Можно говорить о новом прорыве в деле промышленной кооперации. В Костанае прошел торжественный запуск строительства автомобильного завода полного цикла. Инвестором выступает южнокорейский концерн KIA, а его казахстанский партнер – компания «Allur» в лице своей машиностроительной дочки «СарыркаАвтоПром».
Новый автозавод с инвестициями в $250 млн от автогиганта из Южной Кореи планирует выпускать 70 тысяч легковых автомобилей в год. Чтобы понять порядок цифр нужно знать, что за 10 месяцев текущего года в Казахстане продано 150 тысяч новых автомобилей.
После запуска предприятия предполагается создать 1500 высококвалифицированных рабочих мест, а с эффектом мультипликатора Костанай получит порядка 10 тысяч занятых в новой линии жизни.
Строительство закончится к концу следующего года, затем будет установка производственного оборудования. В первом квартале 2025-го состоится пилотный запуск автозавода, а во втором – полный цикл производства.
Компания KIA первый раз строит завод за пределами Южной Кореи. Руководство отраслевого гиганта решилось на такой шаг после плодотворных переговоров с президентом Касым-Жомартом Токаевым. Глава государства продуктивно работает в деле выполнения своих предвыборных обещаний по развитию отечественного несырьевого сектора, созданию новых высокооплачиваемых рабочих мест и повышению качества человеческого капитала.
Начав в 2003 году с отверточной сборки российских моделей легковых автомобилей, Республика Казахстан за 20 лет вплотную подошла к этапу производства полного цикла.
Учитывая тот факт, что современный автомобиль кардинально отличается от самобеглых повозок столетней давности, можно говорить о развитии передовых технологий и производств с высокой добавленной стоимостью в полном смысле этих слов.
«Данный проект даст реальный мультипликативный эффект, повысит уровень подготовки нового поколения инженерных и технических кадров, а также значительно ускорит переход на следующий этап развития локализации», – подчеркнул Роман Скляр, 1-ый заместитель премьер-министра, на церемонии запуска работ.
«Я глубоко убежден, что новый завод в Костанае будет играть важную роль, предоставляя уникальное рабочее пространство, где граждане, выпускники университетов и инженеры смогут приобретать более высокий уровень опыта работы на многие годы вперед», – отметил Хо Сун Сон, президент и генеральный директор Kia Corporation в своем видеообращении.
«Развитие машиностроения окажет мультипликативный эффект на развитие региона. В частности, создание одного рабочего места в машиностроении приведет к появлению пяти-шести рабочих мест в смежных отраслях», – указал Кумар Аксакалов, аким Костанайской области.
Для увеличения уровня локализации вокруг нового завода будет создан пояс малых и средних предприятий в качестве поставщиков комплектующих.
Новые отечественные автомобили рассчитаны на нишу массового спроса. Конкуренция в ней постоянно нарастает, поэтому дополнительные добротные модели помогут потребителям в плане расширения ассортимента. Производство на местных промышленных мощностях подразумевает сокращение издержек, что сделает машины более доступными по цене.
Большие инвестиции предполагают не просто командную работу, а в первую очередь слаженную игру. Президент Токаев определяет стратегический курс и проводит принципиальные договоренности. Компания «Allur» всей своей организационной и производственной мощью проводит работу «на земле», дабы утрясти производственные, логистические и финансовые вопросы.
Ну а правительство создает такую бизнес-среду и промышленную политику, чтобы заниматься тем же автомобилестроением было выгодно. В конечном итоге на дворе рыночные отношения и предприниматели от сложных производств должны получать прибыль.
Вторым темпом идет масса отнюдь не мелких задач: выделение земельных участков, подключение к коммуникациям, подготовка трудовых ресурсов и многое-многое другое.
Те же утрясания с поставщиками воды, электроэнергии и тепла, решение вопросов с железнодорожными тупиками должны выполнять местные органы власти и структуры министерств в провинции.
Но и главный приз в виде современного высокотехнологичного предприятия стоит потраченных усилий и времени со стороны всех участников большой игры.
Валерий САМАРЕЦ-СУРГАНОВ
Автор:
Инфраструктурные ведомости