В последнее время появляется все больше «экспертов» и «общественных деятелей», желающих указать кабинету министров, как ему лучше управлять страной. Однако предлагаемые ими концепции и программы действий являются заимствованиями и не выдерживают никакой критики.
В полку организаций, защищающих интересы казахстанского бизнеса, прибыло. Мы как-то уже рассказывали об относительно новом Союзе промышленников и предпринимателей «ЕЛ ТІРЕГІ» («Опора страны») – «Мясные братья и судьба депутата Мажилиса» (https://kazvedomosti.kz/article/myasnye-bratya-i-sudba-deputata-mazhilisa/). Поэтому сегодня хотелось бы обратить внимание на концептуальную программу нового движения в защиту, судя по названию, сегмента МСБ из реального сектора экономики – промышленников, производственников, тружеников сельского хозяйства и т.д.
БЕРИ НОШУ ПО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПАДАТЬ ПРИ ХОДЬБЕ
Для начала отметим, что структурно общественное объединение выглядит неясно: такое ощущение, что оно больше представляется медийно или пытается снискать медийную славу, хотя филиалов и подразделений по Казахстану, видимо, не имеет.
Почему это важно? Да потому что оно ни много ни мало ставит себя вровень – на одну доску с НПП «Атамекен». Достаточно ознакомиться с их концептуальными предложениями по посткризисному развитию экономики «От привилегий к справедливости», чтобы уловить лейтмотив некоего равенства с Палатой предпринимателей.
Хотя это, мягко говоря, большая натяжка. У НПП не только мощная организационная структура, начиная от департаментов внутри центрального аппарата и заканчивая филиалами на местном уровне, но и четко регламентированная законодательная база ее функционирования с обязательными правами и полномочиями, включая проведение законодательных экспертиз.
Чтобы уж совсем понятно было: даже НСОД (Национальный совет общественного доверия при президенте РК) не обладает такой полнотой полномочий как НПП «Атамекен», потому что его создатели не закрепили существование этого института на законодательной основе, со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Или, например, знаменитая когда-то Общественная комиссия по земельному вопросу, несмотря на всю представительность, остроту политического момента, ей предшествующую, громкость отдельных ее представителей, институционально была очень слабой и распространяла свое влияние лишь на коротком отрезке наиболее активной фазы своих собраний.
А тут Союз промышленников и предпринимателей, который налицо представлен двумя-тремя энергичными пользователями социальной сети «Фейсбук», полагает теперь, что виртуальная паства в виде «друзей» и «друзей друзей» создает некий ореол общественной поддержки или того больше – придает реальные рычаги влияния на госаппарат и власть.
Да, вербально заявляется, что «ЕЛ ТІРЕГІ» – это проводник интересов более 600 предприятий реального сектора экономики Казахстана, но доподлинно сосчитать, сколько там предприятий «проводят свои интересы» или более того – уполномочивали ли они на это новоиспеченный Союз промышленников и предпринимателей, не представляется возможным.
Хорошо, поверим на слово: пусть будет 600 членов или «интересантов» или «сочувствующих».
Что же они предлагают в своей концепции экономического развития страны?
МЕЖДУ ЛПХ И «МЯСНЫМ СОЮЗОМ»
Здесь важно понимать, что сейчас вообще развелось очень много «экспертов», «непризнанных гениев», «бывших чиновников», которые считают за правило хорошего тона – попенять правительству на то, что оно медленно разрабатывает программу антикризисных реформ или предлагает совсем не то, не так и не в том объеме. А вот они, дескать, все знают лучше и их программа – самая истинная и верная, смелая, полная и оконченная.
Увы, не обошла чаша сия и Союз промышленников и предпринимателей. Они тоже выступают с прогрессивной колокольни по отношению к правительству, которое должно принять и рассмотреть, а лучше одобрить и взять на вооружение их идеи.
Идеи, излагая лаконично, следующие.
Создать очередную новую квазиобщественную структуру – теперь уже под названием «Комиссия по реализации реформ». Наполнить ее представителями казахстанского бизнеса (наверное, теми, кандидатуры которых предложит «Опора страны»), общественными деятелями и государственными служащими.
Оставляя в стороне множество красивых слов, перейдем к главному, чем может оказаться полезна эта комиссия. Оказывается, она должна управлять и распределять деньги АО «КазАгро» и НУХ «Байтерек», предназначенные для поддержки МСБ.
Кто ей этим позволит заниматься без соответствующих нормативных-правовых актов, а до этого – без соответствующего лоббирования в высших кабинетах власти, непонятно.
Откуда здесь холдинг «КазАгро»? Дело в том, что несмотря на название Союз промышленников и предпринимателей, подразумевающее определенный технологический уровень производства, стоящий как следующий этап над сельским хозяйством, центральное место программы «ЕЛ ТІРЕГІ» посвящено исключительно аграрному сектору.
Впрочем, ларчик открывается просто. Главой Союза промышленников выступает депутат Мажилиса, член Комитета по аграрным вопросам нижней палаты Парламента, в прошлом – недолгое время вице-министр сельского хозяйства РК Нуржан Альтаев. Возможно, он и написал целиком и полностью эту концепцию, которая вместо промышленности базируется на сельском хозяйстве.
В принципе, констатация проблем сельскохозяйственной отрасли Казахстана в программе промышленников, достаточно ровная.
Другое дело, кто хоть немного знаком с закулисьем казахстанского политеса, знает, что людей, управляющих сейчас «ЕЛ ТІРЕГІ» в недавнем прошлом значительно штормило.
То они дрейфовали в сторону НПП и той школы восприятия и развития агропромышленного комплекса, которую предлагал еще бывший вице-министр сельского хозяйства РК Толеутай Рахимбеков, основанной на создании кооперативов личных подсобных хозяйств и наполнении внутреннего рынка отечественными продуктами питания.
То дрейфовали в сторону, условно скажем, школы и концепции, навязываемой «Мясным союзом Казахстана» и экс-министром сельского хозяйства РК Асылжаном Мамытбековым, партнеры которых и сломали выстроенную до этого систему поддержки личных подворий, образования сельхозкооперативов на местах, а взамен реализовали прямо противоположный проект – накачки государственными субсидиями крупных откормочных комплексов, распродажу на экспорт поголовья крупного рогатого скота, минуя стадию переработки, создания уникальной ситуации на мясном рынке страны, когда на производство говядины выделяются бешеные субсидии, а мясо в республике привозное – импортное низкого качества.
Сейчас, если послушать их программные интервью, они вновь дрейфуют в сторону концепции Рахимбекова, усиленно копируя ее в своих месседжах, делая реверансы в пользу личных подсобных хозяйств, предлагая разрешить кредитным товариществам и микрофинансовым организациям на селе привлекать частные инвестиции для аккумулирования денег ЛПХ.
Кстати, это предложение наряду с инициативой создания Агробанка в Казахстане, которую мы высказывали на страницах нашего интернет-издания и к которой иногда прибегают депутаты Мажилиса, является, пожалуй, единственными конкретными вещами в программных установках Союза промышленников «ЕЛ ТІРЕГІ».
Другое дело, что ребята, которые ведут себя столь непредсказуемо на рынке, условно называемом нами Government Relations, могут притащить в пусть и иллюзорную (ну, давайте, помечтаем) Комиссию по реализации реформ какого угодно кота в мешке. От них можно ожидать и продвижения акмолинского фермера в засаленной робе, и приглашения новоиспеченных друзей из «Мясного союза Казахстана», адептов которого по-хорошему следует палками отгонять от места, где деньги лежат.
Нет, если вы талантливый политик, то, конечно, вы можете менять или корректировать свои убеждения, и слава Уинстона Черчилля вам обеспечена. Другое дело, если вы претендуете на управление и распределение денежных потоков, то тут непредсказуемость может сыграть с вами злую шутку. Кому вы завтра распределите эти потоки: сельхозкооперативу в Жамбылской области или крупному магнату-животноводу под крылом акимата Туркестанской области? Вопрос непраздный.
ЕСТЬ ПРОМЫШЛЕННИКИ РОВНЕЕ
Возьмем, к примеру, такого поклонника «ЕЛ ТІРЕГІ», как исполнительный директор Союза обрабатывающей промышленности Адилбек Бектибаев. Он жестко и последовательно выступает против введения утилизационного сбора на авто, сельхозтехнику и кабельную продукцию. Называет тех, кто хочет развивать свое производство в этом сегменте и защищать внутренний рынок – грубо, почти как Умирзак Шукеев – «прикручиватели колес».
Не друзья эти промышленники ему, других подавай.
Между тем, «ЕЛ ТІРЕГІ», основатели которого были еще с прошлого лета замечены в поддержке «Мясного союза Казахстана» и бывшего руководства Минсельхоза РК в части защиты интересов иностранных производителей сельхозтехники, которые с введением утилизационного сбора, начнут испытывать колоссальные проблемы с продажами по всему Казахстану, вдруг снова выступают за отечественное: наше, родимое, казахстанское.
Позволим себе цитату из документа «От привилегий к справедливости»:
«Срочно принять меры по обеспечению внутреннего спроса в максимально возможных объемах казахстанской продукцией. По имеющимся данным только ежегодные расходы на государственные закупки составляют 9 трлн. тенге, которые большей частью должны закупаться у казахстанских производителей.
Занять проактивную позицию по защите внутреннего рынка (так!) и внешнеторговых позиций страны. Любые ограничительные меры со стороны партнеров не должны оставаться как минимум без зеркальных мер со стороны Казахстана».
Это что ж получается: есть промышленники свои – хорошие, а есть всякие разные «прикручиватели колес». По одним правительство должно занимать проактивную позицию, защищая внутренний рынок от импорта, вплоть до того, чтобы зеркалить недружественные шаги. А по другим – не надо, пусть корпорация «Джон Дир» продает нам свои тракторы, купим.
Кстати, вот еще одна цитата в рамках концептуального осмысления Союзом промышленников импортной политики нашего государства.
«Сейчас время в определенной степени сложное. Но, с другой стороны, любой кризис – это еще и очень большие возможности. Долгое время мы говорили про ВТО, про открытые рынки, но сейчас видим, что все апологеты таких организаций сейчас начинают защищать свое производство, закрывая границы, в том числе, например, ЕС и США. И в эпоху пандемии все осознали: нельзя рассчитывать, что в любой момент ты сможешь необходимый товар купить и привезти. Нужно постараться обеспечивать свою продовольственную безопасность собственными силами. И здесь для нашего бизнеса, для нашего правительства есть очень хорошие возможности. Ими нужно воспользоваться».
Понимать это, видимо, нужно так: молоко и окорочка, давайте, производить свои, а вот автомобили, тракторы, комбайны привозить импортные. Но это тогда не уровень «промышленников», а скорее испытавших первую удачу сельских нуворишей.
КОПИЯ И ОРИГИНАЛ
Разумеется, проявляющие ничем не подкрепленные амбиции фейсбучные глашатаи из Союза промышленников, замахнувшиеся аж на один пьедестал с НПП «Атамекен», не смогли пройти мимо откровенного популизма. Как же без него.
Видимо, чтобы понравиться населению, они предлагают выплачивать каждому лоботрясу базовый доход. Не брезгуют и классической мантрой про повышение зарплат в сфере образования и здравоохранения. Как застрявшие в 90-х после поражения в холодной войне эксперты, скатываются до надоевшей до зубовного скрежета риторики про «нормальные развитые страны» и остальной заглядывающий в глаза высоких стандартов мир.
Впрочем, если это письмо составляется для прожигающих жизнь и не умеющих планировать семейный бюджет патерналистов, то ладно – простительно. Если же все это пишется для правительства, то пусть кабинет министров раз и навсегда эксперимента ради ответит уже всем этим гибридным рыночникам и социалистам в одном флаконе на их извечное пожелание про «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным».
Передаст как «у самых развитых» образование полностью в частные руки с неограниченным потолком стоимости услуг профессорско-преподавательского состава, введет страховую медицину, заодно поднимет страховой бизнес на необъятный уровень. Наша профессура и врачи заживут как «белые люди», будут строить себе коттеджи вдоль набережных городов. Ну а то, что целые слои населения чисто по финансам утратят возможность получать образование, а другие – утратят доступ не только к медицине, но и элементарным лекарственным препаратам, это не беда. Зато мы решим вопрос с зарплатами учителей и врачей.
Нам кажется, что правительству следует научиться отсеивать многие популистские программы, авторам которых то ли невдомек, то ли они сознательно притворяются, делая вид, что финансовое благополучие одних категорий граждан никак не зависит от финансового неблагополучия других, целых пластов общества.
Сказки и истории про «успешный успех», мир во всем мире и благоденствие в каждый дом, пусть рассказывают соседу дяде Ване на кухне, а серьезным деятелям из правительства и Ак Орды нужна реальная повестка, программа социальных мер и экономических реформ.
И потом – очень важно, чтобы с правительством от имени бизнеса, тем более в такой сфере как обрабатывающая промышленность, выступал сам бизнес, проекты которого можно было бы всегда предъявить, продемонстрировать, «потрогать» и оценить, а не посредники, которые уверовали в свое непогрешимое право выступать от имени предпринимателей.
Как любое произведение, лучше читать или смотреть в первоисточнике, так и в истории с концептуальным осмыслением реформы АПК, связанной с адаптацией личных подсобных хозяйств и их кооперативов, лучше слушать из первых уст ее непосредственных авторов, а не пересказы из третьих рук.
Автор:
Экономические ведомости