Или о неприкаянных партиях «Ауыл» и ОСДП
На партийном поле Казахстана есть два игрока, которые ярко выделяются своей политической неустроенностью в широком смысле слова. Они и не в парламенте, и не отвечают своей вывеске по форме и по сути. Но несчастья у партий «Ауыл» и ОСДП имеют разную природу.
«АУЫЛ» ЗА ФЕРМЕРОВ ИЛИ ЛАТИФУНДИСТОВ?
В управлении сельским хозяйством республики давно борются два подхода. Один заключается в экономической поддержке средних и мелких производителей (по личные подсобные хозяйства – ЛПХ – включительно). Второй направлен на взращивание и стимулирование крупных агрохолдингов.
В обоих случаях имеются своя философия и инструментарий, вот только две эти доктрины по факту являются взаимоисключающими.
Партия «Ауыл» в своих политических заявлениях ни разу четко не определилась по ключевому водоразделу сельскохозяйственной политики: либо она за фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств, либо за крупных товарных производителей.
ЛПХ – это не совсем сельское хозяйство в его чистом виде. Человек может работать охранником в городе, а в свободное от основной работы время выращивать помидоры, разводить кроликов, ухаживать за садом. Получаемая продукция потребляется как его семьей, так и продается на сельских рынках, для чего уже сложилась торговая ниша личных подворий.
У средних, мелких фермеров и владельцев ЛПХ ограниченные возможности в товарном производстве. Вместе с тем, они поставляют весьма значительные объемы хоть овощей и фруктов, хоть мяса, тем более в сезон. К тому же это очень многочисленная группа населения страны, поэтому экономические вопросы и соображения в данном случае тесно переплетены с социальными.
Акцент на агрохолдинги тоже располагает своей аргументацией и резонами. Большие игроки АПК способны поставлять товарную продукцию не только на внутренний рынок, но и на экспорт, а это источник валюты. Мощные игроки могут себе позволить высокую техническую оснащенность, селекционную работу, сложные агротехнические приемы и многие вещи из того разряда, который для мелких и средних фермеров труднодоступен как в силу финансовых моментов, так и из-за размера земельных наделов.
Агрохолдинги – это тоже линии жизни. Хотя казахстанская практика показывает, что многие крупные сельскохозяйственные производители страны в какой-то момент пытаются переориентироваться с вопросов агрокультуры на государственные субсидии, но это уже другая история.
«Ауыл» вроде как партия, которая представляет тружеников села и работников агропромышленного комплекса. По идее, она должна ориентироваться на интересы мелких и средних фермеров. Но, как ни странно, эта партия всегда находится в стороне от процессов, являющихся ключевыми в АПК Казахстана.
Очень много для поддержки мелких и средних фермеров сделал Аскар Мырзахметов в бытность министром сельского хозяйства. Партия «Ауыл» в тот период свою генеральную линию никак не проявляла, из-за чего невозможно установить наверняка чего она хочет и к чему стремится.
Из-за того, что у «Ауыла» нет четкой стратегической линии, мало кого удивила совместная работа данной партии с Альянсом ассоциаций агропромышленного комплекса Казахстана. Фактически это группировка олигархов от «сельхозки» и латифундистов, чьими фронт-менами выступают Асылжан Мамытбеков и Максут Бактибаев, а конечным бенефициаром является Умурзак Шукеев.
Отсюда уже «партийные» заявления о ненадобности утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику, которую усиленно продвигают дистрибьюторы «Джон Дира» и отмена моратория на экспорт живого скота. Поскольку собственной внятной повестки у партии «Ауыл» нет, сегодня ей предложен сценарий политического поведения в электоральный период от Альянса ассоциаций АПК.
ОСДП – ЭХО ПРОШЛОГО
Как генералы готовятся к прошедшим войнам, так и ОСДП вечно собирается участвовать в прошлых выборах. «Социал-демократы» остались в «нулевых» годах века, как будто за это время в Казахстане и мире не произошло ничего принципиально нового. Когда-то ОСДП была реально узнаваемой в народе партией, но все это в прошлом, уже выросло целое поколение людей, которое понятие не имеет что означает странная аббревиатура. Наличие в стране социал-демократической партии для многих вообще будет реальным откровением.
ОСДП пятилетку за пятилеткой обещала скорое падение правящего политического режима и новую власть. За это время поменялся президент, но совсем не так, как прогнозировали незадачливые оппозиционеры. Еще были Крым, грандиозное возвышение Китая, конец эпохи высоких цен на нефть и газ, серийная девальвация тенге, однако «социал-демократы» так и не смогли выйти из ниши протеста ради протеста, в которую они сами себя загнали.
Такое впечатление, что кроме вялых призывов к топору в завуалированной и прямой форме «социал-демократы» ничего не знают и не умеют. После трех госпереворотов в Кыргызстане и их итогов вроде бы пора демонстрировать хоть какую-то гибкость ума. Требование «честных выборов» звучит с мощным оттенком черного юмора, однако ОСДП продолжает гонять заезженную пластинку на полном серьезе.
При раннем Жармахане Туякбае ОСДП хотя бы пыталась работать в качестве системной оппозиции. Сама фигура бывшего генерального прокурора придавала партии определенную солидность и респектабельность. Потом пошла череда внутренних склок. Когда из рядов «социал-демократов» с помощью аппаратных интриг удалили Булата Абилова и Амиржана Косанова, партия утратила какие-то живость и драйв. Началось оппозиционное прочтение а-ля поздней КПСС, но без наличия хотя бы процента мощи той великой партийной структуры.
Асхата Рахимжанова – нынешнего председателя ОСДП – знает крайне узкий круг политически озабоченных граждан. О скорости его работы можно судить по такому факту: 22 октября г-н Рахимжанов пообещал выдать общее партийное решение насчет выборов в Мажилис и маслихаты. На дворе давно ноябрь, но ничего подобного на суд публики не вынесено.
Старожилы помнят, что до 2014 года ОСДП хотя бы какие-то оценки и комментарии по поводу происходящих в Казахстане событий давала. А потом как отрезало. На уровне отдельных персон вроде Айдара Алибаева какие-нибудь реплики по поводу злободневных событий из СМИ узнать можно, но никакой общепартийной линии в публичном доступе совершенно нет.
Последней интригой внутри ОСДП был приход на партию Ермурата Бапи. Несмотря на протекцию со стороны Туякбая, партия нового «лидера» не приняла. Сам несостоявшийся руководитель связал свое партийное халифство на час с тем, что реальным хозяином партии на тот момент являлся беглый олигарх Бергей Рыскалиев, а ему новые лица с собственной повесткой оказались без надобности.
Практическая партийная жизнь показала, что ни бывшие высокопоставленные чиновники, ни беглые олигархи (через марионеток) возглавлять их не могут. Аргументом в пользу данного тезиса выступает отсутствие хоть каких-нибудь результатов на ниве партийного строительства, которые было бы не стыдно вынести на суд общественности.
ВЫБОРЫ – 2021
Партии «Ауыл» и ОСДП вроде как располагают широкими привилегиями по отношению к беспартийным массам населения Казахстана. Они обладают законным правом выдвигать кандидатов в Мажилис и маслихаты всех уровней. Будут ли за них голосовать – другой вопрос, но у них есть для этого хотя бы полномочия.
Вместе с тем, неспособность обеих партий к сколько-нибудь осмысленной работе более чем очевидна. У этих непарламентских партий нет широко озвученной политической программы. Происходящие в стране и за рубежом яркие либо знаковые вещи они не комментируют. С интересными или хотя бы заслуживающими внимания инициативами не выступают. На этой почве крайне трудно понять, на какой электоральный слой они рассчитывают в данный избирательный цикл и вообще.
В ОСДП и «Ауыле» очевидный кадровый голод. Партиям, чьих руководителей не знает большинство населения страны, будет крайне трудно составить партийные списки, где появятся хоть кем-то узнаваемые лица. А перед этим нужна внятная партийная программа, где просто и доступно изложено, за что первая и вторая партии выступают или хотя бы против чего.
По парламентским партиям в лице «Ак жол» и КНПК можно хотя бы поднять стенограммы заседаний Мажилиса и по ним установить, за что голосовали представляющие их депутаты. У ОСДП и «Ауыла» фракций нет, а потому даже косвенно невозможно вычислить их ключевую политическую линию.
Электоральный цикл по своей природе подстегивает интерес не только к выборам, но и к партиям, которые в них участвуют. Но даже на таком фоне «Ауыл» и ОСДП остаются в политическом сумраке. Как они оценивают сегодняшний Казахстан? Каков у них образ будущего? Чего хотят в конкретных вопросах, особенно тех, которые касаются большинства населения страны? – Везде пустота и неопределенность.
После того, как «Ауыл» временно или безвременно сомкнулся с сельхозолигархами из Альянса ассоциаций АПК, у нее хотя бы от латифундистов программа появилась, а ОСДП так и продолжает пребывать в серой зоне. Вроде бы ясно, что «социал-демократы» продолжат брюзжать и проявлять недовольство, но чем конкретно они возмущены больше всего и что хотели бы исправить в первую очередь – загадка.
У обеих рассматриваемых нами непарламентских партий нет полноценных партийных СМИ хотя бы в одиночном лице. Будь у «Ауыла» и ОСДП такие масс-медиа, тогда хотя бы появилось место, куда любой интересующийся партийной жизнью мог бы обратиться за первоисточниками. И уже не пришлось бы гадать на кофейной гуще о том, что каждая из этих партий думает и – что еще более важно – предлагает по животрепещущим вопросам государственной и общественной жизни.
Оставим за скобками то, что «Ауыл» и ОСДП не могут тягаться с партией власти «Нур Отан». Но ведь степень их аморфности и невнятности смотрится просто вопиющей даже на фоне «Ак жола» и КНПК. Две мелкие парламентские партии хотя бы приблизительно обозначают тот участок политического спектра, где они пусть и декларативно намерены находиться. Из политических заявлений «Ауыл» и ОСДП (вернее, их отсутствия) категорически невозможно понять, на интересы каких групп они ориентируются и как намерены их защищать. Да и намерены ли?
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости