10 января 2023 года состоялся рабочий визит казахстанской делегации во главе c первым вице-премьером Казахстана Романом Скляром в Москву. В состав делегации вошли главы профильных ведомств Казахстана. Во время переговоров обсуждалось развитие транспортно-логистических маршрутов «Западная Европа – Западный Китай» и «Север – Юг», строительство нового третьего железнодорожного перехода на границе Казахстана и Китая, реконструкция автомобильных дорог и пунктов пропуска на казахстанско-российской границе.
Казахстан после 2022 года может стать важнейшим евразийским торговым хабом. Для сбыта продукции в приграничных регионах Казахстана в последние годы создается целая система торговых хабов для всего евразийского пространства. Самый яркий пример – центр трансграничной торговли «Евразия» на территории Западно-Казахстанской области. Хабы будут связаны с портами Актау и Курык, что удобно и для торговли с прикаспийскими странами.
Центр трансграничной торговли «Евразия» должен стать одной из основных индустриально-промышленных зон в РК. И это выгодно для страны, ведь через «Евразию» пройдет ключевой коридор «Север-Юг». Плюс – географическая близость к России и доступ к рынкам ЕАЭС.
Министр национальной экономики Казахстана Алибек Куантыров по этому поводу заявил: «Мы настроены на создание новых логистических коридоров, которые перетянут на себя существенную часть мирового грузопотока. Я уверен, что здесь приоритеты России и Казахстана совпадают».
Комментируя редакции «Ведомостей Казахстана» экономический эффект эксплуатации нового транзитного канала, казахстанский экономический обозреватель Сергей Домнин (на фото) отметил, что при прочих равных условиях этот эффект ограничивается загрузкой маршрута (тарифы на провозку, транзитные сборы и прочее), а также ограниченным развитием бизнеса придорожного обслуживания.
Для развития промышленных кластеров просто находиться на транзитном маршруте недостаточно – необходимы дополнительные сравнительные преимущества, доступные факторы производства: дешевый труд, технологии, природные ресурсы или деньги.
Именно поэтому, как считает эксперт, есть смысл развивать действующие кластеры на Западе Казахстана с учетом уже сформированной специализации – нефтехимия, химическая промышленность, нефтегазовое машиностроение, складской бизнес.
Здесь надо подчеркнуть, что все потенциальные участники проекта – одновременно и партнеры, и конкуренты в этих отраслях. Если же транспортные издержки использования коридора «Север – Юг» будут при этом ниже, чем на конкурирующих направлениях, это будет лишь дополнительным стимулом загружать данный коридор.
Участники встречи в Москве обсудили также вопросы промышленной кооперации, а именно – реализации совместных проектов в автомобилестроении, горно-металлургической отрасли, агропромышленном комплексе.
В рамках концепции развития «Стратегия-2050» развитие промышленного сектора – приоритет для Казахстана. Это позволит стране снизить ресурсную зависимость, а сочетание промышленных технологий и доступных энергоносителей – залог экономического роста.
Однако европейские страны, зачастившие с делегациями в Казахстан, не торопятся с трансфером технологий и инвестициями в реальные сектора экономики республики. На этом фоне разительно отличаются наши ближайшие соседи. Несмотря на серьезное давление на экономику России в 2022 году, российские инвестиции в Казахстан не снижаются. Страна остается привлекательной для российских инвесторов.
По итогам первого полугодия 2022 года Казахстан стал несомненным лидером в СНГ по привлечению прямых иностранных инвестиций. Способствуют росту промышленной кооперации и особые условия для стран ЕАЭС, а именно облегченные процедуры открытия предприятий россиянами и другими партнерами по Союзу.
Международная турбулентность дает возможность для Казахстана пересмотреть свое место в мировых экономических цепочках, однако, для этого нужна смелость со стороны руководства. Важнее всего выстраивать на деле выгодные форматы, но это означало бы отказ от патронажа со стороны США и Европы и признание перспективности сотрудничества с Россией.
На ХVIII Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России президент Казахстана заявил, что для наших стран сегодня приоритетно кооперационное сотрудничество. Между Казахстаном и Россией уже реализовано 110 совместных проектов на общую сумму 23 миллиарда долларов с созданием порядка 30 тысяч рабочих мест.
Премьер-министр Казахстана, Алихан Смаилов, на выставке «Иннопром – 2022» приводил конкретные цифры: РК и РФ в рамках промышленной кооперации сейчас реализуют совместно десятки индустриальных проектов на сумму 3 млрд долларов. Еще 9 крупных совместных проектов на общую сумму 3 млрд долларов находятся на стадии реализации. Среди партнеров Смаилов отметил «Татнефть», «Еврохим», «АвтоВАЗ» и других ведущих российских производителей.
По мнению Сергея Домнина, с точки зрения размера инвестиций наиболее значимы крупные совместные проекты в сфере ГМК. В первую очередь это проекты Polymetal в Восточном Казахстане (Бакырчик) и Костанайской области (Варваринское), а также Русской медной компании в Актюбинской области.
«Не будем забывать о совместных предприятиях в добыче урана «Казатомпрома» и «Росатома» – Заречное и Акбастау, – говорит эксперт. – Основные поступления от ГМК оседают в республиканском бюджете, но и в масштабе регионов эти проекты весьма значимы – они создают и поддерживают рабочие места не только на производственных, но и на обслуживающих предприятиях – а это и есть региональный МСБ».
Кооперация здесь состоит в том, считает Домнин, что добытое в Казахстане сырье обогащают на российских мощностях, затем оно возвращается для дальнейшей переработки на казахстанские предприятия, после чего либо потребляется внутри страны, либо экспортируется.
Чуть меньше масштаб от проектов в машиностроении, убежден эксперт: «Когда в июле прошлого года наши и российские официальные лица говорили о реализации совместных проектов (в сообщениях фигурировали 13 проектов на $450 млн), то речь шла о выпуске легковых автомобилей, тракторов, железнодорожного транспорта. В обоих заводах по строительству локомотивов (тепловозном и электровозном) присутствует российский «Трансмашхолдинг». Даже несмотря на сворачивание проекта с «АвтоВАЗом» на усть-каменогорской площадке, линию по выпуску LADA открыли в Костанае. Конечно, сейчас из-за санкций любое сотрудничество с россиянами в машиностроении затруднено.
Те же проблемы, связанные с санкциями, тормозят некоторые перспективные казахстанско-российские проекты. До сих пор под вопросом участие российского «Сибура» в проекте полипропиленового завода Kazakhstan Petrochemical Industries, куда россияне собирались зайти на 40 %».
Алихан Смаилов отметил также, что предприятия Казахстана и России в полной мере готовы к реализации инновационных промышленных проектов. Премьер-министр отметил важность подписания новой Программы совместных действий, которая предполагает сотрудничество еще по 22 проектам в 7 отраслях промышленности.
Он выразил уверенность в том, что стимулирование промышленного сотрудничества будет работать только на благо Казахстана и России, а взаимовыгодная кооперация станет стабильной опорой для дальнейшего роста экономик.
«В Казахстане созданы все необходимые условия для благоприятного ведения бизнеса: эффективно работают специальные экономические и индустриальные зоны, институтами развития осуществляется льготное кредитование и лизинговое финансирование, законодательно закреплены государственные меры поддержки и преференции для инвесторов», – пояснил Алихан Смаилов.
Напомним, что ранее Касым-Жомарт Токаев говорил о том, что власти России и Казахстана сделают все, чтобы сохранить союзничество. В интервью для «России 24» он подчеркнул, что Казахстан «ни в коем случае не отказывается от своих союзнических обязательств», потому что это было бы неправильно и «неоправданно с точки зрения перспективы».
Особое внимание на встрече делегаций было уделено обсуждению сотрудничества двух стран в новых экономических условиях. Ранее министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди сообщил в интервью японскому телеканалу NHK, что страна не присоединится к санкциям против России.
«Сейчас мы проходим проверку на прочность. Санкционное давление на Россию беспокоит наших ближайших партнеров и союзников, – заявил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров. – Но, как все заметили, места тех, кто решил разорвать связи с нашей страной, занимают другие, те, кому претит оголтелая политизация и готовность по указке извне наступать на горло своих интересов и благополучие своих граждан».
В свою очередь министр национальной экономики Казахстана Алибек Куантыров отметил, что в нынешних условиях замедления темпов роста мировой экономики, эскалации напряженности в международной торговле и санкционного противостояния выход, по его мнению, – в углублении индустриальной кооперации России и Казахстана.
По мнению Куантырова, Казахстан заинтересован в реализации новых кооперационных проектов, а наибольший потенциал виден в секторах нефтегазового машиностроения, создания автокомпонентной базы и контейнеризации. Министр предложил российским нефтяным и машиностроительным компаниям вкладываться в нефтегазовое машиностроение Казахстана.
Промышленная кооперация российских и казахстанский предприятий поступательно развивается вопреки санкционному давлению на Россию и политической конъюнктуре. Руководство Казахстана действует в соответствии с интересами страны. А недавно российская сторона подтвердила участие в Международной промышленной выставке «Иннопром. Казахстан», она пройдет в конце сентября 2023 года в Астане. На ней Казахстан представит уже реализованные индустриальные проекты и презентует планы на ближайшее будущее.
Еркебулан САХМЕТОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости