«Ведомости Казахстана» приняв участие в дискуссии экспертов в пекинском Мозговом центре «Тайхэ», ознакомились с выступлениями о том, как строится пропаганда против инициативы «Один пояс, один путь» и фальшивки про «кредитную ловушку» от КНР
Вторая часть дискуссии в ведущей китайской «фабрике мыслей», в которой приняло участие наше издание, было посвящено изучению структуры пропаганды против КНР и ее глобальных инициатив. Первая часть здесь.
С интересным докладом выступил старший научный сотрудник «Тайхэ», в прошлом журналист «Жэньминь жибао» за рубежом. Инициатива «Один пояс, один путь» за десять лет своей реализации помимо всего прочего привлекла массу интеллектуальных ресурсов со стороны разных секторов китайского экспертного и аналитического сообщества. Выступающий специалист сосредоточился на том, как укреплять сотрудничество СМИ на фоне информационных войн.
Сравнивая способы пропаганды китайских и евразийских (так в КНР называют представителей постсоветского пространства) СМИ с западными, докладчик отметил, что у американо-европейских масс-медиа есть еще много хороших аспектов в разрезе «спрос – предложение», которые нужно перенять.
«Со стороны предложения американские СМИ занимают лидирующие позиции в мире в области контента, технологий, каналов распространения и интегрированного развития», – признал эксперт. Как результат, медиа из США оказывают большое влияние на международной арене. Причем американское правительство активно сотрудничает и совместно работает с этими СМИ. У них давно сформированы модели такого взаимодействия.
В США уже установлен режим брифинга и специальных пресс-представителей на разных уровнях правительства и органов государственной власти. Брифинги в Белом доме стали важны ориентиром в политике. Ведущие американские медиа направляют общественное мнение путем создания повестки дня. То есть они создают новости и общественное мнение.
Например, мы знаем три большие газеты в США: «Вашингтон пост», «Нью-Йорк таймс», «США сегодня». Еще есть пять крупных телесетей – NBC, CBS, ABC, Fox и CW. Высокопоставленные чиновники направляют общественное мнение с помощью этих СМИ. Сначала следует сигнал от чиновников, а потом масс-медиа освещают, анализируют и направляют общественное мнение.
В ведущих СМИ имеются мозговые центры, эксперты и специалисты, которые формируют высококвалифицированные группы. Они своей профессиональной поддержкой добавляют авторитета словам СМИ.
Еще одним инструментом направления общественного мнения выступают социологические опросы. «Я был в центре Gallup и знаю, что у них есть свои способы формирования общественного мнения», – поделился эксперт личным опытом.
В мире всего три больших системы рейтинга (кредитного рейтинга) и оценки – это Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch. Эти американские компании занимают монополию на мировом рынке, а их оценки и прогнозы направляют общественное мнение.
Проводя анализ со стороны спроса, эксперт «Тайхэ» напомнил, что американские СМИ всегда говорят, что держат своих пользователей в центре внимания. «На самом деле в центре внимания там всегда спонсоры, то есть те, кто дает деньги», – подчеркнул выступающий. Пользователи только на втором месте. Продолжением такого положения вещей получается, что те, кто смотрит Fox News выступают за республиканцев, тогда как аудитория CNN за демократов. Это хорошо объясняет, почему все СМИ в США имеют свои особенности и направления.
Сегодня китайские и евразийские СМИ стоят перед серьезными вызовами, которые оказывают на них большое влияние. «Мы – китайские СМИ – сейчас сталкиваемся с такой ситуацией, когда нам очень трудно передать свой голос, освещать наши новости, потому что у нас нет подходящей платформы и инструментов для повествования истории развития Китая», – отметил медиа-эксперт.
«Западные СМИ держат ритмы общественного мнения в своих руках, и они часто очерняют нас», – еще один его тезис. Ну а тот момент, что медиа США и Европы формируют новости и информационную повестку тоже создает барьеры для распространения альтернативной информации.
«Почему США очерняют Китай? – задался вопросом специалист, а потом ответил. – С одной стороны они создают теорию угрозы КНР и хотят подавить развитие Китая. А с другой стороны, это уже не стратегическая конкуренция с традиционной точки зрения. У них есть теория, будто Запад – это центр мира, а их культура, идеология самые лучшие в мире».
Поэтому чем успешнее развивается Поднебесная, тем больше она очерняется в западных СМИ, поскольку ее рост осуществляется с помощью совсем другой политики и общественных принципов.
В рамках строительства «Пояса и Пути» в китайских экспертных кругах и государственном руководстве осознали, что нужно культивировать основу «народного общественного мнения». Нужно развивать сотрудничество между мозговыми центрами и укреплять обмены между СМИ. На самом деле взаимодействие уже развивается и нарастает, между партнерами хорошие отношения.
В информационную эпоху, которая сейчас на дворе, слова СМИ и экспертов играют направляющую роль в формировании общественного мнения.
В момент создания новых независимых государств на пространстве СНГ местные медиа столкнулись с недостатком денег. Такая ситуация позволила Западу вмешиваться в местную информационную повестку. В Центральной Азии масса средних и мелких СМИ оказалась в американских и европейских руках, что перманентно создает угрозу «цветных» революций.
«В последние годы я заметил, что западные СМИ создают клевету в отношении инициативы «Один пояс, один путь». Все фальшивки про «кредитную ловушку» были воспроизведены в информационном пространстве Центральной Азии», – особо выделил эксперт.
«Потребность в получении объективной, своевременной и всесторонней информации постоянно повышается. Нам нужно разрушить ограничения в области политики, языков, технологии, уровня экономического и социального развития. Нам нужно выступать против третьих сил и очернения «Одного пояса и одного пути», который способствует развитию связей между народами», – подчеркнул старший научный сотрудник «Тайхэ».
Ануар БЕЙСИМБЕКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости