С ростом популярности торговли товарами между людьми на открытых онлайн площадках, растет риск стать жертвой сетевых псевдо-покупателей
Алгоритм достаточно прост: псевдопокупатель отправляет ссылку (как правило, не в доменной зоне .kz), пройдя по которому продавец должен вбить данные своей платежной карты, включая номер, срок действия и CVV-код. И делается это все под благовидным предлогом – получения денег за товар. Ну а дальше, заполучив доступ, можно изымать средства из платежной карты жертвы.
На вопрос, зачем для получения средств вводить полный набор данных, включая CVV-код, мошенники либо не отвечают вовсе, либо аргументируют необходимостью заморозить небольшую сумму для верификации и проверки карты на подлинность.
Однако после серии логичных вопросов, предметный разговор, как правило не получается, и заподозрив что они раскрыты, потенциально не состоявшаяся жертва блокируется.
Какие универсальные выводы нужно сделать, чтобы не стать той жертвой почтовых мошенников? Во-первых, это как правило покупатель из другого и далекого города или небольшого населенного пункта в другой части страны. По логике аферистов, это снимает вопросы обоснованности использования различных сервисов (почтовых операторов, курьерских служб и так далее), включая передачу персональных данных и возможности изъятия «предоплаты».
Второе, что может усыпить бдительность, это ссылки, в которых указано что товар и сама доставка уже оплачены. Следовательно, нужно лишь вбить реквизиты платежной карты для получения своих средств. Важная деталь, в таких ситуациях – присылаемая ссылка внешне похожа на какой-либо сервис или известную компанию, но она отсылает на ресурс вне доменной зоны Казахстана (.kz).
Другими словами, проверяйте перечень оказываемых услуг на официальных интернет-ресурсах, фигурируемых в переписках сервисах.
Какие действия могут обезопасить вас? Первое и самое важное – не делиться личными данными, включая Ф.И.О., реквизитами платежной карты и другой персональной финансовой информацией, присылаемых лично вам SMS-кодов и прочих уведомлений.
Продавая что-либо, нужно смело интересоваться, зачем покупателю такой обширный объем запрашиваемых сведений, если речь идет о купле-продаже условного утюга.
Многие сервисы сейчас создают внутренний чат. Поэтому они настоятельно рекомендуют договариваться в мессенджерах, встроенных в онлайн-площадку. Это дополнительно обезопасит обе стороны, как и организатора торговли. В случае сомнений, лучше перестраховаться и отказаться от потенциальной «сделки» вовсе.
Третье и самое важное – совершайте оплату только после получения товара или услуги. Также не рекомендуется переходить по сторонним ссылкам для оплаты или получения денег. Особенно где запрашиваются реквизиты вашей карты или счета, под всякими предлогами.
Отдельную популярность в последнее время получили программы удаленного доступа, как AnyDesk и TeamViewer. Мошенники просят установить их на телефон или другое устройство жертвы, после чего получив доступ к нему, как правило, используют для изъятия тем или иным способом денежных средств. Поэтому всегда старайтесь избегать установки таких программ либо других программных разрешений на свой телефон или компьютер.
Ну и в завершение, если вы все же столкнулись с мошенниками, жалуйтесь. Это могут быть службы поддержки онлайн-сервисов/маркетплейса, местное отделение полиции либо Департамент по защите прав потребителей финансовых услуг Агентства по регулированию и развитию финансового рынка. Прямые контакты (https://fingramota.kz/ru/feedback) сотрудников Департамента размещены на сайте Fingramota.kz – проекта Агентства, направленного на повышения финансовой грамотности населения.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости