Несмотря на «истории успеха» и рассказы про «денежный поток» в авиакомпании «Эйр Астана» почти сразу с началом корона-кризиса запросили помощь у государства, а возврат денег за билеты пассажирам – оставляет желать лучшего
Ситуация с распространением коронавирусной инфекции, повлекшая кризис в целых отраслях экономики, как во всем мире, так и Казахстане, не ставшим исключением, обнажила уязвимость даже крупных компаний – казалось бы, занимающих незыблемую нишу в сфере оказания транспортных услуг.
Очевидно, что авиаперевозки в гражданском сегменте столкнулись с невиданным для себя доселе вызовом: на какой-то период они просто схлопнулись, будучи выключенными из потребностей граждан и государств, понеся колоссальные убытки, напрямую связанными с полным отсутствием перелетов.
Более того, повсеместно возникла проблема возврата денег за авиабилеты, приобретенные до вспышки коронавируса и объявления ВОЗ пандемией болезни COVID-19. В частности, в Казахстане – это практически весь весенний период, если речь идет о внутренних и международных рейсах и текущий летний сезон, если разговор касается преимущественно международных авиаперелетов. К тому же, ситуация с корона-кризисом еще далека от разрешения, а потому не исключено, что экономическая турбулентность продолжит сотрясать отечественных авиаперевозчиков вплоть до конца 2020 года.
ПОДОБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЕ СЛОВА
Возьмем для примера самого большого игрока на казахстанском рынке гражданской авиации – АО «Эйр Астана». Национальная компания достаточно быстро подстроилась под грядущую засуху и отсутствие денежного потока, еще 20 марта сделав официальное заявление на своем сайте о том, что сотни тысяч запросов по поводу перебронирования билетов или возврата денег за отмененные до 15 апреля авиарейсы, «Эйр Астана» постарается обработать.
«Мы рассчитывали перевезти 500 000 пассажиров только в марте этого года. Теперь мы вынуждены отменить почти 80 % всех рейсов до 15 апреля, и это в лучшем случае.
Мы ежедневно получаем сотни тысяч обращений, и сотрудники кол-центра и офисов по продаже билетов стараются максимально оперативно обработать их, но объемы запросов беспрецедентны. С этим столкнулись все авиакомпании мира. Время обработки запросов отнимает дольше времени, чем обычно. Поэтому мы понимаем ваше разочарование, но просим всех клиентов отнестись с терпением и пониманием. Мы гарантируем, что все запросы на перебронирование и возврат по отмененным до 15 апреля рейсам будут обработаны.
За все 18 лет не было случая, чтобы Air Astana не выполнила свои обязательства перед клиентами. И это останется неизменным».
Тем не менее, уже в следующем месяце, когда срок обработки запросов плавно приближался к заветной дате – 15 апреля, президент авиакомпании Питер Фостер начал постепенно сдвигать невидимые границы на… неопределенное будущее.
Например, в интервью «Форбс.кз» президент «Эйр Астаны» хоть и заметил, что некоторые пассажиры получили свои деньги обратно, однако стал готовить большинство клиентов к тому обстоятельству, что из-за большого объема поступивших заявок, их обработка требует больше времени, чем обычно. Несмотря на то, что он повторил мантру про 18 лет существования авиакомпании, в течении которых она всегда выполняла свои обязательства, Фостер все же попросил в это «сложное время проявить терпение и понимание». Терпение клиентов, по его словам, будет обязательно вознаграждено, так как каждую заявку в ведущей авиакомпании страны обещали рассмотреть в самое ближайшее время.
Ближайшее время – понятие, крайне растяжимое. Тем более, что «Эйр Астана» принялась отменять и ряд международных рейсов после 15 апреля, так как в Казахстане продолжался режим ЧП и карантинной самоизоляции, аналогично и во многих странах карантин предварительно был продлен до лета.
Несмотря на относительную стабилизацию в мае, в этом месяце, а затем и в наступившем июне, ситуация на авиационном рынке страны, мягко говоря, была далека от совершенства. Видимо, предвосхищая подобное развитие событий Питер Фостер еще в апреле недвусмысленно предупредил, что «возврат билетов на отмененные рейсы можно оформить в любое время до конца 2020 года».
То есть, в принципе, компания рассчитывает достаточно длительный лаг кризиса до конца 2020 года, а значит и возврат авиабилетов может затянуться на неопределенное время.
С другой стороны, тот же Питер Фостер однозначно и безапелляционно дал понять, что «Эйр Астана» является финансово устойчивой компанией, которая мало того, что не нуждается в помощи со стороны государства, а напротив – считает моветоном таковую помощь принимать, целиком и полностью полагаясь на собственные силы.
По словам Фостера, доход национального авиаперевозчика составляет около $80 млн. в месяц, что позволило сформировать подушку финансовой безопасности на несколько месяцев вперед. К тому же, уверенность, которую излучал президент «Эйр Астаны» вкупе с правильными фразами о денежном балансе и потоке в компании, не оставляли сомнений, что финансовая грамотность в компании – «визитной карточке» казахстанской гражданской авиации, поставлена во главу угла.
«Мы не запрашивали финансовую поддержку со стороны правительства и не планируем этого делать в обозримом будущем. Air Astana обладает устойчивым финансовым положением и располагает достаточными резервами наличности на несколько месяцев. Сейчас приоритеты государства совершенно справедливо сосредоточены на поддержке системы здравоохранения, основных потребностей общества, а также на оказании помощи наиболее уязвимым слоям населения», — подобрал очень верные слова Питер Фостер.
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА «УСПЕШНОГО УСПЕХА»
Но каково же было удивление общественности, когда в том же апреле официальные представители авиационных властей республики опровергли красивый имиджевый рассказ главы «Эйр Астаны» о почти безоблачном состоянии национального авиаперевозчика.
Пиар-история о нескольких месяцах безбедного существования в острую фазу корона-кризиса тут же потускнела, а на авансцену вышло хоть и косвенное, но все же разумное объяснение проволочек с возвратом билетов на внутренние и международные рейсы начиная с середины и второй половины марта.
Дело в том, что уже стала известна примерная величина убытков, которые понесут отечественные авиаперевозчики до конца года. Сумма набегает внушительная – около 300 млрд. тенге.
Для сравнения только за минувший 2019 год, который для казахстанских авиакомпаний оказался крайне прибыльным, они заработали почти 400 млрд. тенге. Это стало возможным благодаря тому, что их услугами воспользовалось более 8,6 млн. пассажиров.
И теперь большая часть этой суммы может быть зафиксирована в качестве чистых убытков.
Причем, похожая ситуация и во всем мире. Например, генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) Александр Де Жюньяк уже заявил, что правительства разных стран должны оказать помощь гражданской авиации.
«Перевозчикам необходимо 200 млрд. долларов, чтобы быть ликвидными. Руководства некоторых стран уже сделали этот шаг, а другим нужно последовать этому примеру», — высказался Де Жюньяк.
Это, кстати, хорошо свидетельствует об известной натяжке, когда топ-менеджеры компаний, наподобие «Эйр Астаны», любят порассуждать о финансовой устойчивости, умелом стратегическом планировании, подушке безопасности и прочем «успешном успехе».
Как видим, в случае кризиса, буквально во всем мире, а не только в Казахстане, даже крупный бизнес спешит за помощью к государству. Разница лишь в том, что некоторые компании этого, в принципе, не скрывают и практически лишены апломба на тему «я без государственной поддержки спокойно обойдусь, потому что выстроил успешную бизнес-модель».
К слову, ИАТА зафиксировала к лету этого года совокупное количество отмененных воздушных рейсов, которое составило около 2 млн. авиарейсов в мире.
Между тем, по данным Bloomberg мировые авиакомпании привлекли кредитов на 17 млрд. долларов и им теперь как никогда необходима финансовая поддержка. Не обошла эта участь и отечественных авиаперевозчиков.
Опять же, разница лишь в том, что одни с самого начала спрогнозировали непростое финансовое положение компании, которое потребует государственной поддержки в ближайшее время, другие – сделали вид, что у них все замечательно, хотя одновременно с этим трезвонили в колокола, прося помощи у авиационных властей.
«В адрес правительства Республики Казахстан обратилась Международная ассоциация воздушного транспорта, членами которой являются и казахстанские авиакомпании «Эйр Астана», «Скат» и «Казах Эйр» с просьбой оказать помощь казахстанским авиакомпаниям в соответствии с общепринятой мировой практикой в сложной экономической ситуации. Также авиакомпании «Эйр Астана», «Скат», аэропорты обратились с просьбой рассмотреть пакеты мер государственной поддержки отрасли гражданской авиации. В настоящее время данные меры рассматриваются», — сообщил заместитель председателя Комитета гражданской авиации МИИР РК Ардак Утепов.
Между прочим, национальный авиаперевозчик «Эйр Астана» вместе с дочкой – «Fly Arystan» за предыдущий год увеличили свою чистую прибыль в 5,5 раза, заработав свыше 30 млн. долларов. Но как сейчас отмечают в компании, самолет приносит прибыль только тогда, когда он в воздухе.
КОМПАНИИ ПОМЕНЬШЕ ЗАДАЮТ ТРЕНДЫ
Для сравнения, та же авиакомпания «Скат» по большому счету столкнулась с аналогичными трудностями: форс-мажор, связанный с коронавирусом фактически остановил все полеты за исключением грузовых и немногочисленных «возвратных» рейсов, на которых граждане Казахстана вывозились из-за рубежа на родину.
В первые же дни, еще до ввода дополнительных ограничительных мер в городах, «Скат» сделала объявление о том, что выплаты со стороны авиакомпании будут временно приостановлены, а работа всего авиаперевозчика переведена на режим экономии.
Одновременно «скатовцы» сразу же запросили поддержку у государства – на время карантинных мер, пока самолеты перевозчика не осуществляют свою деятельность. В то же время, авиакомпания предупредила пассажиров, что деньги за билеты на отмененные рейсы будут возвращены, как только авиапредприятие возобновит свою деятельность после завершения всех карантинных мероприятий.
Более того, за время карантина «Скат» вернула пассажирам более 500 млн. тенге, что уже равно примерно 40 % от общей суммы стоимости билетов на отмененные рейсы.
Всего у авиакомпании «Скат» на период чрезвычайной ситуации сохранялось 98 тысяч билетов, которые подлежали возврату. Более трети билетов уже возвращены, а сама процедура возврата облегчается за счет того, что пассажиры возвращают их как через саму авиакомпанию, так и посредством партнеров Tickets и Chocotravel.
К тому же, во время карантина «Скат» ввела так называемые ваучеры на авиаперелет. То есть, пассажир получал право по стоимости ранее приобретенного билета на несостоявшийся рейс использовать ваучер по тому же или любому другому доступному направлению в течении всего 2020 года. В случае неиспользования ваучера, деньги пассажирам будут возвращены. При этом стоимость авиабилетов после карантина у авиаперевозчика «Скат» остались на прежнем уровне.
Стоит отметить и то обстоятельство, что скромные по аппетитам авиакомпании умудряются задавать тон на отечественном рынке уже лишь тем, что держат приемлемый уровень цен, с которым вынуждены считаться более крупные игроки, такие как «Эйр Астана».
Когда «Скат» после выхода из карантина запустил новые низкие тарифы и опубликовал информацию о переходе на новую модель работы, более гибкую и удобную для пассажиров, «Эйр Астане» пришлось снизить тарифы на часть своих направлений.
Дело в том, что ради конкуренции даже гиганты наподобие ведущего национального авиаперевозчика – хотят они того или нет, но подстраиваются под уровень цен на тех авиамаршрутах, где вместе с ними присутствуют компании поменьше, предоставляющие услуги авиаперелетов по более демократическим ценам.
И наоборот – как только конкуренты уходят с определенного направления и на этой нише авиасообщения остается только монополия «Эйр Астаны», нацперевозчику уже ничто не мешает поднять стоимость авиабилетов до выгодного и приемлемого исключительно для себя, а не пассажира, уровня цен.
Автор:
Инфраструктурные ведомости