На фоне кризиса российской автопромышленности и растущего узбекского рынка, перед местными производителями засияли новые ниши, которые они принялись активно осваивать
Ушедший 2022 год стал настоящим испытанием для автомобильного производства на постсоветском пространстве. Санкции ведущих западных стран ударили по российскому автопроизводству, оголив предложение. Этим отчасти воспользовались соседние страны, однако производственные цепи продолжают перестраиваться. Казахстанские производители делают ставку на расширение местного производства китайских моделей авто, на фоне рекордных продаж в Казахстане и Узбекистане.
РЫНОК КАЗАХСТАНА: ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ГОДА
По итогам 11 месяцев 2022 года (более свежие данные отсутствуют – прим. авт.) по данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ) объем продаж автомобилей на первичном и вторичном рынке составил 119,6 тыс, что на 1,3 % больше показателя за аналогичный период 2021 года. Однако в структуре продаж продолжился рост реализации новых авто.
Автопроизводство за январь – ноябрь прошлого года составило 99,24 тыс единиц, что на четверть больше показателя годичной давности. Ежемесячная динамика производственной активности была выше уровня 2021 года, что актуализирует вопрос – каким покажет себя декабрь (год назад был зарегистрирован рекордный месячный показатель в 14 тыс ед.).
Говоря о производстве, стоит подчеркнуть, что в Казахстане, по данным Бюро национальной статистики АСПиР, зарегистрировано 10 автосборочных предприятий (включая сборку грузовой, специализированной и другой техники). Ключевых из них по объему производства два – костанайский ТОО «СарыаркаАвтоПром» и алматинский ТОО «Hyundai Auto Trans».
К началу декабря оба завода, согласно государственной статистике, произвели совокупно 71,42 тыс легковых авто. Из этой цифры свыше 45,57 тыс обеспечило костанайское предприятие и более 25,8 тыс – алматинское. Объем производства в денежном выражении вырос за аналогичный период на 19,6 % до 1,034 трлн тенге.
В разрезе автопродаж, налицо доминирование продукции под брендом Chevrolet (30,75 тыс ед.) и Hyundai (25,5 тыс ед.), чьи рыночные доли составили 29 % и 24,1 % соответственно. Другими словами, на эти авто пришлась каждая вторая покупка. В ТОП-4 наиболее популярных марок авто попали четыре китайских новинки, что суммарно обеспечило им около 10 % рыночной доли.
Аутсайдерами местного авторынка ушедшего года ввиду санкций, удорожания и/или проблем с наличием стали российские и японские модели. Продажи к началу декабря 2022 года Lada и GAZ сократились на 11 % и 65 % соответственно до совокупных 8,1 тыс ед, уступив по объему тем же китайским производителям (почти 10 тыс ед.).
Объем реализации Toyota, Mitsubishi и Subaru сжались на 32,6 %, 59,6 % и 22,9 % соответственно. Исключением стали лишь продажи Lexus (+41,4 %). Совокупно в ТОП-20 торгуемых марок новых авто «японцы» заняли 11,3 % рынка с суммарными продажами 11,9 тыс. (годом ранее 16,2 тыс авто).
Одним из «достижений» 2022 года стало сокращение парка зарегистрированных авто в Казахстане сразу на 12 %, до 1,16 млн авто. Не исключено, что это наглядный результат потребительской активности россиян, однако требует отдельных уточнений, которые будут даны ниже.
САНКЦИИ ЗАПАДА УДАРИЛИ ПО РОССИЙСКОМУ АВТОПРОМУ
События на Украине прямым образом сказались на российском машиностроении, и производстве авто, в частности. Ряд европейских и североамериканских автоконцернов приостановили деятельность по производству в России; японские и корейские автопроизводители ввиду санкций и сбоев в логистике приостановили производственную деятельность на территории РФ.
По данным Ассоциации европейского автобизнеса (АЕБ), продажи авто в России по итогам января – ноября 2022 года упали почти втрое (на 61 % г/г) с 1,4 млн до 548,9 тыс единиц (без учета BMW, Mercedes-Benz, Cherry, Cadillac и Chevrolet).
Наиболее существенный вклад в такую ситуацию с автопродажами внесли «АвтоВАЗ» (Lada) (на 156,16 тыс ед), Toyota (на 68,1 тыс), VW (на 64,6 тыс), KIA (на 127 тыс), Hyundai (на 106,1 тыс), Renault (на 84,8 тыс), Skoda (на 66,1 тыс), Lexus (на 16,4 тыс или 90 %).
Наименьшие потери понесли китайские марки Haval (-17 % г/г, до 29,02 тыс за январь – ноябрь 2022 г), Geely (-8 %, до 20,8 тыс) и Changan (-4 % до 4,9 тыс). Все три «китайца» вошли в ТОП-10 брендов в автопродажах Российской Федерации.
Основная проблема российского автопрома произошла в мае прошлого года, когда отрасль пережила клиническую смерть в виде месячного «дна» производства в 3,7 тыс (-96,7 % г/г), после чего к августу несколько ожила.
На фоне санкций свои позиции с техническими потерями в части пониженных экологических стандартов и систем безопасности, казалось бы, начала восстанавливать продукция «АвтоВАЗа» — Lada Granta и Niva, чьи месячные продажи на низкой базе подпрыгнули в 2,4 раза и на 25 %. Примечательно, что продажи более «продвинутой» Vesta продолжили снижаться на фоне дефицита комплектующих.
Тем не менее, с сентября ситуация вновь продолжила уходить в пике. По данным Росстата, ноябрьский объем производства легковых авто в месячном выражении снизился на 36 % до 23,7 тыс авто. В сравнении с ноябрем 2021 года падение производства почти в 5 раз. За 11 месяцев 2022 года в России произвели 410 тыс авто, что в 3,5 раза меньше показателя аналогичного периода 2021 года.
Сегмент производства грузовых авто в России более устойчив к санкциям на фоне государственных закупок для нужд российской армии ввиду продолжающегося конфликта на/в Украине. Их производство упало всего лишь на четверть в годовом выражении, и по итогам января – ноября 2022 года, до 125,6 тыс единиц.
ВЛИЯНИЕ АНТИРОССИЙСКИХ САНКЦИЙ И НАПЛЫВ РОССИЯН
Здесь уместно дать статистику экспорта казахстанских авто в Россию. Медийный ажиотаж, посвященный наплыву россиян в Казахстан за покупкой нового авто, судя по статистике преувеличен. Статистика ЕЭК с января 2022 года закрыта. Казахстанская госстатистика в 2021 году отразила экспорт в страны Евразийского экономического союза 6,7 тыс легковых авто на сумму 73,6 млн долларов; доля России в этих цифрах – 5,8 тыс авто на сумму 50 млн долларов.
Импорт в Казахстан в 2021 году в свою очередь составил 33,5 тыс авто на сумму 571,2 млн долларов (доля РФ – 33,3 тыс авто на 565,3 млн долларов). Не исключено, что данные не в полном объеме отражают ввоз и поставки авто в Казахстан, так как традиционно доля импорта легковых автомобилей согласно госстату составляет 3 % среднегодового импорта, чей объем варьируется в коридоре 30-35 млрд долларов ежегодно.
Тем не менее, по итогам 10-ти месяцев 2022 года ввоз легковых авто в Казахстан из стран ЕАЭС составил 7,7 тыс единиц на сумму 125,7 млн долларов. Как видно, падение в физическом и денежном выражении составило в 4,5 раза. Доля России в этих цифрах – 7,6 тыс авто на 123,4 млн долларов. Экспорт казахстанских авто также упал в 3 раза, до 2,22 тыс в физическом выражении; в денежном вырос более чем на 3 % до 75,7 млн долларов. Доля России в этих цифрах 1,6 тыс авто на 44 млн долларов.
Другими словами, рост стоимости единицы авто казахстанского экспорта в Россию вырос более чем в 2,5 раза, до более 27 тыс долларов; почти двухкратное удорожание в пересчете на единицу наблюдается в поставках в Кыргызстан. Учитываются ли в государственной статистике покупки гражданами России авто в Казахстане либо вторичные сделки, неизвестно. Официальной и маркетинговой информации на этот счет не публиковалось.
Федеральная таможенная служба России по итогам января – августа фиксировала ввоз авто из Казахстана в объеме 6,5 тыс авто, что в 15 раз больше показателя предшествующего года. Не исключено, что какая-то часть составляет серый экспорт, осуществляемый самими россиянами, приезжающими в Казахстан за новыми иномарками.
Розничные продажи авто в Казахстане поначалу с марта по июнь 2022 года демонстрировали снижение в годовом выражении; однако после резко восстановились и даже встали на траекторию устойчивого роста, демонстрируя во II полугодии 2022 года опережающие продажи.
По данным Комитета госдоходов, экспорт средств наземного транспорта из Казахстана за январь – ноябрь 2022 года в денежном выражении составил 226 млн долларов. Из этой суммы 93,6 % пришлось на такие регионы, как Алматы и Костанайскую область. Суммарно из этой суммы экспорт на 212,7 млн долларов пришелся в сторону стран СНГ, включая Узбекистан.
Согласно отчетам Центра экономических исследований и реформ (ЦЭИР) Узбекистана, автопродажи в стране на 1 декабря 2022 года в годовом выражении составили 1,455 млн авто. Из них на первичный рынок пришлось лишь 23,6 % или 343,2 тыс авто. При этом доля авто местного производства в первичных продажах на узбекском рынке свыше 90 %; однако несмотря на рост рынка, продажи иномарок на местном рынке растут вдвое быстрее узбекских аналогов.
Примечательно что доля Казахстана в экспорте узбекских авто по итогам 9-ти месяцев 2022 года составила почти 96 % из 25,17 тыс единиц авто. Лидирует, бесспорно, линейка авто под брендом Chevrolet. 76 % импорта наземной транспортной техники в Казахстан на общую сумму в 3,55 млрд долларов приходится всего на два региона – Алматы и Костанайскую область – гласят данные госстата.
Причем в последнюю идет как техника из стран СНГ (244,4 млн долларов), так и других стран (341,2 млн долларов). В свою очередь Алматы является в большей степени импортером автопродукции из других стран (2,1 млрд долларов), при незначительных поставках из стран СНГ (18 млн долларов).
ПЕРСПЕКТИВЫ РЫНКА
Несмотря на все трудности, российский «АвтоВАЗ» намерен вернуть утраченные позиции на казахстанском рынке через перезапуск производства на базе костанайского «СарыаркаАвтоПром», о чем было заявлено руководством предприятия на форуме «Российский промышленник» в минувшем декабре.
Санкционное давление ухудшило технические характеристики выпускаемой продукции, но возможно у компании получится нивелировать их влияние в краткосрочной перспективе.
В свою очередь КМК «Astana Motors» в середине ноября минувшего года презентовало президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву уникальную производственную площадку – мультибрендовый автозавод. На нем будут собираться авто таких брендов, как Haval, Changan и Chery, чья популярность отражается в растущей статистике автопродаж как в Казахстане, так и РФ.
Всего ожидается выпуск 9 моделей данных марок с потенциальной мощностью в 90 тыс авто, из которых 60 % придется на экспортные рынки. Объем инвестиций в завод, площадью более 100 тыс кв.м. составит 100 млрд тенге. Запуск намечен на конец 2024 года. Выход на проектную мощность удвоит выпуск авто казахстанского производство и заметно расширит географию и объем экспорта.
Куандык БАТАЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости