Резкий всплеск спроса на алкоголь в соседней России в канун объявленных там длинных выходных в связи с обострением ситуации с заболеваемостью коронавирусом, совпал с предстоящим закрытием на карантин заведений общепита во многих регионах этой страны и анонсированным властями возможном запрете на работу магазинов, торгующих спиртным.
С ЭТОЙ СФЕРОЙ НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ ТЩАТЕЛЬНЕЕ И ДЕЛИКАТНЕЕ
Такой поворот оказался вполне предсказуемым и в очередной раз показал, насколько осторожной и гибкой должна быть политика государства в этой важной для пополнения бюджета сфере в условиях рыночной экономики.
Как сообщили российские СМИ, расходы на приобретение алкоголя в специализированной розничной сети подпрыгнули на 70 % по сравнению с предшествующей неделей, а в федеральных торговых сетях – на 50–60 %.
Впрочем, одновременно вырос спрос и на другие товары – мясо, фрукты, овощи, рыбу, колбасы, сыры и сладости.
Выросли и расходы россиян на алкоголь и в общепите. Тем не менее, по данным аналитиков пока говорить о достижении нового рекордного уровня по итогам текущего года еще рано. Прежний рекорд российской алкогольной розницы был достигнут в прошлом году, когда по данным ЕГАИС было реализовано 214,3 млн декалитров алкогольных напитков (без учета пива). В текущем же году по итогам 9 месяцев этот показатель составил 151,7 млн дал.
В Казахстане власти действовали более грамотно в экономическом плане, не подвергая розничную продажу алкоголя таким встряскам даже в условиях режима ЧП прошлогодней весной и последовавшего затем летнего общенационального карантина.
Другое дело – общепит, деятельность которого подверглась серьезным ограничениям и стабилизировалась лишь к концу лета текущего года в результате повсеместного введения системы «Ashyq».
Тем не менее, в целом производство оставалось стабильным и даже выросло в коронавирусные времена благодаря системным мерам борьбы с нелегальным оборотом. А значительный всплеск спроса на алкоголь наблюдался разве что в первое время после введения режима ЧП. Напомним, что в условиях этого режима жителям разрешалось выходить из дома только для посещения продовольственных магазинов у дома и аптек.
Первым делом тогда наблюдался спрос на товары бакалейной группы, моющие и дезинфицирующие средства, туалетную бумагу, как во многих странах мира.
Ажиотажной же скупки алкоголя в Казахстане не было заметно – по всей видимости, соотечественники в тот период перераспределили свою продуктовую корзину в пользу других товаров.
Свою роль сыграло и меньшее потребление алкоголя на душу населения в нашей стране по сравнению с Россией, и значительно отличающаяся культура его потребления. Из опубликованных в СМИ данных казахстанского представительства компании «Nielsen», проводящей маркетинговые измерения в индустрии товаров повседневного спроса, можно было узнать, что первоначальный всплеск продаж алкогольной продукции в ведущих розничных сетях в первые дни после введения режима ЧП не был столь значительным, как это наблюдается сейчас в России.
По оценкам «Nielsen», по сравнению с предшествовавшей этому событию неделей, прирост составил 35 % в стоимостном выражении. Но в целом за март прошлого года к тому же месяцу 2019 года продажи алкоголя выросли лишь на 4 % в денежном выражении.
Объясняется это тем, что всплеск продаж пришелся на третью неделю марта, когда был объявлен режим ЧП, после чего в заключительную неделю этого месяца они пошли вниз.
Примечательно и то, что из-за девальвации тенге к доллару, произошедшей тогда же, наибольшее увеличение продаж пришлось на импортные крепкие напитки – джин (126 %), ром (43 %) и виски (3 %). Для сравнения: по водке сложился прирост на 26 %.
Таким образом, казахстанцы хеджировали свои валютные риски за счет импортного алкоголя, дорожающего по мере ослабления курса тенге к доллару. При этом рост объемов его покупок в такой ситуации по понятным причинам не влечет одновременного увеличения потребления таких напитков.
ВОЗ РАВНЯЕТСЯ НА НАШ ОПЫТ
Кроме того, к началу коронавирусной пандемии потребление алкоголя в Казахстане на душу населения заметно сократилось.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в среднем на одного казахстанца 20 лет тому назад, то есть в 2001 году, потреблялось в год 8,25 литров алкоголя. Своего пика этот показатель достиг в 2005 году – 9,41 литров, после чего начал снижаться и достиг минимума в 4,67 литров в 2016 году, после чего незначительно увеличился до 5 литров в позапрошлом году, а к осени прошлого года опустился до 4,8 литров.
Таким образом, более 10 лет потребление алкоголя в нашей стране оставалось довольно стабильным.
В России динамика выглядит следующим образом. В 2001 году там потреблялось 15,92 литра алкоголя на душу населения. В 2007 году этот показатель поднялся в соседней стране до 17,26 литров, после чего начал снижаться и опустился до 10,5 литров в 2019 году.
Схожая картина сложилась и в Белоруссии. Там максимальное потребление за последние 20 лет было достигнуто в 2009 году – 15,57 литра, затем динамика пошла вниз и достигла минимума в 10,56 литров в 2016 году, после чего незначительно выросла до 10,96 литров в позапрошлом и 2018 годах.
Из этих данных хорошо видно, насколько меньше употребляется алкоголя в Казахстане по сравнению с его ключевыми партнерами по Евразийскому экономическому союзу.
Поэтому вряд ли стоит бить тревогу по поводу роста потребления алкогольной продукции соотечественниками во время пандемии коронавируса, как это случилось недавно в парламенте, ссылаясь при этом на данные ВОЗ.
К тому же ВОЗ предлагает сейчас равняться на постсоветские республики во всемирной борьбе со злоупотреблением алкоголем, называя их пионерами в реализации экономически эффективных мер по борьбе с алкоголизмом.
Соответствующие рекомендации для других стран были подготовлены по результатам рабочего совещания ВОЗ, проходившего 4–5 декабря 2019 года в Москве, то есть в самый канун вспышки пандемии коронавируса.
Между тем в европейских государствах масштабы пьянства заметно не сократились за время реализации плана действий по снижению уровня злоупотребления алкоголем на 2012–2020 годы. В новой программе ВОЗ, рассчитанной на 2020–2025 годы, поставлены новые задачи по борьбе с этим социальным злом, и международные эксперты надеются, что опыт и достижения стран СНГ, включая и Казахстан, внесут важный вклад в ее реализацию.
ЗДЕСЬ МОЖНО И НУЖНО ЗАРАБАТЫВАТЬ
Поскольку среднедушевое потребление алкоголя в Казахстане ниже по сравнению с его ключевыми торговыми партнерами, а высококачественного сырья для его выпуска – зерна – производится в нашей стране с избытком, то это создает предпосылки не только для насыщения внутреннего рынка отечественной продукцией по доступной цене и вытеснения с него иностранных конкурентов.
Алкогольная отрасль Казахстана еще имеет значительный экспортный потенциал, что особенно важно для национальной экономики в условиях начавшегося перехода к углеродной нейтральности страны со снижением ее зависимости от добычи и экспорта нефти.
Так, сейчас минимальная розничная цена на водку и крепкие ликеро-водочные изделия в Казахстане, установленная правительственным постановлением от 31 марта 2021 года № 187, составляет 1 980 тенге за литр, что соответствует 990 тенге за полулитровую бутылку.
В России согласно приказу Министерства финансов от 11 декабря 2019 года № 235н минимальная розничная цена водки с крепостью 40 оборотов выросла в текущем году до 243 рублей за 0,5 литра, а на коньяк – до 446 рублей. Поскольку обменный курс казахстанской валюты к российской вышел в последнее время на уровень в 6 тенге за рубль, то приведенные российские значения МРЦ в эквиваленте составляют 1 458 тенге и 2 676 тенге.
Но при этом необходимо также соотносить водочную МРЦ с так называемой равновесной рыночной стоимостью этой продукции, представляющую собой цену, которые готовы заплатить более половины потребителей. Ведь чрезмерно высокая цена подталкивает потребителей к приобретению и потреблению нелегальной продукции низкого качества или вовсе опасной для жизни. А в условиях пандемии снижение доходов населения задирает планку доступности водки. Это, в свою очередь, влечет и падение поступлений в бюджет от продажи легального алкоголя.
Поэтому государство должно внимательно следить за соотношением МРЦ на водку и ее равновесной рыночной ценой с тем, чтобы не выталкивать потребителей на нелегальный рынок. Кроме того, необходимо отслеживать баланс между доходами населения и сложившимся уровнем потребления алкоголя, чтобы покупатели могли приобретать на легальном рынке определенное количество бутылок недорогой качественной водки вне зависимости от колебаний своих заработков.
На данный момент, если сравнивать с соседней Россией, где алкоголь стоит гораздо дороже, в Казахстане потребление водки выглядит все же более цивилизованным. В России же сейчас говорят о провале борьбы с суррогатами алкоголя, нелегальный рынок которых быстро растет, унося жизни россиян.
Прежде всего они массово травятся суррогатами на основе метанола. В начале октября в Оренбургской области скончались 35 человек из 64 отравившихся, а в Екатеринбурге погибло 18 человек. Напомним и о трагедии в Иркутской области, случившейся пять лет назад, когда там умерли 76 человек от отравления концентратом для ванн, содержавшим метанол.
В общей сложности в прошлом году употребление алкогольных суррогатов унесло жизни 10,2 тыс. россиян, тогда как в 2019 году погибло 6,4 тыс. человек, а в 2018 году – 6,7 тыс.
Между тем в европейских странах, где алкоголя на душу населения потребляют больше, смертность от отравления им гораздо ниже – менее одного случая в год из расчета на 100 тыс. жителей против семи в России.
При этом еще и доступность алкоголя в Европе гораздо выше. По расчетам аналитиков ассоциации «QazSpirits», в Германии на одну месячную зарплату среднестатистический житель мог купить в 2019 году 338 литров водки, а в России – 77 литров или в 4,4 раза меньше. Кстати, для Казахстана эта оценка еще ниже – 56 литров, что в 6 раз меньше по сравнению с жителем Германии, на 27 % уступает уровню России и 38,5 % – Узбекистана.
По этой причине и на казахстанском алкогольном рынке по-прежнему сохраняется высокий уровень доли подделок и суррогатов.
По этой причине в Казахстане государственные органы должны внимательно отслеживать потребление легальной алкогольной продукции с тем, чтобы при значительном его снижении убедиться в том, что потребители не уходят на нелегальный рынок.
ЦЕЛЬ – КИТАЙ
Тем временем данные официальной статистики о производстве алкогольных напитков в Казахстане по итогам 9 месяцев текущего года настраивают на оптимистичные прогнозы по развитию этой отрасли. Как сообщило мониторинговое агентство Energyprom.kz, по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК производство водки увеличилось на 20,2 % по сравнению с январем-сентябрем прошлого года до 19,1 млн. литров.
Реализация же водки и ликеро-водочных изделий на внутреннем рынке за этот период выросла на 13,1 % до 25,6 млн. При этом произошло снижение вклада отечественных производителей в обеспечении спроса на эту продукцию до 79,2 % с 84,6 % в прошлом году под влиянием роста импорта водки и ликеро-водочных изделий на 6,9 % до 5,9 млн. литров.
С другой стороны, не может не впечатлять скачок в экспорте этой продукции из Казахстана – в 270 раз до 2,7 млн. литров! Впрочем, как поясняют участники рынка, этот впечатляющий результат объясняется открытием производственной площадки в районе Кокшетау одной из российских компаний, откуда она начала поставку по действующим контрактам в Россию.
И это можно считать позитивной тенденцией для казахстанского алкогольного рынка. Раз уж россияне открывают в нашей стране производство, поставляя произведенную продукцию на свой же рынок, то это говорит о хороших предпосылках для отечественных заводов. Ведь это означает, что качество, доступность ингредиентов, налоговый и регуляторный климат Казахстана, культура производства позволяют успешно развивать экспортные мощности!
И отечественные производители уже активно осваивают новые рынки. К примеру, китайское информационное агентство «Синьхуа» сообщило на днях, что казахстанская компания «Global Beverages» представит широкий ассортимент продукции на четвертой Китайской международной импортной выставке CIIE. Но если Китай только в планах компании, то в Азербайджане, России и Германии первые потребители уже в этом году смогут оценить вкус казахстанского крепкого алкоголя. Кстати, рывок в Западную Европу стал возможен благодаря активной поддержке наших дипломатов.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости