В прошлом году в Казахстане, согласно официальной статистике, было продано рекордное для страны количество новых легковых и коммерческих автомобилей – 198 тыс. 686 единиц, что на более чем на 60 % больше аналогичного показателя 2022 года. Доля местного автопрома в этих продажах, по данным Казахстанского Автомобильного Союза (Қазақстанның Автокөлік Одағы), составила 70,7 % от этого объема или порядка 149 тыс. авто, при этом львиная доля казахстанских автомобилей – 90,2 тыс. – в 2023 году сошла с конвейеров костанайского завода Allur – ТОО «СарыаркаАвтоПром».
Нового рекорда по продажам легковушек Казахстан ждал десять лет
Революционный рост продаж легкового и коммерческого автотранспорта в Казахстане напрямую связан с увеличением собственного производства: в 2010 году, когда внутреннее производство в стране составляло всего 3,2 тыс. единиц, в стране было суммарно продано 22,5 тыс. новых авто.
А в 2013-м, когда с казахстанских конвейеров сошло 37,5 тыс. легковушек, внутренние продажи установили рекорд в 165 тыс. единиц, который продержался целых десять лет, до конца прошлого года.
Новый годовой рекорд страны по продажам составляет около 198,7 тыс. – именно столько легковых и коммерческих авто было приобретено казахстанцами в январе -декабре 2023-го, при этом 149 тыс. из них были произведены в Казахстане.
По мнению президента Қазақстанның Автокөлік Одағы Анар Макашевой, этот рекорд вновь будет побит в текущем году, хотя внутренний рынок и ждет некоторое замедление со снижением роста до 10 – 15 %.
А генеральный директор автомобильной группы Orbis Auto Динара Искакова считает, что в прошлом году казахстанский рынок достиг своей номинальной емкости и в 2024-м он остановится на уровне продаж 185 – 190 тыс. автомобилей в год. При этом она не исключает возможности роста продаж на 10 % по итогам текущего года, но только при «лучшем сочетании всех факторов» — от роста благосостояния казахстанцев до расширения действия программ льготного кредитования и систем трейд-ин.
При этом все аналитики сходятся в одном: доля продукции казахстанского производства в общих продажах новых легковушек в Казахстане будет постоянно расти, как и все предыдущие годы.
Напомним, что планку в 50 % от общего объема продаж казахстанский автопром пробил в 2018 году, когда 32 тыс. проданных легковушки из 58 тыс. были произведены в самой стране, в 2019-м его доля перевалила за 60 %, в 2020-м вплотную приблизилась к 70 %, а по итогам прошлого года составила уже около 71 % от всего объема продаваемых автомобилей.
В денежном выражении внутреннее автопроизводство достигло 1,8 трлн тенге, отметили в Казахстанском Автомобильном союзе, и лидирующие позиции сохранил за собой костанайский автозавод группы Allur.
ТОО «СарыаркаАвтоПром», являющееся флагманом группы Allur, с 2019 года является лидером всего казахстанского автопрома – тогда доля костанайского предприятия перевалила за 50 % всего казахстанского объема выпуска, сейчас его доля на рынке составляет уже 60 %: в 2023-м в Костанае было произведено 90,2 тыс. автомобилей, на 28,8 % больше, чем годом ранее.
Отметим, что костанайцы производят и самую востребованную модель легковушек в стране — Chevrolet Cobalt, которая в 2023-м стала самой продаваемой моделью авто в Казахстане с результатом 30 тыс. 439 единиц.
Причем Chevrolet Cobalt от «СарыаркаАвтоПрома» не только удерживает за собой первое место в стране на протяжении трех лет подряд, с 2021 года, но и постоянно бьет собственные рекорды по производству и продажам. В 2021-м и в 2022-м с конвейеров в Костанае сошло по 23,2 тыс. авто этой модели, теперь костанайская «классика» достигла отметки в 30 тыс. единиц в год.
По итогам января текущего года Chevrolet Cobalt немного сдал позиции став только третьим в модельном рейтинге востребованности в стране с результатом в 545 единиц.
Однако не стоит забывать, что январь традиционно является самым «спокойным» месяцем в году с точки зрения потребительской активности, тем более, что в декабре 2023-го наблюдался настоящий покупательский бум на эту модель – в последнем месяце прошлого года было приобретено 4 тыс. 111 единиц костанайских Chevrolet Cobalt при том, что среднемесячный спрос на эту модель в течение 2023-го равнялся примерно 2 тыс. единиц.
Так что январский «недобор» спроса на нее – это прямое следствие декабрьского «перебора», и уже весной Cobalt может вернуть себе привычное лидерство.
За счет чего «СарыаркаАвтоПром» остается лидером казахстанского рынка
Отметим, что одной из составляющих успеха костанайского автозавода является разнообразие представленного модельного ряда – здесь производятся машины марок Chevrolet, Lada, Kia, Renault, JAC и УАЗ, а также происходит сборка коммерческого транспорта MAN и SAZ.
Подобного ассортимента нет не только в Казахстане, но и в регионе: к примеру, узбекский UzAuto Motors на трех своих заводах в Асаке, Ташкенте и Хорезме производит только модели марки Chevrolet, так что костанайское производство на данный момент обладает самым широким марочным рядом в Центральной Азии.
Что касается модельного ряда, то в Костанае представлены более 20 моделей упомянутых 6 марок легковых автомобилей, так что казахстанцы могут найти среди продукции «СарыаркиАвтоПром» любое нужное именно им авто.
К примеру, в 2023 году модельный ряд в Костанае расширило производство автомобилей KIA Cerato мелкоузловым методом (CKD). Этот популярный среди автолюбителей седан, как и кроссовер Kia Sportage NQ5, производство которого в Костанае запустили в январе 2023-го, ранее в Казахстане не выпускался: как уточнили в отделе экономики акимата Костаная, стоимость проекта по запуску новой производственной линии, рассчитанной на ежегодное производство 10 тыс. машин составила 3,4 млрд тенге, при этом на предприятии появилось 100 новых рабочих мест.
Также в прошлом году на мощностях «СарыаркиАвтоПрома» развернулось производство авто LADA GRANTA, одновременно вернулся на конвейер Костаная корейский бренд Ssang Yong, кроссовер которого Ssang Yong Nomad не выпускался здесь с 2017 года. Тогда «кочевник» не смог конкурировать с бюджетными авто, теперь его собираются предложить рынку повторно.
Кроме того, в прошлом году в Костанае состоялась премьера новой модели Chevrolet – седана Chevrolet Onix, который, как ожидается, заменит на рынке Chevrolet Nexia. Onix чуть длиннее своей предшественницы (4474 против 4327 мм), у него чуть больше колесная база (2600 против 2480 мм), он чуть шире Nexia, правда, чуть уступает ей по высоте (1471 против 1505 мм).
Ранее сообщалось, что для казахстанского варианта данной модели будет доступно два типа силовых агрегатов: костанайский Chevrolet Onix можно будет приобрести с атмосферным мотором на 1,2 литра либо с турбированным двигателем. Первый выдает до 90 л.с., второй – 132 л.с., на выбор покупателя будут предложены автоматическая и механическая КПП, что обуславливает и цену – от 5 млн тенге за «механику» до 7,5 млн тенге за «автомат».
То есть по цене Chevrolet Onix приближен к стоимости KIA Rio и Hyundai Accent, что делает его конкурентоспособным на рынке. На цену автомобилей, производящихся в Костанае, влияет и освоенная на мощностях «СарыаркиАвтоПрома» CKD-технология автосборки, включающая сварку, окраску и сборку узлов.
Благодаря использованию высокотехнологичного оборудования, в том числе роботизированных систем, продукция костанайского автозавода полностью соответствует международным стандартам, при этом ее себестоимость снижается по сравнению с произведенными за рубежом аналогами.
Популярность костанайских легковушек подтверждается и их постоянным нахождением в ТОП-5 самых популярных и востребованных у казахстанских покупателей марок авто: в январе 2024-го в первой пятерке по продажам было три марки, локализованных в Костанае – Kia, Chevrolet и Jac.
А по итогам прошлого года продажи автомобилей двух марок, производящихся в Костанае – Kia и Chevrolet – составили суммарно 35 % от всего объема проданных в стране новых машин, то есть заполнили больше трети рынка.
В Allur считают, что главным залогом успеха костанайского автозавода является оптимальное для внутреннего потребителя соотношение цены и качества, и намереваются изыскивать новые возможности для улучшения этого показателя.
В том числе – и за счет увеличения казахстанского содержания, например, производства автостали для корпусов и внутренних узлов казахстанских автомобилей на металлургическом комбинате «Кармет», приобретенном в конце прошлого года у ArcelorMittal компанией Qazaqstan Steel Group, акционером которой является председатель совета директоров Allur Group Андрей Лаврентьев.
В правительстве Казахстана, выступавшем в качестве посредника этой сделки, не скрывали, что выбор компании из группы Allur в качестве нового собственника, был во многом обоснован именно этой возможностью перепрофилирования металлургического гиганта на обеспечение внутренних нужд.
А также способностями руководства лидера отечественного автопрома не просто реанимировать находящиеся в сложной ситуации предприятия, а выводить их на траекторию устойчивого развития за достаточно короткий временной промежуток.
Ведь головным активом ТОО «СарыаркаАвтоПром» изначально стал обанкротившийся в начале этого века Костанайский моторный завод – и вряд ли кто-то в 2010 году, в момент прихода на него Allur Group, верил в то, что это предприятие уже через десять лет станет одним из крупнейших работодателей и налогоплательщиков в реальном секторе экономики Казахстана.
Продолжение следует
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости