядка 2 тысяч единиц в год.
При этом автобусы являются самым востребованным видом автотранспорта: на автобусы приходится 67 % всех поездок казахстанцев. Поэтому приход на этот рынок нового игрока с широкой производственной линейкой властями бы только приветствовался.
Если говорить о номенклатуре автобусов, выпускаемой компанией Scania, то здесь выделяется серия Omni, в которую входят городские низкорамные трехдверные автобусы, сочлененные автобусы-«гармошки» и пригородные двухдверные машины с алюминиевыми кузовами и вкраплениями стеклопластика.
На основе этой серии в 2010 году были разработаны автобусы поколения Citywide – низкопольных машин, предназначенных для обслуживания интенсивных городских поездок.
У этой серии также две модификации – двухосная, длиной 12 метров, и сочлененная (18 метров), так что шведский концерн в части производства автобусов работает в основном на городскую среду.
Что до грузовиков, то здесь ассортимент у Scania разнообразнее: в этом сегменте у шведского производителя имеется пять серий тягачей и самосвалов, которые различаются мощностью, конструктивными особенностями шасси и кабины водителя и возможностью осуществлять рейсы на длинные и короткие расстояния.
Алматинское крыло отечественного автопрома
Отдельно следует напомнить и о развитии авто бренда Hyundai в Алматы, где собираются как легковые, так и коммерческие машины на заводах Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Auto.
До осени прошлого года Hyundai Trans Kazakhstan выпускает семь легковых моделей Hyundai: Sonata, Elantra, Santa Fe, Palisade, Staria, i30, а также Tucson – вторую по продажам легковушку в стране — методом сварки и окраски кузова.
Осенью 2022-го к ним прибавился паркетный кроссовер Hyundai Bayon, общий объем производства этого предприятия в прошлом году составил 37,2 тысячи автомобилей, на 43 % больше, чем годом ранее.
Из них 82 % предприятие поставило на отечественный рынок, остальной объем (около 5 тысяч авто) – на экспорт в страны СНГ, став вторым игроком рынка и по этому показателю: «СарыаркаАвтоПром», выпустившая 70 тысяч авто в прошлом году, на экспорт отправила около 7 тысяч из них.
Но при этом в мае текущего года Hyundai стал лидером на рынке модельных продаж с показателем в 4 тысячи 333 автомобиля, костанайский Chevrolet в мае продал 3 тысячи 300 машин. Третью строчку занимает Kia – автомобили этой марки разошлись в количестве 2 198 экземпляров, так что у алматинского автозавода, который планирует в этом году нарастить производство до 50 тысяч легковушек с локализацией свыше 50 %, все еще впереди. И это, в конечном счете, идет на пользу казахстанским автолюбителям, которые получают широкий выбор новых машин отечественного производства.
Что до Hyundai Trans Auto, то его модельный ряд представлен техникой грузоподъемностью от 1,5 до 5 тонн, то есть бортовыми грузовиками, изотермическими и промтоварными фургонами и рефрижераторами, самосвалами малой, средней и большой грузоподъемности, а также автобусами, городскими и междугородними.
Помимо этого, в Алматы выпускаются мусоровозы, контейнеровозы, бензовозы, миксеры и вакуумные водовозы для транспортировки технической и сточной воды.
С 2012 года на предприятии выпускаются кареты скорой помощи и реанимобили, мощность производства составляет 10 тысяч единиц различных моделей в год, однако в 2022-м году алматинцы выпустили лишь 1007 единиц коммерческой техники, что является третьим результатом в сегменте после семипалатинского «Семаза» (2,4 тысячи) и кокшетауского «КамАЗ Инжиниринг» (1,4 тысячи грузовиков).
Так что у второго алматинского завода, являющегося, как и Hyundai Trans Kazakhstan, «дочкой» компании «Астана Моторс», имеется потенциал в освоении отечественного рынка.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости