Нового премьер-министра Казахстана наблюдатели быстро стали сравнивать с лучшими представителями элиты постсоветского пространства последних десятилетий. К этому имеются аналогии как по механизму попадания на государственную ТОП-должность, так и в манере ставить задачи подчиненным. Властные горизонты перед перспективным назначенцем весьма захватывающие, но и проблем на оперативном просторе предостаточно.
Однако, чтобы лучше понять назначение нового премьера, стоит немного разобраться в том, почему отправили в отставку предыдущего. Как можно понять из формулировок президента Касым-Жомарта Токаева, в Алихане Смаилове ему не хватило инициативности и смелости.
Проблем и вызовов у современного Казахстана много, к тому же они регулярно сваливаются на голову управленцев в режиме ЧП. Г-н Смаилов в таких случаях не спешил на «амбразуру», а отправлял тех чиновников, для кого данная сфера является профильной в силу функциональных обязанностей.
Подход очень правильный в условиях штатной работы государственной машины, но ущербный при чрезвычайных обстоятельствах. Потому что фигура премьера в силу набора властных полномочий позволяет полнее аккумулировать ресурсы и легче осуществлять межведомственную координацию для устранения актуальных неприятностей.
Фактически февральская отставка правительства Республики Казахстан – это отставка премьер-министра. Остальных членов кабинета убрали выборочно и, что характерно, половину составили представители «личной» команды Алихана Смаилова.
Министр по чрезвычайным ситуациям Сырым Шарипханов пал под политическими завалами алматинского землетрясения. Ажар Гиният «ушли» из-за проблем в системе здравоохранения, поскольку клубок противоречий там продолжал запутываться, а не распутывался.
Экс-министр финансов Ерулан Жамаубаев и с такой же приставкой министр национальной экономики Алибек Куантыров являлись креатурами г-на Смаилова.
Вообще в расставлении своих людей в клетках штатного расписания государственного аппарата и квазигосударственного сектора теперь уже экс-премьер проявлял прямо-таки завидную энергию.
Алихан Смаилов стартовал на большие должности с позиции главного по статистике. Там он приглянулся Нурсултану Назарбаеву и стал помощником президента. Помощник главы государства, в отличие от советника, должность вполне весомая и позволяет находиться в личном контакте с первым лицом.
Будучи помощником президента, г-н Смаилов постоянно «бодался» с группировкой Умурзака Шукеева за контроль над Минсельхозом и вообще сферой АПК. Интересы в сельском хозяйстве подразумевают и фигур, на которые ставишь. Алихан Смаилов взаимодействовал с Ерболом Карашукеевым (то есть «Черным Шукеевым» в противовес «просто Шукееву»), который был министром сельского хозяйства в 2021 – 2023 годы, а сейчас аким Жамбылской области.
Кроме сельского хозяйства бывший премьер в качестве кормовой базы рассматривал и финансово-экономический сектор страны. Таким образом г-да Жамаубаев и Куантыров были не просто подчиненными согласно государственной иерархии, но и входили в патронатно-клиентную систему главы правительства. Не стоит даже напоминать, что бюджеты в их ведомствах очень приличные и лакомые.
Если посмотреть непредвзято, то особых провалов у г-на Смаилова в период премьерства не было. Как не отмечено и значимых успехов. Возможно, из-за этого увлечение кадровой работой и стало заметным для президента.
В сентябре прошлого года премьер-министру сделали «замечание» через перевод Ербола Карашукеева с руководства Минсельхозом на акимство в Жамбылскую область (самую бедную и проблемную в стране).
Структура власти в Казахстане выстроена таким образом, что политический вес и ресурсная мощь управленца зависит не только от занимаемой, собственно, им позиции, но и от совокупных возможностей всей системы патрон-клиентских отношений, в которую он включен.
Алихан Смаилов в Новом Казахстане явно переукрепился, что не было подтверждено достижениями на ниве государственной пользы. Из-за этого произошла балансировка.
Продолжение следует
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости