Посткоронавирусный мир и локомотивы развития лидера Центральной Азии
Хотя пандемия коронавируса еще бушует по всему миру, многие страны уже сейчас задумываются, как жить после вируса. С одной стороны, карантинные мероприятия нанесли огромный ущерб экономике, что заставит все государства «затянуть пояса», с другой – разрыв экономических цепочек повышает значимость самодостаточности национальных экономик и регионального сотрудничества. В условиях ограниченности ресурсов и средств необходимо также найти «столпы экономики», которые позволят преодолеть кризис и подтолкнуть к развитию.
ПРИЗРАЧНО ВСЕ В ЭТОМ МИРЕ БУШУЮЩЕМ
Влияние эпидемии на привычную нам жизнь стало неожиданно сильным. Закрылись границы, остановился транспорт, разрушились глобальные цепочки поставок товаров, резко упали цены на ресурсы и т.д. А роскошная карета международного сотрудничества, о которой столь много говорили глобалисты, превратилась в тыкву национального эгоизма, ограничений торговли, кражами масок и других защитных средств, поставив под угрозу существование даже таких, казалось бы, устоявшихся объединений, как ЕС.
О смерти глобализации заговорили ведущие политики и мировые СМИ. Даже такой оператор глобализма, как Всемирный банк, сомневается в дальнейшем развитии глобальных процессов. Как считает главный экономист Всемирного банка Кармен Райнхарт, «без мелодраматичности: Covid-19 — это последний гвоздь в крышку гроба глобализации. Кризис 2008-2009 годов нанес большой удар глобализации, как и Brexit, как и торговая война между США и Китаем, но Covid поднимает деглобализацию на новый уровень».
Дополнительный удар по процессам глобализации нанесла и торговая война между США и Китаем, взаимные обвинения сверхдержав, продолжение и углубление санкционного давления.
Жертвами санкций становятся даже союзники. Так, Вашингтон уже ввел первую волну санкций против «Северного потока-2», обещая ввести и вторую в случае, если Россия своими силами возобновит строительство газопровода. Это вызывает резкое неприятие Германии, прямо заинтересованной в запуске проекта, который позволит Берлину еще более повысить свой вес в Европе. Тем не менее, СП-2 гарантированно начнет работу, свидетельством чему начатые «Газпромом» работы по разборке труб, ведущих на Украину.
Усиливающаяся конкурентная борьба внеконкурентными методами ограничений, санкций и шантажа, в свою очередь, приводит к «бунтам на корабле». Даже Европейская Комиссия, традиционно являющаяся агентом трансатлантизма в ЕС, начинает задумываться о самостоятельности. По словам высокого представителя ЕС по иностранным делам Жозепа Борреля, «мы живем в мире без лидеров, в котором Азия будет играть все более важную роль в экономическом плане, с точки зрения безопасности и технологий. Аналитики давно говорят о конце устоявшейся системы и о наступлении азиатского века. Это сейчас происходит на наших глазах».
В складывающейся обстановке, по его мнению, Евросоюз должен следовать «собственным интересам и ценностям» и избегать того, «чтобы те или другие использовали его в своих целях».
Давно начавшийся процесс перехода от однополярного мира к мультирегионализму лишь усиливается на фоне неспособности главной сверхдержавы справиться с пандемией, ростом экономического кризиса и беспорядками, что, в свою очередь, приводит к регионализации мировой системы.
Кроме того, пандемия показала, что необходимо ориентироваться на соседей. И если процесс регионализации начали Россия и Китай, то теперь к нему будут присоединяться также Европа, Африка, Ближний Восток, страны АТР и т.д.
НЕ НЕФТЬЮ ЕДИНОЙ
Казахстану также придется искать свое место в «новейшем мировом порядке», делая ставку не только на развитие импортозамещения, но и на поиск «якорных» отраслей, которые смогут обеспечить экономический рост, инновационное развитие и экспорт.
Экономическая структура страны, особенно в условиях кризиса, по-прежнему остается крайне проблемной. Основные доходы обеспечивает торговля нефтью, цена которой в условиях глобального кризиса значительно снижается. Наиболее ярко перекосы в экономике демонстрирует следующая цифра. С начала 2000 по конец 2019 года Казахстан получил экспортной выручки $1,2 трлн. За этот же период на импорт ушло $748 млрд, а еще $278 млрд были вымыты из экономики как разница между доходами от казахстанских инвестиций и кредитов за границу и доходами иностранных инвесторов и кредиторов.
Не менее показательна и структура экспорта. В январе-марте 2020 года экспорт составил $13,9 млрд. Из них нефть $8,8 млрд. Второе место занимает медь ($571,2 млн.), газ ($560 млн.). Отрыв колоссальный. В целом же 83% всего казахстанского экспорта обеспечивают только 10 товаров. Единственной высокотехнологической позицией из них являются транспортные средства с $94,4 млн. продаж.
Естественно, возникает вопрос, на какие же отрасли стоит сделать ставку, чтобы сбалансировать экономику? В данном случае важны не только экспортные показатели, но и вклад этих отраслей в инновационное и промышленное развитие страны, создание новых технологий и рабочих мест, инфраструктурное усовершенствование, а также существующий задел в условиях грядущего сокращения доходов.
Несмотря на коронакризис и общее падение экономики, некоторые отрасли демонстрируют значительный рост. В 2020 году горнодобывающая промышленность выросла на 5,2 %, обрабатывающая промышленность — на 4,9 %, машиностроение — на 18,5 %, фармацевтика — на 21,2 %.
Многие отрасли экономики Казахстану удалось создать практически с нуля, и они демонстрируют хорошие показатели. На заседании правительства Казахстана под председательством премьер-министра Аскара Мамина министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов проинформировал, что за 10 лет реализации индустриальной программы в сфере машиностроения объем производства вырос в 5 раз, инвестиции – в 3 раза и составили 50 млрд тенге, объем экспорта – в 3 раза и составил $1,1 млрд.
Значительные успехи наблюдаются и в сельском хозяйстве. По данным министра сельского хозяйства РК Сапархана Омарова, объем валовой продукции сельского хозяйства в прошлом году вырос до 5,2 трлн. тенге, производительность труда в сельском хозяйстве поднялась на 14 % и составила 2,4 млн. тенге на одного работника, а рост производства положительно сказался на экспорте сельхозпродукции, который увеличился до $3,3 млрд.
Соответственно, помимо традиционного для Казахстана экспорта пшеницы, перспективным является наращивание производства масложировой продукции, свинины, муки, переработанного мяса. Как было сказано на селекторном заседании правительства под председательством премьера Аскара Мамина по развитию животноводства, после провальной программы «Мясного союза Казахстана», отрасль начинает восстанавливаться.
В животноводстве сохраняется устойчивый рост на уровне 4 %. До конца текущего года объем валовой продукции отрасли планируется довести до 2,6 трлн тенге, поголовье крупного рогатого скота – до 7,8 млн голов, мелкого рогатого скота – до 17,5 млн голов.
Будет построено 9 бройлерных птицефабрик, которые дополнительно произведут 105 тыс. тонн мяса птицы. Одновременно планируется нарастить производство на действующих птицефабриках.
Основной упор будет сделан на полное обеспечение собственных нужд страны.
Ежегодное строительство 25 молочно-товарных ферм позволит к 2025 году перейти на полное самообеспечение за счет увеличения переработанного молока на 500 тыс. тонн.
Внимание правительства будет направлено на повышение самодостаточности и наращивание экспорта продукции животноводства.
А У НАС В КВАРТИРЕ ГАЗ
Отдельного внимания заслуживает газовая сфера Казахстана. Долгое время находясь в тени нефтяной промышленности, сфера добычи газа получила во времена независимости бурное развитие, выведя страну на уровень крупнейшего транспортного хаба. Газовой отрасли нашей страны 60 лет.
За первые полвека было построено 10 тыс. км магистральных газопроводов и еще 9 тыс. км – за последние 10 лет. Таким образом, протяженность магистральных газопроводов только за последнее десятилетие увеличилась почти в два раза. При этом вся строящаяся инфраструктура оснащается самым высокотехнологичным оборудованием, рассчитанным на увеличение газотранспортного потенциала на долгие годы вперед.
Сейчас группа компаний АО «КазТрансГаз» эксплуатирует газопроводы общей протяженностью порядка 69 тыс. км. В том числе более 20 тыс. км магистральных газопроводов с годовой пропускной способностью до 267,8 млрд. м3 и газораспределительными сетями протяженностью более 49 тыс. км.
Имеются также Бозойское ПХГ в Актюбинской области, Полторацкое ПХГ в Южно-Казахстанской области и Акыртобинское ПХГ в Жамбылской области. Извлекаемые запасы природного газа по состоянию на 01 января 2020 года составляют: на месторождении Амангельды – 12 388,7 млн. м3, на месторождении Жаркум – 357,3 млн. м3 и на месторождении Айракты – 5 150 млн. м3.
Объем транспортировки газа по магистральным газопроводам за 2019 год составил 103,494 млрд. м3.
По итогам пяти лет деятельности национальный оператор АО «КазТрансГаз» обеспечил РК более $17,2 млрд валютной выручки, 475 млрд тенге налоговых отчислений, а доля газового сектора увеличилась до 1,8 % и продолжает расти. В период с 2014 по 2019 год компания зафиксировала пятикратный рост объемов экспортных поставок газа с 1,8 млрд до 8,8 млрд кубометров.
Но самое главное даже не это. Благодаря строительству новых газопроводов удалось начать поставки «голубого топлива» в Китай, а также связать всю страну единой сетью газопроводов и обеспечить газификацию Казахстана на уровне 50 %.
Развитая сеть газотранспортной инфраструктуры позволяет Казахстану осуществлять экспорт газа через территорию России в Европу. С РФ страну связывают газопроводы «Союз», «Средняя Азия – Центр» и «Бухара – Урал». Они являются важными элементами формирования общей ресурсной базы российского «Газпрома».
Более того, рассматривается возможность прокладки через территорию Казахстана российско-китайского газопровода «Сила Сибири-2». Преимуществом казахстанского маршрута является наличие трех ниток газопроводов из Туркменистана, через Узбекистан и Казахстан, что позволит не строить новый газопровод из РФ, а расширить созданную в Казахстане трубопроводную инфраструктуру и тем самым обеспечить «голубым топливом» восточные районы страны.
Газовое направление крайне перспективно, несмотря на временное падение цен на ресурсы. Потребление газа в Европе в 2018 году составило 549,5 млрд. куб. м. В перспективе прогнозируется дальнейший рост европейского спроса на газ (к 2025 году – на 19 %, к 2030 году – на 25 %).
Энергопотребление Китая уже сегодня в 1,5 раза превышает потребление США. По прогнозу Международного энергетического агентства в период 2019-2025 годов рост потребления газа в Китае составит более чем 130 млрд м3/год.
Совместные энергетические программы и предусмотренное в ЕАЭС формирование единого энергетического рынка открывают Казахстану путь к увеличению присутствия на мировом рынке газа.
И ПРОМЫШЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ БОНУСОМ
Впрочем, газовая отрасль – это не только экспорт и сам ресурс, который может перетекать по трубопроводам. Развитие СПГ – сфера высокотехнологичная. В Казахстане ТОО «Акжол Газ Сервис» совместно с ГК «РариТЭК» из Набережных Челнов и ПАО «КамАЗ» планирует строительство завода по производству СПГ. По словам директора предприятия Руслана Акжолова, это лишь первый этап. Далее планируется запуск сборки автотранспорта, работающего на газомоторном топливе: «Есть договоренность на поставку авто без двигателей с Кокшетауского филиала КамАЗа. Двигатели нам будут поставлять Ярославский моторный завод (ЯМЗ) и непосредственно «РариТЭК». Навесное оборудование – мусоросборочное, поливочное – мы будем производить сами. Как правило, там нет ничего технически сложного. Себестоимость техники, собранной здесь, будет на 10-15 % ниже по сравнению с заводской сборкой. Пока будем комплектовать автомобили и собирать двигатели на компримированном природном газе, потом перейдем на СПГ».
Предприятие уже выпускает газопоршневые электростанции малой мощности, работающие на метане. В целом, проект комплексный. В него входят строительство газоперерабатывающего завода (производство СПГ), автосборочный завод, криозавод (производство топливных баков), производство ГПЭС, испытательная лаборатория, утилизация природного нефтяного газа. Программное обеспечение электронного оборудования будут готовить казахстанские IT-специалисты.
Как сообщил вице-министр энергетики Казахстана Мурат Журебеков, сейчас в Атырауской области реализуется крупный нефтегазохимический проект строительства интегрированного газохимического комплекса, который позволит наладить производство полипропилена и полиэтилена.
Совершенно очевидно, что при наладке выпуска автомобилей на газовом топливе потребуется создание смежных предприятий и объектов инфраструктуры: заправок, емкостей для хранения СПГ, сервисных центров и т.д.
В целом, газовый сектор, тесно взаимосвязанный с российскими и китайскими партнерами как на уровне СНГ и ЕАЭС, так и ШОС, вполне может стать одним из локомотивов казахстанской экономики.
Ольга СУХАРЕВСКАЯ
Автор:
Инфраструктурные ведомости