Высокомерие, неверие в собственную страну и откровенная дискредитация национального промышленного производства, никого и никогда не приводили еще к успеху
Как гласит народная мудрость, кто девушку ужинает, тот ее и танцует. И если в Казахстане продолжается информационная кампания против утилизационного сбора, несложно догадаться, что за ней стоят совершенно определенные импортеры сельхозтехники и аффилированные с ними местные агрохолдинги и бизнес-группы.
А БАБА ЯГА ПРОТИВ!
Если приглядеться к наиболее активным противникам вступающего в силу с 28 июня утилизационного сбора, на ум так и просится поговорка «те же на манеже». Это, безусловно, импортер американской сельхозтехники «Джон Дир» — «Евразия групп Казахстан». «Аграрная школа», генеральными спонсорами которой являются ТОО «Евразия Групп Казахстан» и поставщик европейского и американского сельскохозяйственного оборудования AgriMarket.kz, выпустила целый рекламный фильм, в котором аграрии, пользующиеся исключительно техникой «Джон Дир», прямо дискредитируют продукцию казахстанского производства.
Одно из действующих лиц фильма – глава КХ «Шанс» Игорь Жабяк в сюжете отметил, что бывший министр сельского хозяйства РК Умирзак Шукеев сумел договориться в США с «Джон Диром» о снижении цены на технику для Казахстана.
По факту, никакого снижения цен американцы так и не предоставили. А с учетом того, что прежнее руководство МСХ подписало решение о введении 25-процентной субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники агропроизводителями ВНЕ зависимости от поставщика, наводит на сомнение, о чем все-таки чиновник договорился с «Джон Дир».
В результате 60 % субсидий в денежном выражении в 2019 году, по данным МСХ РК, ушло на импортную технику, что делает импорт в секторе более простым и привлекательным, чем реальное развитие местного производства.
По данным экономиста Петра Своика, лишь за 2015-18 годы импортеров просубсидировали на $61 млн. С 2013 по 2017 год куплено 13 276 тракторов и 5343 комбайна всего на 468,6 млрд. тенге плюс 212,8 млрд. – в лизинг. Итого примерно по 136 млрд. тенге в год.
При этом Костанайский «Агромашхолдинг» продал техники на 41 млрд. тенге, кокшетауский «Вектор» – примерно на 24 млрд. Сколько из этих щедрых вливаний досталось «Джон Диру», доподлинно неизвестно, но пул СМИ, начавших оголтелую кампанию против утилизационного сбора, достаточно широкий.
К хору противников меры по защите местных производителей подключился и портал World of nan, где частыми гостями являются не только представители «Джона Дира», но и Мясного союза Казахстана. На портале с англоязычным названием, среди прочего, опубликовано обращение Зернового союза, Мясного союза, Союза картофелеводов и овощеводов, а также Союза фермеров с явно эмоциональным названием «Введение утильсбора оставляет казахстанских аграриев с мотыгой в руках». Впрочем, есть перлы и похлеще: «Утильсбор – это контрольный выстрел в сельхозпроизводителей».
Вся агитационная продукция сделана как под копирку. Несчастные фермеры и главы сельхозпредприятий косноязычными фразами хоронят сельское хозяйство страны, предрекают голод и дороговизну, потери урожая и разорение, если их лишат тракторов «Джон Дир». Еще один слоган: караул, Россия своими ужасными комбайнами американцев вытесняет.
Как знает любой мало-мальски опытный человек, если кто-то начинает «давить на эмоции», жди подвоха. А его зеленые ушки в тон фирменному колору «Джона Дира» в данном случае вылезают из всех щелей.
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ?
Сторонники «свободного рынка» – команда «Мясного союза Казахстана» и бывшего руководства Минсельхоза, а также их присные откровенно не любят казахстанское сельскохозяйственное машиностроение. Ларчик открывался просто: субсидии на закупку техники идут по линии МСХ, а поддержка промышленного производства – по линии министерства индустрии и инфраструктурного развития, что для Мясного союза, умудрившегося превратить государственные закрома в частные, немаловажно.
Сельскохозяйственное же машиностроение в Казахстане не только есть, но и бурно развивается. По информации министра индустрии и инфраструктурного развития Бейбута Атамкулова, за последние 10 лет производство в этой сфере выросло в 5 раз. Причем, в прошлом году произвели больше тракторов, чем за два предыдущих года, вместе взятых. Выросло и производство техники для подготовки и культивации почвы — на 14,6 %, до 956 машин. Было произведено 512 жаток и 381 комбайнов. За 5 месяцев 2020 года произведено сельскохозяйственной техники на сумму 12 млрд 46 млн тенге, в том числе 825 тракторов, 139 комбайнов, рост составил 54 %.
Для локализации производства власти Казахстана заключают с производителями Специальный инвестиционный контракт и Соглашение о промышленной сборке сельскохозяйственной техники. Их имеют все ведущие производители страны: ТОО «Казахстанская Агро Инновационная Корпорация» (г. Кокшетау), ТОО «АгромашХолдинг KZ» (г. Костанай), ТОО «СемАЗ» (г. Семей), ТОО «Комбайновый завод «Вектор» (г. Кокшетау), ТОО «KazKioti» (г. Шымкент), ТОО «Фирма «ДАФА» (г. Павлодар).
Лисаковским предприятием «Дон Мар» производятся зерновые жатки, которые практически на 100 % локализованы в РК. Костанайское предприятие «АгромашХолдинг» имеет 90 % локализации в производимых сеялках, свыше 40 % в производимых комбайнах и до 100 % в выпускаемых узлах и агрегатах (тележки для жаток, подборщики, противовесы на трактора, быстро изнашиваемые детали, наклонная камера, шкивы и т.д.). ТОО «СемАЗ» выпускает трактора МТЗ, Кокшетауское предприятие «КАИК» производит посевные комплексы, прицепы, пресс-подборщики, навесное оборудование и прочие орудия, компанией AVAGRO налажен выпуск опрыскивателей и т.д.
Только в сельхозмашиностроении создано более 2500 постоянных рабочих мест, и это не считая, сколько дополнительных рабочих мест создает отрасль мультипликативным эффектом в смежных отраслях.
Как отметил заместитель директора «СемАз» Кадыролла Жумагулов, «в Казахстане будут представлены все марки, возможно, появятся отечественные бренды. Также на рынке будут присутствовать зарубежные марки, которые будут собраны нашими казахстанскими рабочими. Стоит помнить, что эти компании будут платить налоги в казахстанский бюджет. В 2019 году – первый год данного соглашения, поэтому, думаю, в 2025-2026 году мы постепенно увидим рост локализации отечественной сельхозтехники при условии нормальной спокойной работы».
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Создание искусственной конкуренции местным производителям со стороны импортеров нынешними противниками утилизационного сбора не остановило индустриальное развитие Казахстана. Отечественные аграрные промышленники производят достаточно большую линейку вполне современной продукции, постоянно расширяясь и запуская новое производство. Причем, весьма достойное и современное.
Так, «Агромашхолдинг», которому принадлежит 80 % производства сельхозтехники в стране, производит зерноуборочные комбайны Есиль. Они не являются точной копией «Полесья», а адаптированы для условий Казахстана с локализацией в 40 %. С момента открытия производства предприятие выпустило 4500 комбайнов.
В 2019 году на заводе был дан старт производству тракторов всемирно известного китайского бренда «Lovol», который производит до 70 тысяч тракторов и 50 тысяч комбайнов в год, дорожную и другую сельхозтехнику. Мощность данного производства будет до 3 тысяч тракторов в год.
Трактора мощностью от 35 до 130 лошадиных сил абсолютно уникальны в своем сегменте. На основе маркетингового анализа выявлено, что в Казахстане в этом сегменте продаются только трактора белорусского производства.
Уровень локализации будет доведен в ближайшие годы до 50 % и выше за счет локализации сборочных операций, изготовления кабин, карданных валов, противовесов, выхлопной системы, элементов экстерьера. Уже сейчас под производство готовится отдельный цех в 4,5 тыс. квадратных метров.
В октябре 2019 года дан старт Костанайскому тракторному заводу по сборке энергонасыщенных тракторов «Кировец», мощностью до 700 тракторов в год.
Оба образца новой техники уже пошли покупателям.
Сегодня компания работает над реализацией уникального проекта – размещением на территории завода Локализационного центра. На площади более 27 000 кв.м. будут расположены универсальные цеха с высокопроизводительными современными станками и технологическими автоматизированными линиями для окраски, сварки и производства компонентов для сельскохозяйственного и автомобильного машиностроения.
Казростинжиниринг ЛТД инвестировала в простаивающий завод Вектор и возобновила производство комбайнов в кооперации с Ростсельмаш. Общие инвестиции составили 7,5 млрд тенге. На заводе планируется собирать в год до 800 единиц зерноуборочных комбайнов Вектор и АКРОС.
Компания «Ростсельмаш» и ТОО «Каик» (входит в ГК «Вираж») создали в Кокшетау в Казахстане совместное сборочное производство комбайнов Torum 750. Будут собираться комбайны двух модификаций: классической компоновки для уборки зерновых культур и полноприводные – для уборки риса. В базовую комплектацию комбайнов входит система дистанционного онлайн-мониторинга и параметрического контроля техники. «Объем рынка по данному продукту составляет 100-120 единиц в год. Также наладили сборку кормозаготовительной техники», — сказал генеральный директор ГК «Вираж» Ермек Ескергенов.
Разница в цене локализованных Torum и полнособранных комбайнов, импортируемых из России, ожидается на уровне 20 %, разница цен с западными аналогами начинается от 30 %. На сегодняшний день «Ростсельмаш» совместно с казахстанскими партнерами выпускает 3 модели зерноуборочных комбайнов – Vector 410, Acros 595 Plus, Acros 550, тракторы 2000-й серии — RSM 2375, RSM 2400, ряд адаптеров, прицепное и навесное кормозаготовительное оборудование.
Производить сельхозтехнику в Казахстане стремится и Узбекистан. 28 мая была подписана «дорожная карта» между «Узагротехсаноатхолдинг», акиматом Туркестанской области и казахстанской компанией Orbis Kazakhstan по сборке сельхозтехники, проект будет реализован на производственной площадке Brownfield на территории индустриальной зоны Turkistan.
На заводе будет вестись сборка универсально-пропашных тракторов мощностью 110 лошадиных сил, хлопководческих тракторов мощностью 80 лошадиных сил, хлопкоуборочных машин, тракторных прицепов, способных перевозить грузы до 4 тонн, роторных косилок, вентиляторных опрыскивателей, хлопководческих культиваторов и оборотных плугов.
Создание развитого и самодостаточного производства сельхозтехники – дело нескольких лет. Пока же ситуация печальна. По итогам прошлого года казахстанские компании перекрыли всего 12,8 % спроса, то есть более 87 % рынка досталось импортерам.
АМЕРИКАНЦЕВ, КОНЕЧНО, МОЖНО ПОНЯТЬ
Было бы удивительным, если бы «Джон Дир» с его дорогостоящими игрушками и заинтересованные в импортных дивидендах казахстанские деятели не пытались лечь костьми, чтобы воспрепятствовать развитию конкурентов.
В качестве одного из главных приемов, в ход идет откровенная политизация вопроса и попытки преподнести новые меры правительства по защите отечественного производителя и индустриализации Казахстана как вытеснение Россией и Белоруссией США с рынка страны.
Достаточно прочитать документ, чтобы увидеть, что это далеко не так. В декабре 2019 года в Республике Казахстан был введен утилизационный сбор на самоходную сельскохозяйственную технику, предусматривающий возможность не уплачивать сбор для конкретных иностранных компаний (AGCO, John Deere, Case New Holland, Same Deutz Fahrу, Kubota, Kverneland, Sampo Rosenlew LTD, Bourgault, CLAAS, Lemken и пр.).
Производители же из стран Евразийского союза наоборот оказались дискриминированными, будучи обязанными платить утилизационный сбор. Нынешнее же решение уравняло производителей Союза в сравнении с иностранными конкурентами.
Преимуществами будут обладать лишь предприятия, производящие технику в Казахстане, то есть утилизационный сбор направлен на защиту собственного производства и развитие сельскохозяйственного машиностроения в стране, где аграрный сектор является одним из важнейших в экономике. Кто виноват, что возможностями вложить инвестиции и организовать производство в Казахстане решили воспользоваться Россия, Белоруссия и Китай? «Джон Дир», которого неоднократно приглашали работать в стране, также может воспользоваться предоставляемыми возможностями в любой момент.
Американцев, конечно, можно понять. Сложно отказаться от импортных доходов, в том числе, и вымываемой из Казахстана бюджетной валюты. Гораздо сложнее понять отдельных в Казахстане личностей, объявивших войну промышленному развитию собственной страны. Ведь машиностроение – это не только обновление парка техники на полях, но и технологическое развитие, создание новых рабочих мест, распространение высоких технологий и экспортные возможности, приносящие стране валюту.
На 2020 год Агромашхолдингом запланирована организация экспорта техники Lovol в Россию, Узбекистан и Таджикистан.
Кроме того, организация производства в собственной стране стимулирует казахстанских машиностроителей к созданию собственных разработок. Примером может служить «Дон Мар» с производством под местный заказ жаток с удвоенным захватом для техники «Ростсельмаш» или разработка ТОО «Инновационный прогресс» совместно с ООО «Пензмаш» очесывающих жаток для комбайнов «Енисей», производящихся в Казахстане.
Безусловно, утилизационный сбор – это лишь одна из мер по защите отечественного машиностроения. Но без развития собственного производства казахстанский агропром так и останется открытым всем ветрам мировых кризисов, колебаний валют и прихотей импортеров.
Ольга СУХАРЕВСКАЯ
Автор:
Фермерские ведомости