Как бюрократический работник Олжас Бектенов выдвинулся на том, что внимательно следил за исполнением поручений президента Токаева. Уже по первым дням работы в должности премьер-министра понятно, что налаживание исполнительской дисциплины будет обязательным элементом его работы. Оно и понятно: как решать реально сложные задачи, если государственный аппарат как черный ящик (понятно закладываемое в него на входе, но неизвестно что будет на выходе)? Первые части здесь и здесь.
Антикоррупционное – в смысле погоны генерал-лейтенанта и руководство Антикором – прошлое подразумевает работу по изъятию несправедливо полученных активов бенефициарами Старого Казахстана. Диплом юриста вселяет надежду, что все это будет иметь более-менее законный вид.
Люди с деньгами и прочими материальными ценностями легко не расстаются, а потому работа предстоит трудная и упорная. Приз в лице многих миллиардов долларов на благо страны попутно обещает популярность среди населения. Разумеется, если информационное сопровождение реальных успехов будет организовано грамотно.
После того, как г-н Бектенов потренируется «на кошках», ему предстоит выйти на арену с тиграми.
В Концепции развития геологической отрасли Республики Казахстан на 2023 – 2027 годы прямо говорится о том, что в стране наблюдается катастрофическое истощение рентабельных запасов полезных ископаемых в результате больших объемов добычи корпорациями и ужесточения конкуренции между ними за контроль над минеральными ресурсами страны.
Иностранные нефтегиганты контролируют все три крупнейшие нефтяные месторождения республики. В Тенгизе 75 % принадлежит американским Chevron и ExxonMobil, на Карачаганаке 76,5 % распределены между итальянской Eni, нидерландско-британской Shell и американской ExxonMobil, а в Кашагане американским, европейским и японским компаниям принадлежит уже более 90 %.
Большинство договоров с иностранными компаниями в Казахстане заключено на условиях соглашений о разделе продукции (СРП), согласно которым инвесторы сначала компенсируют затраты на добычу, а затем делят остаток между собой и государством.
Это создает возможности для многочисленных махинаций в части увеличения затрат компаний. К тому же общественности до сих пор неизвестна доля государства. Депутатам Мажилиса и Сената тоже.
По данным международной консалтинговой компании Wood Mackenzie, от добычи на месторождении Кашаган государство получает только 2 %.
Ситуация усугубляется тем, что на контролируемых иностранными ТНК месторождениях в прошлом году нефтедобыча увеличилась, а у «КазМунайГаза» упала. Поэтому проблему Тенгиза, Карачаганака и Кашагана, на которых в 2023 году пришлось 59,8 млн тонн из 89,9 млн общей нефтедобычи по Казахстану, нельзя откладывать в долгий ящик.
Еще кабинету Олжаса Бектенова предстоит дать населению внятный ответ на вопрос по строительству АЭС. Можно даже без референдума. Как правительство намерено решать проблему растущего дефицита электроэнергии?
А еще будет «рутина» – образование, здравоохранение, ЖКХ, правопорядок, в отношение которых наиболее часто употребляемые слова – это ужас и караул! Надеемся, что в какой-то момент до организации сложных производств с высокой добавленной стоимостью управленческие практики тоже дойдут.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости