Общественно-политические тенденции минувшей весны
Последний месяц весны отметился поступательным движением в плане кадрового обновления управленческой элиты Казахстана. Движения сделаны спокойные, плавные, но не робкие. Дело в том, что человеческий фактор остается самым сложным в любой системе. А когда речь идет о государственном аппарате, который сложнее даже самогонного с ЧПУ (числовое программное управление), то тем более требуются стратегия, четкость, поэтапность и контроль.
ПРИЗЫВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
Правление Касым-Жомарта Токаева отмечено появлением своеобразных консультативно-совещательных структур, которые постепенно начинают оказывать влияние на общественно-политическую, законодательную и отраслевую повестку.
Первой ласточкой стал Национальный совет общественного доверия (НСОД) при президенте. Однако одна ласточка весны не делает, поэтому постепенно сформировались и заработали Клуб молодых экспертов при Сенате, а также Межпартийный совет при Мажилисе.
Что характерно, в структуру при нижней палате парламента вошли не только те партии, которые имеют свои фракции в Мажилисе, а вообще все зарегистрированные политические партии, чтобы никто не остался за бортом межпартийного диалога.
Самое яркое событие по линии НСОД в мае – это законодательное закрытие темы земельного вопроса, который в 2016 году не на шутку взбудоражил республику, а потом долго пускал афтершоки. Национальный совет общественного доверия рекомендовал президенту формулу решения проблемы. Глава государства внес артикулированные предложения в Мажилис, потом они перешли в Сенат, затем в отшлифованном виде легли на подпись президента и стали законом.
Мы не можем дать экспертную оценку, насколько правильно лишать иностранцев права владеть землей сельскохозяйственного назначения и ее долгосрочной аренды, но здесь во главу угла поставлено общественное спокойствие и приоритетную задачу НСОД решил.
Клуб молодых экспертов при верхней палате парламента – это своеобразный формат работы интеллектуалов, в котором решаются практические задачи по законодательному обеспечению различных сфер государственной деятельности. Маулен Ашимбаев, спикер Сената, сформулировал принципы работы Клуба как системность (чтобы не было перегибов узкого профессионализма, из-за чего страдают сопредельные сферы деятельности), нестандартные решения (в эпоху повышающейся сложности различных процессов и жизни стандартные подходы утратили прежнюю эффективность) и погружение в суть (акцент на внутреннее содержание, а не внешнее проявление).
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Политическое руководство Казахстана взялось за самое сложное дело, которым государство способно заниматься в мирное время – обновлением управленческой элиты. В жизни бюрократической машины нет ничего сложнее, чем менять старое на новое и при этом добиваться повышения эффективности. Потому что менять старое на новое и ухудшать показатели может кто угодно.
Дело это не необычное, но отнюдь не самое благодарное, особенно на первоначальном этапе. В периоды, когда массово забывают о стратегии и думают только о сиюминутном результате, мучительно трудно расширять горизонты планирования и менять критерии оценок производимой работы. Однако без стратегии невозможно побеждать.
Здесь помогает сравнительно недавний опыт распада Советского Союза, с которым руководящее звено Республики Казахстан знакомо не понаслышке.
В восьмидесятые годы XX века советская элита вошла в кризисном состоянии. Экономика показывала рост, армия получала новые танки и самолеты, но слабым блоком стали качественные характеристики управленческих кадров. Когда элита устоялась, то ничего не хочет менять. А время не стоит на месте, оно ставит на повестку дня новые вызовы и требует адекватной реакции на них.
Михаил Горбачев стал заложником ситуации, когда по верхнему эшелону элитариев прокатилась «гонка на лафетах», а усложняющиеся структуры повседневности вкупе с давлением геополитических противников и дефицитом товаров народного потребления и услуг требовали новой политики.
До 1989 года последнему генсеку и первому и последнему президенту СССР мало что можно предъявить. Он разрешил кооперативное движение, дал больше свободы СМИ, стал менять государственную машину под требования времени. А потом был Первый съезд народных депутатов, где собрали 2250 человек – практически стадион – дали им прямой эфир и утратили контроль над ситуацией. После этого страна пошла вразнос, а союзное руководство во главе с Горбачевым оказалось не в состоянии повернуть процесс в конструктивное русло.
Новые консультативно-совещательные органы эпохи Касым-Жомарта Токаева – это принципиально иная модель с привлечением интеллектуалов. Если мы возьмем Клуб молодых экспертов при Сенате, то их там чуть больше тридцати участников, то есть вполне вменяемое число. С одной стороны этого вполне достаточно, чтобы предметно работать по министрам (на встречи приходили министры экономики, образования, экологии), в том числе методом мозгового штурма, а с другой – это близко не стадион. То есть можно разработать оптимальные процедуры и с их помощью продуктивно заниматься конкретикой, не превращая периодические встречи в неуправляемые и бессмысленные говорильни.
МОТИВАЦИЯ ДЛЯ АМБИЦИЙ
Невозможно взять чужой управленческий опыт и перенести на свою почву, потому что это не кукуруза, огурцы или томаты. Зато совершенно уместно заимствовать принципы, которые позволяют поддерживать конкурентоспособность и мотивацию в той или иной политической системе.
Про Партию справедливости и развития, позволяющую из электорального цикла в цикл Реджепу Эрдогану становиться президентом Турции, специалисты говорят, что ее сильная сторона в поддержании самой себя в состоянии, будто на дворе постоянная избирательная гонка. Такой подход держит партию в повышенном тонусе, и она всегда готова оперативно ответить на любой неожиданный вызов.
Пожалуй, наиболее совершенную модель на сегодняшний день выработали в США. Закончивший университет или колледж молодой человек приходит в систему, где конгрессменов выбирают на срок 2 года, сенаторов на 6 лет, президента каждые четыре года. Помимо федеральных выборов, есть еще электоральные кампании на уровне штатов. В таких условиях молодой человек, который имеет задатки для политической деятельности и желание строить карьеру, всегда имеет перед глазами коридор возможностей.
Сначала можно начать помощником при каком-нибудь конгрессмене. Потом попробовать себя на выборах мэра небольшого города (они там все во власти самоуправления). Когда каждые четыре-восемь лет на уровне высшего государственного руководства происходит обновление кадров, всегда появляются вакансии. То есть люди видят социальные/политические лифты и строят свои карьеры исходя из коридоров возможностей.
Набираемый политический опыт позволяет человеку на практике обкатать свои способности и определиться с собственной весовой категорией и наклонностями. Кому-то по душе работать в конгрессе республиканского или колеблющегося штата, а кто-то старается попасть на политическую должность в Госдепартаменте.
Политическая модель США работает в таком режиме, что у выпускника ВУЗа по располагающей к политической деятельности специальности нет ощущения, будто на 20 лет все закупорено и никуда не денешься.
Капитализм в Америке суровый, о чем свидетельствует судьба Детройта, население которого сначала увеличилось в 1000 раз с 1820 по 1930 годы, а потом рухнуло с 4 млн жителей до 650 тысяч в XXI веке. Там люди идут за деньгами, а не наоборот, а политики за карьерами. При этом главное, что всегда есть место, куда можно двигаться.
РАБОЧИЕ МОДЕЛИ
Обновление управленческой элиты невозможно имитировать. Разумеется, имитировать можно, только пользы это не принесет, поскольку фотография парашюта не в состоянии заменить собственно парашют.
Либо политическое руководство само занимается вопросами обновления кадров (в идеале сбалансированно по возрастам, направлениям интересов и управленческим типам), либо такое делает кто-нибудь другой.
В качестве «других» может выступать социально-экономический кризис, стихийное бедствие, эпидемия или народный бунт. Когда система не обновляется, она в любом случае теряет способность адекватно реагировать на проблемы, а если еще и вызовы получаются экстраординарными, то запас прочности иссякает особенно быстро.
Если мы обратимся к политическим реалиям региона и деятельности «сертифицированных» заграничных оппозиционеров, то технология прихода к власти на пепелище многими игроками воспринимается как приемлемая и рабочая. Отсюда естественная государственная потребность производить кадровое обновление системно и под чутким контролем. Без излишней опеки, сковывающей инициативу и энергию, но и без перевода процесса на самотек, когда он может выйти из-под контроля и перейти в деструктивное поле.
Пример Клуба молодых экспертов хорош свежими лицами. Ни для кого не секрет, что в стране успела сложиться своеобразная общественно-политическая тусовка, чьи участники фигурируют в максимально возможном (и невозможном тоже) количестве общественных советов и комитетов. Доходит до абсурда, когда в сфере кино, например, одни и те же лица лезут во все кинематографические структуры с одной единственной целью – замкнуть все финансовые потоки строго на себя.
У Клуба сама философия иная. Здесь молодые (по меркам государственного управления) юристы, экономисты, специалисты в сферах социального обеспечения, образования, управленческой деятельности, консалтинга работают над отраслевыми вопросами так, что потом это выходит в качестве законодательной нормы или правила.
Входя в рабочие группы, специалисты получают возможность влиять на конечный результат, который затем воплощается в государственную политику по тем или иным направлениям.
Пусть у Клуба молодых экспертов функциональное предназначение несколько иное, чем у НСОД, но, по сути, это вещи одного порядка.
Если все заложенные импульсы будут эволюционно и планомерно развиваться, то чувство сопричастности к деятельности государства в дальнейшем перейдет в профессиональную управленческую работу на ответственных и высоких должностях. Вот тогда можно будет сказать, что система обновления управленческих кадров выстроена, а волнений за устойчивость страны и ее перспективы станет меньше.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости