«Ведомости Казахстана» продолжают серию материалов о плачевном городском хозяйстве южной столицы. На очереди – ЖКХ и экология. Первая часть здесь.
Квартирный вопрос
Возможности акима объективно имеют потолок полномочий. Например, Министерство юстиции не признает собственников квартир в многоквартирном доме потребителями, из-за чего у них другой формат взаимодействия с услугодателями по линии ЖКХ.
Однако проблемы жителей многоквартирных домов должны решать уполномоченные органы исполнительной власти, о чем в свое время четко заявил президент Касым-Жомарт Токаев.
Установка главы государства сформулирована так: задача исполнительных органов власти – обеспечить исполнение законных требований граждан. Поэтому если прежние акимы Алматы заявляли, что не имеют права вмешиваться в деятельность КСК (ОСИ), потому что собственники квартир должны выстраивать отношения между собой, то у Ерболата Досаева такой «отмазки» уже нет.
Разберем ситуацию на конкретном примере. В подъезде пятиэтажного дома четыре нижних квартиры поменяли стояки водоснабжения и канализации, а верхняя квартира этого не сделала, сославшись на отсутствие финансовых средств.
Если обратиться к закону «О жилищных отношениях», то районный акимат, а через него и городской отвечает за безопасность проживающих в доме граждан. Лучше всего это иллюстрировать на взрывах газовых баллонов или чего-нибудь еще газового, потому что обрушаются целые подъезды, а чиновники пишут объяснительные, как не обеспечившие должный присмотр.
Итак, собственники верхнего этажа могут затопить всех собственников нижних этажей. За стояк общего пользования по закону отвечает исполнительная власть. Жильцы и КСК (ОСИ) отвечают только за эксплуатацию. Если выявлена угроза жизни и имущества граждан, то собственники квартир и КСК ставят государственный орган в известность, а он принимает меры к устранению опасности.
В реальности жильцы общие проблемы решают за свой счет. Если им между собой договориться не удалось, то уже через суд (обычно после ЧП). В Алматы есть так называемое УРКИ (управление развития коммунальной инфраструктуры), которое как государственный орган должно заниматься подобными вопросами. Возможно, оно ими занимается, но исключительно плохо.
Никаких понятных и эффективно функционирующих механизмов по решению проблем жителей многоквартирных домов в Алматы не существует. Между тем проблемы из-за отсутствия механизма их разрешения сами по себе не рассасываются. В тех районах мегаполиса, где жители особенно стеснены в денежных средствах, вопросы износа инфраструктуры ЖКХ и коммунальных аварий стоят чрезвычайно остро.
При акиме Досаеве появилось местное ноу-хау в виде ямочного плиточного ремонта. Это как ямочный ремонт на дороге, когда изношенные участки покрываются асфальтовыми заплатками. А здесь тот же принцип заплат по брусчатке. Смотрится сносно, но это практический предел возможностей акимата. Потому что в доме рядом с заплатками на тротуарной плитке в любой момент может выйти из строя что угодно, а вот уже такие проблемы выведены из зоны сносного решения.
Тарифы на тепло в феврале, кстати, в Алматы резко выросли. Хотя никаких предупреждений и разъяснений по этому поводу со стороны городских властей не поступало. В разных районах мегаполиса тарифы разные (причем очень сильно). И по этому поводу никаких вразумительных ответов от акимата тоже нет.
Экология
Экологическая обстановка в Алматы стабильно плохая. Если взять предельные нормы загрязнения воздуха по ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), то в мегаполисе они превышают среднегодовой порог в коридоре 2,7 – 8,1 раз, а суточный до 42 раз. Превышения ПДК фиксируются в районе 87 % дней в году.
Все это приводит к заболеваниям органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, кожных покровов, разнообразным аллергиям. Математическая вероятность получить рак легких в Алматы на 500 % выше, чем в сельской местности.
Разумеется, люди знают о том, что в мегаполисе плохая экология. Но одни остаются в городе из-за работы и зарплаты, а другие едут в него по тем же самым причинам. Умереть от рака потом всегда предпочтительнее, чем умереть от голода сегодня. Но это не освобождает городские власти от необходимости улучшать экологию, раз уж они получают на это деньги налогоплательщиков.
Даже если алматинские ТЭЦ не переводить с угля на газ, а просто установить многоступенчатые системы очистки, то выбросов вредных веществ уже станет меньше. Если еще и начать использовать уголь меньшей зольности, то положительный эффект усилится.
Принято считать, что в верхней части Алматы воздух чище, чем в нижней. Концептуально это так, но есть нюансы. Например, из-за горного бриза смог может «кочевать» по городу. Важно наличие зеленых легких (Ботанический сад, роща Баума) и близость конкретных домов к ним, плюс роза ветров.
В конце 80-ых годов на одного жителя тогда еще Алма-Аты приходилось 40 квадратных метров общественной зелени (не считая зеленых насаждений частного сектора). Сейчас это менее 4 квадратных метров. Зеленые насаждения сильно пострадали во время строительного бума середины «нулевых» годов, когда прибыль в 7000 (семь тысяч) % сносила деревья гектарами. Потом сокращение «зеленых легких» тоже продолжилось и сейчас данный процесс не остановлен.
Благодаря системе «Сергек» удалось выяснить, что в Алматы в рабочий день въезжает (и выезжает) в среднем 700 тысяч автомобилей. Из зарегистрированных в городе 617 тысяч в среднем выходят на дорогу 400 тысяч. Итого: 1,1 млн. Сама собой проблема не решается, а что будет делать (не путать с говорить) Ерболат Досаев – не понятно.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости