Костанайский производитель «СарыаркаАвтоПром» по итогам десяти месяцев текущего года произвел больше автомобилей, чем весь казахстанский автопром три года назад: в Костанае в январе – октябре этого года собрали 54 тысячи 113 единиц в то время как все отечественные автопредприятия в 2019 году произвели 50 тысяч 447 машин. В целом же объемы казахстанского автопрома за истекший период выросли почти на четверть – и имеют большой потенциал дальнейшего роста, как за счет внутреннего потребления, так и за счет экспорта.
ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ДАЛЕК ОТ НАСЫЩЕНИЯ
По данным Бюро национальной статистики, общий автопарк страны по состоянию на 1 сентября текущего года составлял 4,3 миллиона единиц, из которых 87,7 % или более 3,63 миллиона авто – это легковой и легковой коммерческий автотранспорт.
Причем, согласно данным отечественной статистики, более половины зарегистрированного в стране легкового автотранспорта имеет весьма почтенный возраст: почти 1,95 миллиона легковушек, эксплуатирующиеся в Казахстане, были выпущены более 20 лет назад, еще 808,6 тысячи легковых авто находятся в возрастной категории от 10 до 10 лет.
Автопарк новых автомобилей (не старше 3 лет) в легковом сегменте в стране составляет всего 297,2 тысячи машин, остальные зарегистрированные в стране легковые автомобили входят в сегмент от 3-х до 10-ти лет.
Очевидно, что такое состояние отечественного автопарка, большая часть которого требует замещения новыми автомобилями, является отличным стимулом для наращивания внутреннего производства. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, с января по октябрь 2022 года в Казахстане было реализовано 97,7 тысяч новых легковушек, что на 0,9 % больше, чем за аналогичный период 2021 года, когда в стране было продано 96,8 тысяч новых машин.
Причем на внутреннем рынке сохраняется тенденция, заданная еще в 2020 году, когда каждый второй проданный в стране автомобиль был произведен предприятиями отечественного автопрома.
В прошлом году уже три из четырех авто, проданных на внутреннем рынке, были произведены в стране, в этом году казахстанские производители близки к стопроцентному замещению внутреннего спроса: при продаже 97,7 тысячи новых авто объем производства легковушек в январе-октябре по данным АКАБ составил 80,25 тысячи единиц.
Это почти на треть больше аналогичного периода прошлого года.
Пятерку самых популярных брендов, продукция которых освоена на предприятиях в Казахстане, по итогам десяти месяцев текущего года возглавил Chevrolet (31 тыс. 063 единицы), на втором месте – Hyundai (28 тыс. 863 авто), на третьем месте – Kia (11 тыс. 480 машин). Четвертое место занимает JAC (5 тыс. 764 единиц), на пятом – Lada (4 тыс. 872 автомобиля).
Отметим, что автомобили четырех из пяти марок, входящих в эту самую популярную пятерку (Chevrolet, Lada, Kia и JAC), собираются в Костанае, на мощностях завода «СарыаркаАвтоПром», входящего в группу «AllurAuto». На долю костанайского производства приходится более 60 % от общего объема производства легковых автомобилей в стране, для сравнения – занимающие второе место в этом хит-параде авто бренда Hyundai, которые собираются на заводах Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Auto в Алматы, насыщают внутренний рынок на 25 %.
ДЕТРОЙТ ПЕРЕЕЗЖАЕТ В КОСТАНАЙ?
Таким образом, Костанай в настоящее время является центром казахстанского автомобилестроения, казахстанским Детройтом – «городом машин»: напомним, что город на севере США стал автомобильной столицей Соединенных Штатов за счет сосредоточения на своей территории крупнейших заводов и лабораторий ведущих автомобильных монополий Америки: General Motors, Ford и Chrysler.
Символично, что в Костанае представлен бренд одного из этих гигантов – Chevrolet, который является подразделением корпорации General Motors. Также символично, что модель этого бренда — Chevrolet Cobalt – является абсолютным лидером продаж в стране: только в октябре казахстанцы купили 2,2 тысячи «кобальтов», произведенных в Костанае. Для сравнения – результаты занявшей второе место по октябрьским продажам Hyundai Tucson достигли около половины этого объема (976 единиц).
Лидирует Chevrolet и в списке самых продаваемых брендов по итогам января – октября 2022 года – в Казахстане за этот период было приобретено 27 тысяч 622 автомобиля этого бренда, на 10,7 % больше, чем в аналогичном периоде 2021-го года.
На второй строчке здесь – алматинский Hyundai с результатом 22 тысячи 435 единицы (+15,4 %).
Неудивительно, что при такой популярности Chevrolet в стране владелец «СарыаркаАвтоПром» Allur недавно заключил трехстороннее соглашение с General Motors и UzAutoSanoat о расширении линейки автомобилей этой марки, выпускаемых на автозаводе в Костанае.
Теперь в «казахстанском Детройте» будут выпускать еще и компактный городской седан Chevrolet Onix – методом мелкоузловой сборки (CKD) с годовым объемом 30 тысяч единиц в год, что позволит костанайскому предприятию закрепить свои лидирующие позиции в стране, особенно на фоне проблем производителей с комплектующими.
Напомним, что в августе текущего года в Алматы была приостановлена сборка самых популярных моделей Hyundai в стране: седана Accent и кроссовера Creta. В компании «Астана Моторс», которая владеет заводом в Алматы, пояснили, что заморозка производства произошла из-за проблем с поставками с завода Hyundai в Санкт-Петербурге. И казахстанскому производителю пришлось экстренно переналаживать свои логистические цепочки для возвращения к нормальному производственному циклу.
В сентябре председатель Комитета индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Ильяс Оспанов заявил, что поставки комплектующих на завод в Алматы возобновились из новых источников – и сбоев в дальнейшем не ожидается. В целом же, по его словам, в этом году казахстанские власти ожидают рост внутреннего производства легковушек до 100 тысяч единиц – на 15-20 % больше, чем в 2021-м, когда в стране было произведено под 90 тысяч новых легковых автомобилей.
Одновременно форс-мажор с запчастями для Hyundai заставил казахстанские власти задуматься над стимулированием налаживания внутреннего производства комплектующих: локализация производства и ранее была одним из требований к автопроизводителям, теперь же, когда прежние логистические цепочки разрушаются, по признанию главы МИИР Каирбека Ускенбаева, она стала жизненной необходимостью.
«Когда говорят, что мы только колеса к готовому автомобилю прикручиваем, это, мягко говоря, неправда: вы можете сами съездить на любой завод, увидеть, сколько тысяч человек там работают и как этот процесс происходит. Следующий этап – создание нашего производства комплектующих к этим машинам. Сейчас четыре завода начинают производить комплектующие для Hyundai в Алматы, уже производят сиденья – но понятно, что такой объем одной компании не нужен, так что эти сиденья пойдут и для «СарыаркиАвтоПрома», и для других предприятий. И вот так, шаг за шагом, каждое предприятие введет взаимную интеграцию. И так пойдет дальнейшая локализация», – пообещал министр.
ЛОКАЛИЗАЦИЯ НА ЭКСПОРТ
В апреле текущего года заместитель председателя Комитета индустриального развития МИИР РК Олжас Сапарбеков сообщил, что в среднем по Казахстану уровень местного содержания автопрома составляет 33 %, а по некоторым моделям доходит до 50 %.
Он пояснил тогда, что понятия «локализация» и «местное содержание», которые обычно отождествляются, имеют существенную разницу: в методику расчета местного содержания входит расчет добавленной стоимости, которая осталась в Казахстане после продажи автомобиля, заработной платы рабочих и других услуг, направленных на изготовление машины.
Иными словами, электроэнергия, произведенная костанайской или алматинской ТЭЦ и использующаяся при изготовлении Chevrolet или Hyundai – это тоже часть «местного содержания», причем очень немалая в стоимостном выражении.
Что касается локализации, то повышение ее уровня достигается не только за счет местного производства комплектующих, но и за счет освоенных технологий и других процессов: сварки, окраски и сборки. К примеру, мелкоузловая сборка, которая будет применяться при производстве в Костанае Chevrolet Onix, состоит из более чем тысячи операций.
И все же на сегодняшний день отечественный автопром подходит к понятию «локализация» в еще более узком смысле, акцентируя внимание властей на необходимости стимулирования появления собственных производств комплектующих, причем комплектующих для агрегатов автомобилей, а не только для салонов и рам.
Тем более, что такие производства могут давать неплохие экспортные доходы, учитывая ситуацию в российском автопроме, где зарубежные автопроизводители обрывают для российского рынка и поставки комплектующих.
Проблемы алматинского Hyundai Trans Kazakhstan с поставками из Санкт-Петербурга – это только вершина айсберга проблем с автозапчастями: с соседнего рынка ушли Renault, Volkswagen, Mercedes Benz, Volvo, Mazda, Toyota, Honda, KIA, Ford, а также Chevrolet. И сейчас российскому рынку нужно будет нивелировать последствия этого массового исхода частичным импортом не только готовых автомобилей, но и комплектующих.
Здесь Россия пока больше ориентируется на Китай и Иран, Казахстан же сам является нетто-импортером комплектующих: по данным Министерства торговли и интеграции, с января по сентябрь 2022 года в страну было завезено кузовов для автомобилей на общую сумму 740,2 млн долларов (341,9 млрд тенге), частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов на 544,8 млн долларов (251,5 млрд тенге), двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием на 307,7 млн долларов (142,1 млрд тенге).
Однако, помимо роста объемов импорта, увеличиваются и экспортные поставки: согласно обзору внешней торговли Казахстана за январь-сентябрь 2022 года, Казахстан поставил в страны Центральной Азии легковых автомобилей на общую сумму 166,6 млн долларов (76,9 млрд тенге).
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в период с января по октябрь 2022 года отечественные производители экспортировали 8,7 тысячи автомобилей – за весь 2021 год Казахстан продал в другие страны 12,1 тысячи автомобилей собственного производства.
Причем пик экспорта и в прошлом году, и в текущем пришелся на октябрь – почти по 1,9 тысячи авто и в 2021-м, и в 2022-м.
Казахстанские автомобили продаются в пяти странах мира (Россия, Узбекистан, Кыргызстан, Беларусь и Таджикистан), лидером остается российский рынок – в прошлом году туда было экспортировано 2,37 тысяч машин бренда JAC и 4,46 тысяч Chevrolet.
В этом году поставки JAC в Россию остаются на прежнем уровне, с января по октябрь туда экспортировано уже 2 тысяч этих автомобилей, а вот поставки Chevrolet на российский рынок были заморожены практически с начала года.
Зато наросли поставки казахстанских авто в Узбекистан: в прошлом году туда было поставлено 4,3 тысячи автомобилей Hyundai и 216 JAC, а в этом году в Узбекистан с января по октябрь уже поставлено 6,09 тысяч авто марки Hyundai казахстанской сборки.
Так что разнообразие автобрендов на казахстанском рынке способствует решению проблем и с экспортом готовой продукции в нынешние нелегкие для всего мирового автопрома санкционные времена.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости