Новый амбициозный проект Минсельхоза РК в овцеводстве обещает стране занятость, переработку, развитие смежных отраслей и перспективы экспорта
Хотя сельское хозяйство Казахстана и развивается бурными темпами, перед страной стоит множество задач по его реформированию, импортозамещению, обеспечению техникой, высокими технологиями и достижению продовольственной безопасности.
МСХ Казахстана ищет способы сбалансировать аграрный сектор, сделать его драйвером экономического развития и повысить социальные стандарты в сельской местности, для чего приказом министра СХ Сапархана Омарова был принят перечень новых мер поддержки аграриев.
ОВЦА ВСЕМУ ГОЛОВА
Овцеводство долгие годы находилось в тени программ развития КРС. Не последнюю роль в этом сыграла позиция Мясного союза Казахстана, «приватизировавшего» Минсельхоз и бюджетные потоки в предыдущие годы.
Как отмечал в 2018 году председатель правления Национальной ассоциации овцеводов Алмасбек Садырбаев, «85% средств, выделяемых на кредитование «КазАгро», уходит в сферу крупного рогатого скота. Новая программа развития животноводства поддерживает 30–50 агроолигархов, которые владеют откормочными площадками. Может быть, в системе это правильно, но зачем ущемляют права малых и средних хозяйств? У фермеров скапливается негатив к Мясному союзу».
Овцеводческая отрасль представлена 5000 фермерских хозяйств и ЛПХ, поголовье насчитывает около 18 млн. овец.
Сейчас ситуация меняется. В соответствии с приказом главы МСХ от 17 июля увеличены нормативы за ведение селекционной и племенной работы с племенным маточным поголовьем овец с 2,5 до 4 тысяч тенге, с товарным – с 1,5 до 2,5 тысяч тенге.
Также увеличены нормативы на приобретение племенного отечественного (с 8 до 15 тысяч тенге) и импортированного поголовья овец (до 150 тысяч тенге за голову).
Министерством изменена залоговая политика при кредитовании закупа скота, а также оптимизированы сроки рассмотрения заявок на кредитование фермерских хозяйств и откормочных площадок. Теперь скот можно приобретать по коэффициенту ликвидности 1:1.
При этом после получения субсидий фермерами, обеспеченность твердым залогом составит 15 %. Остальные 85 % будут обеспечиваться приобретаемым скотом.
Как ранее информировал министр, «в овцеводстве основной задачей является увеличение поголовья и развитие якорной кооперации. Успешно реализуется проект якорной кооперации по овцеводству в Жамбылской области. В настоящее время в Алматинской области прорабатывается проект по строительству современного мясоперерабатывающего комплекса по переработке баранины с немецкой компанией «Бауман».
Министерством уже предусмотрено субсидирование части инвестиционных вложений при строительстве откормочных площадок. За прошлый год на закуп 374 тысяч маточного поголовья овец было профинансировано 1059 хозяйств. В текущем году, согласно плану, планируем кредитовать закуп 360 тысяч голов. Фактически профинансировано в настоящее время 28 тысяч голов».
Уделяется внимание и развитию наиболее элитного каракулевого овцеводства. По словам главы МСХ, «в соответствии с Законом Республики Казахстан «О племенном животноводстве» функции регулирования ведения селекционной и племенной работы в хозяйствах переданы республиканским палатам по направлениям продуктивности овец.
Так, с 2016 года действует Республиканская палата «Каракульских пород овец». В настоящее время данная Палата объединяет 12 хозяйств, где зарегистрировано 122,7 тысяч голов племенного поголовья.
С 2015 года в республике осуществляется субсидирование затрат овцеводческих хозяйств на организацию искусственного осеменения. Кроме того, в рамках программы «Сыбаға» в 2019 году 1 059 крестьянских и фермерских хозяйств воспользовались льготным кредитованием на закуп 374 369 голов овец на сумму 12 337 млн тенге.
АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ
Сами овцеводы подчеркивают, что природно-климатические условия страны предопределили выбор овцеводства как приоритетного направления в животноводстве.
Разведение овец гораздо менее рискованно, чем крупного рогатого скота. Кроме того, этот бизнес имеет очень высокую рентабельность. По данным российских ученых из ВНИИ овцеводства, она достигает 300 %.
Безусловно, в данный момент отрасль сталкивается с целым рядом системных проблем. По сведениям Алмасбека Садырбаева, доля высокопродуктивных породистых овец в Казахстане находится на уровне 12-13 % от общего поголовья. Но официальная статистика вызывает у эксперта обоснованные сомнения.
Как считают эксперты, недостаток высокопродуктивных полиэстричных пород овец приводит к сезонности производства баранины и несоответствию качества мяса мировым стандартам. Казахстанскому аборигенному стаду нужна «свежая кровь» в виде таких пород как Гемпшир, Саффолк, Дорпер, Рамбуйе, Тексель.
Кроме того, одной из слабых сторон является концентрация более 60 % поголовья овец в ЛПХ, низкая производительность, не привлекательные условия труда и быта, нехватка специалистов, плохое состояние пастбищных угодий вокруг сел и наличие неиспользуемых удаленных 60 млн. гектар выпасов.
Недостаточно развита и инфраструктура. Овцеводство требует крепких связей с пищевой и текстильной промышленностью, строительства производственных помещений, овчарен для проведения осеннего и зимнего окота, специализированных откормплощадок, стригальных пунктов, а также обводнения пастбищ, создания кормовой базы и т.д.
Для реализации всех этих целей «Национальная ассоциация овцеводов Казахстана «SHOPAN ATA» разработала Отраслевую программу развития овцеводства. Как подчеркивают ее создатели, сформирована программа «снизу», самими овцеводами, без привлечения бюджетных средств, но на данный момент принята МСХ и оформляется в качестве отраслевой государственной программы.
Планируется, что общее поголовье овец к 2030 году достигнет 36,3 млн. голов с устойчивой породной структурой по всем направлениям продуктивности. Поставлена задача достичь глубокой интеграции овцеводства с пищевой и текстильной индустриями с совокупным производством продукции с добавленной стоимостью 17 млрд. USD в год, а также Экспортный оборот в год должен составлять не менее 2 млрд. USD.
«В итоге реализации программы мы хотели бы иметь около 5000 уверенных товарных хозяйств. И около 500 тысяч — 700 тысяч хозяйств, которые специализируются именно на овцеводстве. Нам бы хотелось иметь около 300 переработчиков разного направления. И самое главное — развивать племенное хозяйство. Оно сейчас составляет около 10 и 12 %. Надо его довести до 15 – 17 %, и это мировой уровень», – подчеркнул Алмасбек Садырбаев.
Разработчики программы рассчитали, что потенциал отрасли к 2030 году: 375-400 тысяч тонн баранины; 80 тысяч тонн шерсти; 12,5 млн. единиц овчин; 260 тыс. каракулевых шкурок.
Звучит оптимистично. Главное, чтобы все эти амбициозные планы были реализованы и не повторили судьбу приснопамятной программы Мясного союза по говядине.
ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ
По данным SHOPAN ATA, мировой экспорт продукции овцеводства сегодня достиг в денежном выражении $20 млрд. и неуклонно растет.
После распада СССР, когда в Казахстане было 33,4 млн. голов овец, страна потеряла половину поголовья. Впрочем, как и Россия, где количество овец сократилось с 69,2 до 14,8 млн. голов в 1999 году.
Тем не менее, по итогам 2018 года экспорт баранины и ягнятины из РФ составил 12,4 тысячи тонн ($57,3 млн.). Это в 27 раз больше, чем годом ранее (460 тонн) и в 496 раз выше, чем в 2015 году (25 тонн).
В натуральном измерении это немного, но динамика говорит сама за себя. В итоге производством премиальной баранины и ягнятины заинтересовались такие крупные производители, как «Мираторг», который в 2018 году открыл овцеводческую ферму «Фатежская ягнятина» в Курской области, а в 2019 году запустил овцеводческий комплекс в Тульской области.
По словам главы холдинга Виктора Линника, в случае успешной реализации пилотного проекта по овцеводству холдинг планирует построить еще не менее 10 ферм.
Россия экспортирует баранину в Иран, на долю которого приходится 99,2 % поставок, Казахстан, Беларусь, Китай, Израиль, ОАЭ. Недавно российские ООО «Брянская мясная компания» (входит в агропромышленный холдинг «Мираторг»), ООО Агрохолдинг «Агрохом» (Республика Дагестан), ООО «Кавказ-Мясо» (Карачаево-Черкесская Республика), а также два индивидуальных предпринимателя из Ставропольского края получили право поставлять баранину в Саудовскую Аравию.
В этом контексте крайне важным становится сотрудничество казахстанских и российских овцеводов. Вопросы научного взаимодействия обсуждались на Втором съезде овцеводов Казахстана.
Как отметила Директор Всероссийского НИИ овцеводства и козоводства – филиала Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра Марина Селионова, работа в данном направлении уже ведется. В 2018 и 2019 годах делегация из Казахского НИИ животноводства и кормопроизводства посетила Всероссийский НИИ овцеводства и козоводства. По результатам встречи ученые констатировали общность научных интересов и договорились о продолжении взаимовыгодных творческих связей, проведении совместных научных экспериментов, об обучении и стажировке молодых сотрудников на базе двух институтов.
Крайне интересен и опыт Монголии, которой удалось создать интегрированный сельскохозяйственно-промышленный комплекс МРС, от выращивания животных до производства ангорской шерсти и брендированного мяса «джерки».
Ценность организации овцеводческого кластера для Казахстана состоит в том, что в Монголии отрасль держится на маленьких фермах, от 300 до 5 тыс. голов. Их в стране более 300 тыс.
Удачно идут дела и в Китае, который занимает 13 % мирового поголовья овец, 23,5 % производства баранины, 22 % производства шерсти, 17 % мирового экспорта шерсти.
Казахстан также экспортирует баранину в Россию, Иран, Китай, Бахрейн, ОАЭ, Оман, Катар и Кувейт в объеме 3028 тонн за 2018 год на сумму $15,5 млн, за 2019 год 2 503,5 тонн на сумму $1,23 млн., но это совершенно не отвечает его потенциалу.
Ольга СУХАРЕВСКАЯ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости