Во вселенной автомобильного бизнеса есть планета, которая называется «постпродажное обслуживание автомобилей», а на этой планете самый известный континент (он же выставочный бренд) – Automechanika. В международном выставочном центре EXPO состоялась Automechanika Astana, фундаментальное событие для отрасли. В ходе эвента явно блистали казахстанские игроки, особенно компания Allur и ее партнер из Поднебесной JAC.
Антураж
С тех пор, как почти во всех сферах производственной деятельности железные кони заменили живых, многое поменялось по форме, но не по сути. Живой лошади требуются овес и сено, стальной – бензин, автогаз или электричество. Живую нужно купать, чистить, лечить, подковывать – с железной все плюс-минус одинаково.
Если на селе первыми парнями были конюх, кузнец, коновал и ветеринар (в цыганском таборе еще и конокрад), то теперь на их место пришли водители, автомеханики, автоэлектрики, сварщики и еще десяток специалистов.
Automechanika Astana оказалась выдержана в классическом стиле подобных выставок. В старые (как теперь оказалось еще и добрые) времена сложилась традиция, при которой автомобильные компании в ходе своих мероприятий активно сотрудничали с модельными агентствами.
Одним из стимулов посещать такие выставки для рядовых автолюбителей было сфотографироваться с красоткой на фоне шикарного авто (организаторы подобные вещи поощряли), а потом хвастаться в кругу друзей и знакомых (или разыгрывать их).
Потом под новомодными веяниями в ряде ведущих в прошлом автомобильных держав данная традиция потускнела и перестала быть модной. А вот в Казахстане до сих пор можно наблюдать подобную «архаику» и погружаться в атмосферу ретро.
Красивых девушек и женщин на автовыставке наблюдалось множество. Причем не только из модельных агентств, но и среди сотрудниц разнообразных компаний-участниц.
Видимо, автомобильная отрасль в силу своего исторического возраста настолько «духоскрепная», что создает гравитацию по привлечению в нее красивых дам. Да и спорить о новом и старом можно до бесконечности. Для кого-то Моцарт и Шопен архаика, а кто-то не в состоянии модернизировать свои музыкальные вкусы до того, чтобы получать удовольствие от рока.
Продукция
При всей важности формы и атмосферы, стержень таких выставок – представляемые на них товары и услуги. ООО «Волгопромтранс» – это российский производитель всевозможных резинотехнических (РТИ) и силиконовых изделий. По большому счету такие предприятия могут работать с широким кругом клиентов – от сельского хозяйства до автопрома.
Похоже, что автомобильное подразделение в работе данного предприятия довольно важное, раз фирма выставила стенды с тормозными шлангами для транспорта, резиновыми и силиконовыми патрубками охлаждения.
В грузовых и легковых автомобилях, автобусах и сельхозтехнике есть так называемые формовые РТИ (диафрагмы, пыльники, кольца уплотнителей, прокладки).
На «Волгопромтранс» можно принести чертежи с требованиями от заказчика и посредством горячего формования в специальном прессе все будет сделано как надо.
Польская фирма Fristom занимается производством осветительного оборудования для автомобилей. В четырехколесных друзьях человека довольно много всевозможных лампочек и фар, с помощью которых автолюбители общаются друг с другом и с пешеходами. Сюда входят фонари, маркерные фонари, ходовые огни, габаритные фонари «рожки», стробоскопы, плюс специальные осветительные штуки для государственного номерного знака. Как показывает практика, за время эксплуатации автомобиля, особенно длительной, многие из таких фар требуют замены.
Автомобильные аккумуляторы Solite производятся южнокрейским концерном Hyundai Sungwoo Solite, одним из крупнейших производителей автозапчастей в мире. Первое производство было запущено в 1979 году, а сегодня аккумуляторы Solite могут достойно конкурировать с такими признанными производителями как Bosch или Varta.
Аккумуляторы оптом поставляются на конвейеры заводов Toyota, General Motors, KIA, Hyundai, Nissan и Honda, что говорит о высоком качестве и заслуженной репутации.
Помимо гражданских автомобилей продукция Solite используется в промышленности и военной технике. Автовладелец всегда будет в курсе заряда аккумулятора благодаря встроенным датчикам, цвет которых говорит о готовности к эксплуатации или необходимости подзарядки. Большой пусковой ток позволяет быстро запустить двигатель, даже при низких температурах.
Solite являются аккумуляторами с повышенным сроком службы и позволяют использовать батарею до 7 лет, при средних нагрузках и полностью исправным электрооборудованием. Другое дело, что полностью исправного электрооборудования у автомобиля после длительного срока эксплуатации быть не может.
Жидкости
Когда приходит время менять в автомобиле тормозную жидкость или антифриз, то здесь проблема выбора решается сравнительно просто. Например, если в свой авто льете антифриз зеленого цвета, то уже отпадают синие и красные антифризы. А вот с машинным маслом такой номер не проходит – от его ассортимента и разнообразия в любом приличном СТО или пункте замены голова идет кругом. Automechanika Astana в этом плане не стала исключением.
Afinol – это немецкий производитель моторных масел и вообще смазочных материалов. Само название бренда олицетворяет победу над износом двигателя. В нем соединены древнегреческая богиня Афина, которая через мудрость, рассудительность и вдохновение вела военачальников к победе и собственно масло.
Когда компания более 85-ти лет на конкурентном рынке, то, естественно, набираются компетенции и технологии. Широкий ассортимент продукции охватывает последние требования к смазочным материалам для современных двигателей и коробок передач, а технологии дают увеличение жизненного цикла продуктов. Еще постоянный прессинг со стороны «зеленых» заставляет Afinol добиваться чудес в вопросах экологической устойчивости продукта.
Было бы странным не увидеть в Астане производителя машинных масел из ОАЭ. Мы его и увидели. Oscar Lubricants крупнейший изготовитель смазочных материалов на Ближнем Востоке, разработавший собственную инновационную технологию производства и исследования смазочных материалов с соблюдением всех технических и экологических мировых стандартов.
Основатель и владелец Oscar Lubricants работал в компании Total Lubricants 10 лет в Париже, а затем 5 лет в Дубае в должности регионального менеджера, ответственного за Ближний Восток и Африку. В 1998 он принял решение открыть собственную фирму и, судя по всему, дела идут прилично.
Паутина
Постпродажное обслуживание – это в первую очередь организация процесса, в котором ключевыми элементами выступают компетентность, умение коммуницировать и логистика. Компания «СарыаркаАвтоПром» (входит в группу компаний Allur) – крупнейший автопроизводитель Казахстана. В линейке сходящих с ее производственных линий автомобилей и автобусов представлены бренды Chevrolet, Kia, JAC, Ankai, Yutong, UAZ, MAN и LADA.
На автозаводе компании в Костанае запчастей пока не производят, зато менеджеры по послепродажному обслуживанию обеспечивают оптимальные поставки от компаний, которые являются индустриальными партнерами предприятия. Если фирменные автосалоны работают на реализацию автомобилей, то постпродажные подразделения продают работу по обслуживанию машин (например, хранение зимней или летней резины по сезону), запчасти и аксессуары.
В реальности на крупном автопредприятии граница между производственными, продажными и постпродажными вещами очень пунктирная. Это как разные элементы единого организма, поскольку эффективность одного подразделения прямо влияет на результативность другого.
Безусловно, «СарыаркаАвтоПром» – это качественно другой игрок, чем предприятия с узким профилем деятельности (патрубки, масла, фары). Поэтому производственная стратегия, управленческие модели, позиционирование на рынке будут объективно отличаться.
Однако тот факт, что количество производимых автомобилей, их брендов и моделей у казахстанского производителя растет, свидетельствует о хорошем положении дел и общем здоровье предприятия. Потому что есть критерии, при использовании которых в общей картине происходящего не ошибешься.
Продолжение следует
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости