Колесный трактор LOVOL, собираемый в Казахстане на мощностях Костанайского тракторного завода, стал одной из самых продаваемых в стране машин по итогам прошлого года. По данным директора костанайского предприятия и президента АО «АгромашХолдинг KZ» Динары Шукижановой, с конвейера сошло более 700 тракторов этой марки, в семь раз больше, чем в 2019 году, когда этот агрегат начал собираться в республике. Наша редакция попыталась разобраться, с чем связана популярность этой марки у отечественных аграриев.
Lovol — бренд сельхозтехники и сельхозоборудования китайской компании Foton Lovol Heavy Industry, проект по производству тракторов на костанайском заводе стартовал во второй половине 2018 года: первая партия изготовленных в Костанае колесных тракторов тогда была передана на государственные приемочные испытания в Республиканский сертификационный центр.
Все машины успешно прошли испытания и получили сертификат соответствия Евразийского экономического союза, после чего весной 2019 года совместное предприятие запустило промышленное производство. В том году в Костанае было собрано 136 тракторов этой марки, и тогда же были объявлены амбициозные планы: довести объемы производства до 3 тысяч единиц в год.
Уже на следующий год многие производители сельхозтехники вынуждены были скорректировать свои планы: пандемия коронавируса снизила спрос на рынке, но в Костанае производство, наоборот, выросло более чем в два раза – до 364 машин.
В 2021-м году с конвейера Костанайского тракторного завода сошло 529 колесных агрегатов марки LOVOL, а в прошлом году предприятие установило новый собственный рекорд, несмотря на все трудности 2022-го: удорожания комплектующих в том числе – из-за волатильности обменного курса, и разрыва логистических цепочек. Однако «АгромашХолдинг KZ» вновь увеличил объемы производства, в том числе и потому, что постоянно наращивал его локализацию.
«Завершаем ежегодное совещание с топ-менеджерами всех филиалов «АгромашХолдинг KZ», 2022 год однозначно был сложным: анализируем, оцениваем, делаем выводы и планируем работу на 2023-й, — написала глава АО «АгромашХолдинг KZ» на своей страничке в Instagram. — Из приятных новостей: LOVOL в этом году стал одним из самых продаваемых тракторов в Казахстане. Наш завод выпустил свыше 700 ед. тракторов. Стабильный рост и увеличение локализации – это задача номер один для нашего предприятия. Весь следующий год будет посвящен улучшению качества сервиса для наших клиентов», — добавила она.
ИСТОРИЯ LOVOL: ОТ РИСОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ ДО ЭКСПАНСИИ В ЕВРОПУ
Предприятие LOVOL в начале своей деятельности в 1984 году производило только рисоуборочные комбайны – тогда предприятие было полностью государственным. К 1998 году ассортимент выросшей на базе этого завода структуры Foton Lovol Heavy Industry Ltd значительно расширился – за счет освоения линеек зерноуборочных комбайнов, сельскохозяйственных тракторов, техники для общественных работ и специальных легких транспортных средств.
Более того, LOVOL стал одним из примеров того, как в Поднебесной государство использует передовой иностранный опыт для улучшения собственной продукции: в 1997 году соглашение о сотрудничестве между Китаем и Великобританией позволило КНР создать совместное предприятие под названием Perkins Engines Tianjin Co. Ltd для местного производства двигателей с маркировкой всемирно известного британского производителя.
В результате трактора LOVOL начали потихоньку завоевывать мир: с начала XXI века китайские машины начали продаваться в Германии под названием «Terra Trac», а с 2005-го появились в Нидерландах: местные аграрии знают их как «Eurotrac» — самые дешевые и надежные сельскохозяйственные трактора в мире.
С 2014 года Foton Lovol Heavy Industry совершает настоящую экспансию в Италию: сначала китайский концерн поглотил сразу трех производителей сельскохозяйственной техники, Arbos, Bubba Trattori и MaterMacc, а в 2015 году на базе этих активов создал в Италии дочернюю компанию Lovol Arbos Group SpA в Болонье.
Спустя еще год, в 2016-м, китайский производитель приобретает еще одну итальянскую компанию, специализирующуюся на производстве тракторов — Goldoni SpA, получив в свое распоряжение доступ к технологиям всемирно известного американского производителя John Deere, с которым Goldoni SpA сотрудничал с 1986 года.
Такой упор на итальянский рынок был сделан неслучайно: эта страна является лидером в Европе по количеству сельскохозяйственных тракторов и занимает по тракторному парку четвертое место в мире с показателем в 1,68 млн машин после США, Индии и Японии.
Любопытно, что тракторный парк самого Китая намного меньше (995 тыс.), а потому нацеленность на внешние рынки со стороны LOVOL, чьи производственные мощности в Поднебесной уже перевалили за показатель в 100 тыс. тракторов в год, вполне естественно.
ПЯТЕРКА LOVOL ИЗ КОСТАНАЯ
Изначально продуктовая линейка костанайского завода состояла из четырех моделей LOVOL: это машины моделей 354, 604, 904 и 1304 мощностью от 35-ти до 135-ти лошадиных сил.
Первые два из них (354 и 604) являются малогабаритными и экономичными универсальными тракторами, предназначенными для выполнения сельскохозяйственных работ на площадях посевов малых размеров и на животноводческих фермах, а также для транспортировки грузов. Различаются эти модели грузоподъемностью (1,2 тонны и 1,5 тонны соответственно).
Модели 904 и 1304 являются универсально-пропашными тракторами, способными работать на больших площадях и транспортировать груз массой от 3,3 до 4 тонн, а недавно костанайская линейка пополнилась моделью 2204 мощностью 220 лошадиных сил и грузоподъемностью до 6,5 тонны.
Все эти машины можно использовать с навесным и прицепным оборудованием, включая экскаватор, фронтальный погрузчик, различные сельскохозяйственные орудия для обработки почвы и уборки выращенных культур.
Для максимальной комфортности вся костанайская продукция оборудована кабинами с печкой и кондиционером, что позволяет работать трактористам в комфортных условиях круглый год. Помимо этого, учитывая то обстоятельство, что значительная часть пашни в Казахстане расположена в довольно суровом зимой климатическом поясе, агрегаты оснащаются системой электрического подогрева топлива при холодном запуске.
Помимо этого, весь модельный ряд оснащается двигателями, произведенными по технологии Perkins, которые отличаются высокой мощностью, эффективностью, производительностью, простотой и экономичностью в обслуживании.
Производятся эти двигатели британского производителя с почти вековой историей Perkins Engines Company Limited на заводе в Поднебесной, со строгим использованием всех технологий этого дочернего предприятия Caterpillar Inc.
Все машины, произведенные в Костанае, оснащены мощными противотуманными фарами, при этом уровень их локализации уже сейчас превышает 30 %, а в течение ближайших нескольких лет должна увеличиться до 50 % за счет локализации сборочных операций, изготовления кабины, карданных валов, выхлопной системы, противовесов и элементов экстерьера.
ГАРАНТИЙНО-СЕРВИСНОЕ ПРЕЙМУЩЕСТВО С ПРИЦЕЛОМ НА БУДУЩЕЕ
В прошлом году на базе костанайского завода уже появился новый производственный участок – линия сварки кабин тракторов LOVOL с мощностью 10 кабин в одну смену. Кроме того, завершена реконструкция литейного участка, где возобновились работы по литью компонентов для всей сельскохозяйственной техники: тракторов, комбайнов и сеялок.
«Универсальные цеха с высокопроизводительными станками и автоматизированными линиями позволили нам уйти от крупноузловой и даже мелкоузловой сборки сельскохозяйственной техники к полноценному изготовлению компонентов и значительному повышению доли местного содержания, — цитирует официальный сайт «Агромашхолдинга» вице-президента по производству Петра Максакова. — В 2022 году мы дополнительно освоили порядка двух тысяч новых узлов и деталей, и эту работу мы будем продолжать».
Как показала практика 2022 года, увеличение локализации, то есть использования местных комплектующих – это вопрос сохранения объемов производства в сегодняшних реалиях. Кроме того, это еще и вопрос снижения себестоимости продукции, а значит – и ее конкурентоспособности как на внутреннем рынке, так и на рынках соседних стран (доведение ежегодного объема производства до 3 тысяч экземпляров предполагает экспорт части казахстанских «Ловолов»).
Цена пяти моделей, собираемых в Костанае, сейчас колеблется от 5,8 млн тенге (модель 354) до 40 млн (модель 2204). Эти цены сопоставимы с аналогичными моделями других производителей – например, 904-й LOVOL стоит примерно столько же, сколько и новенький МТЗ – 82 «Белорус» (порядка 15 млн тенге), но при этом выигрывает за счет технического оснащения и экономичности.
Стоит отметить, что еще одним преимуществом казахстанского производителя LOVOL является предоставление заводской гарантии на свою продукцию сроком на два года. Но этим сервис «АгромашХолдинг KZ» не ограничивается: компания создала собственную гарантийно-сервисную службу, готовую сопровождать реализованную технику в режиме 24/7/365.
Данное подразделение состоит из более чем 200 сотрудников, они разбиты на 20 сервисных бригад, состоящих из высококвалифицированных инженеров с уровнем подготовки, позволяющим проводить сервисное и гарантийное обслуживание любой сложности.
Сервисная служба обеспечена 65 автомобилями, тракторами и прочей спецтехникой, это позволяет ей ежегодно обслуживать более двух тысяч единиц техники, работающей в 8 регионах страны на площади более 20 млн га. И количество обслуживаемой этими бригадами техники в Казахстане будет только расти, поскольку предприятие намерено и далее расширять производство.
«В новом 2023 году мы вводим в нашу линейку трактора LOVOL мощностью 80, 110, 150 и 260 лошадиных сил, потребность в них есть со стороны аграриев, как северного, центрального, так и восточного Казахстана, где большую часть посевных площадей занимают масличные культуры», — подчеркнул коммерческий директор «АгромашХолдинг KZ» Николай Пархоменко.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости