Когда жертвой телефонных мошенников становятся даже банковские работники, то это помогает понять с какого уровня криминальной машиной приходится иметь дело. Однако какие бы современные психотехники ни использовали злоумышленники, методы противодействия им тоже имеются.
У нашей героини Сандугаш есть подруга, которая после неприятной истории с мошенниками перестала отвечать на телефонные звонки с незнакомых номеров. Случай довольно жесткий, если не сказать крайний, но при этом работает. Однако у Сандугаш сфера заработка прямо связана со звонками с незнакомых номеров, поэтому метод не брать трубку не подходит категорически.
Наша знакомая при подозрительных звонках использует прием «я вам перезвоню». Дело в том, что у телефонных мошенников алгоритмы выстроены таким образом, чтобы вести жертву к их цели можно было самыми разными дорогами. Если вы на слово-развилку отвечаете по одному варианту, то уже заготовлен следующий шаг в ловушке, если по-другому, то и на этот случай маршрут-ловушка тоже проложен. А вот разрыв контакта сразу ломает всю конструкцию, как порыв на электрической линии не дает возможность пройти импульсу.
Мошенники своим звонком стандартно дестабилизируют человека и ставят его в положение цейтнота, когда нужно срочно принимать решение. Четко зная все стадии реагирования психики человека на внешние события, они профессионально ведут своего «подопечного» от первого шага, где он только что испытал испуг, до совершения решающего шага, будь то перевод денег на счет, сообщение пароля или доступ к своим аккаунтам в Сети.
Поэтому фраза «я вам перезвоню» действует магически. Получается, что «волка» вели по флажкам к месту засады и вдруг он исчезает к явной досаде «охотников». Любой настоящий полицейский или работник банка спокойно отнесется к просьбе перезвонить позже, поскольку телефонный номер у человека уже есть, фамилию, имя и должность уполномоченное лицо назвало. К тому же реальные государственные или финансовые органы как раз любят личное присутствие граждан/клиентов, поскольку так легче и надежнее соблюдать все положенные процедуры и инструкции.
Однако для мошенников разрыв контакта с потенциальной жертвой сравним с сорвавшейся с крючка рыбой. Никакой специалист по психотехнологическим приемам не сможет заставить человека принимать сиюминутные решения в состоянии испуга или стресса, если не находится с ним на связи. Поэтому разрыв подозрительного контакта – это первейшее дело.
Социальная инженерия – это все-таки та сфера личной финансовой безопасности, где от человека зависит гораздо больше, чем при технических атаках на его персональный компьютер, сотовый телефон или банковскую карту. В технических вопросах в дело вступают разнообразные цифровые средства защиты и насколько сложными паролями пользуется человек. А в «чисто» человеческом противостоянии от конкретной личности, ее знаний, подготовки и жизненного опыта зависит гораздо больше.
Первейшая задача телефонного мошенника вывести свою потенциальную жертву из состояния равновесия. Поэтому «подопечного» сразу пытаются напугать и ввести в состояние стресса, чтобы понизить когнитивные способности мозга и ослабить критическое мышление. В общем, при общении с такими кадрами вы никогда не услышите «спокойствие, только спокойствие, дышите глубже». Наоборот, неприятности сыплются в высоком темпе, чтобы жертва запаниковала, потеряла точку опоры с стала слушаться советов злоумышленников.
Правда, у Сандугаш кроме не отвечающей на незнакомые номера подруги, есть еще и друг, который всегда возьмет трубку, когда она звонит. Разорвав контакт с незнакомцами, наша героиня сразу звонит на его номер (так было уже три раза) и рассказывает, что произошло. В ответ она стандартно слышит, что это были происки злодеев, про правильное решение прекратить разговор и если будет нужно, то пусть обращается еще раз. Наверное, для таких ситуаций и нужны друзья.
Если мошенничество становится экономически невыгодным, то оно пропадает. Однако тот факт, что телефонные мошенники никуда не делись, показывает рентабельность данного вида преступного бизнеса. Схемы-ловушки с их алгоритмами и ключевыми словами прописываются один раз, а потом с их помощью можно обзванивать всех подряд, пока не кончились силы к концу «трудового» дня или «рабочей» смены.
Основной элемент мошеннических операций – это кража персональных данных клиента. Но чтобы дойти до этого «приза» и воспользоваться им на всю катушку, телефонный мошенник должен заставить жертву пройти по проложенному им маршруту. Первый сигнал об этом – вас напугали и попытались вывести из психологического равновесия. Значит, пора говорить «я вам перезвоню» и бросать трубку. Сандугаш говорит, что не было случая, чтобы после этого перезвонили. Возможно, бывают настойчивые злодеи, тогда прервите разговор еще раз.
Нужно понимать, почему мошенники так любят давить на клиента, чтобы он сам провел все необходимые им банковские операции. Для банков это самый сложный случай. Потому что с точки зрения банка все выполнено правильно и все действия подтверждены клиентом лично. Такие проколы трудно оспорить, поэтому заподозрив неладное по описанному выше алгоритму – бросайте трубку. Вспоминайте Сандугаш.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости