Евразийский Экономический Союз был и остается перспективной площадкой экономической интеграции на постсоветском пространстве. Членство в ЕАЭС дает значительное количество преференций. При этом, альтернативного интеграционного проекта такого масштаба в регионе Центральной Азии просто не существует. Напомним, что ЕАЭС предусматривает свободное перемещение не только товаров, но и людей, капиталов и услуг в рамках Союза.
Благодаря соглашениям ЕАЭС граждане стран-участниц имеют возможность получать пенсию в любой из стран ЕАЭС по «договоренности об экспорте пенсии», не нужно подтверждать диплом о высшем образовании (кроме медицинской и фармацевтической сферы).
По официальным данным ЕАЭС дает возможность около 100 тыс. гражданам Казахстана работать в России, по неофициальным эта цифра больше в пять раз. Казахстан – рекордсмен среди стран СНГ по числу студентов обучающихся в РФ – 80 тысяч человек.
Евразийский союз с его огромным совокупным рынком позволяет странам создавать рентабельные производства, что дает развитие реальному сектору экономики. Компании могут работать не только на своих рынках, но и масштабироваться на страны ЕАЭС благодаря простым алгоритмам регистрации и унификации технических регламентов.
Добавьте к этому отсутствие языковых препятствий, общность в менталитете и привычках потребителя.
Таким образом, компании получают идеальные рынки для продвижения своих товаров и услуг. Зайти на рынок ЕАЭС для наших бизнесменов во всех смыслах в разы проще чем на рынки Европы или Азии.
ЕАЭС защищает наши рынки от внешнего производителя, давая возможность нашим компаниям получать беспрецедентные послабления и преференции. Собственно говоря, точно таким же образом защищены рынки Европы, США и других стран, это нормальная практика.
ЕАЭС позволяет простым гражданам получать огромный перечень продуктов питания из стран ЕАЭС по низким ценам, благодаря снижению издержек по логистике и единым таможенным пошлинам.
В совокупности все эти факторы не могли не повлиять на общий рост торгового оборота ЕАЭС.
По данным Евразийского банка развития (ЕАБР), в 2022 г. взаимный товарооборот стран союза достиг рекордных $80,6 млрд при этом значительно вырос экспорт товаров из Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.
Неожиданным образом экономическому росту стран ЕАЭС содействовали антироссийские санкции. Законодательство в ЕАЭС синхронизировано и российские предприятия с выгодой переносят свои мощности в тот же Казахстан, что безусловно способствует развитию промышленного сектора страны.
В докладе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Региональные экономические перспективы» аналитики этого финансового института с удивлением констатировали, что вопреки прогнозам экономический рост Казахстана в отчетном периоде 2022 года составил 3,4 % вместо ранее озвученных 2%.
Причиной экономического роста РК стал не только экспорт нефти, но и приток в банковскую сферу Казахстана новых клиентов из России и Белоруссии. Другое слагаемое неожиданного для Запада успеха казахстанской экономики в 2022 году – повышение доходов за счет реэкспорта в Россию компьютеров, бытовой техники и электроники, автозапчастей, электрических и электронных компонентов.
Благодаря ЕАЭС Казахстан может извлекать выгоду от антироссийских санкций. В первую очередь за счет роста несырьевого экспорта, что для страны критически важно для диверсификации торгового оборота.
Экспорт несырьевых товаров из Казахстана в третьи страны за 2022 год вырос на 24,8% и составил $18,9 млрд.
Основными странами экспорта Республики Казахстан по обработанным товарам являются Китай, Узбекистан, Турция и Нидерланды. Теперь, после ратификации соглашения в рамках ЕАЭС о торговле с третьими странами, этот показатель может вырасти на 10 %.
Как заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на встрече с главами дипмиссий в конце 2022 года, текущие мировые кризисы не помеха плану Казахстана по увеличению экспорта несырьевой продукции.
В своем выступлении на ХVIII Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России осенью 2022 года он заявил, что именно сотрудничество в рамках международных организаций и интеграционных объединений, в том числе и ОДКБ с ЕАЭС, вносит значительный вклад в обеспечение региональной безопасности.
Интеграционные экономические процессы стран ЕАЭС набирают обороты. Так Парламент Казахстана одобрил в 2023 году соглашение в рамках ЕАЭС о торговле с третьими странами, которое устраняет технические барьеры в торговле. Что тоже будет способствовать увеличению числа и объема торговых операций.
На вопросы редакции о перспективах ЕАЭС, о возможности расширения союза до формата ЕАЭС+ отвечает казахстанский политолог Николай Кузьмин:
Николай Кузьмин: Перспективы ЕАЭС связаны с внешними и внутренними факторами. Внутренние факторы – это способность стран–членов совместно преодолевать новые вызовы, сотрудничать в условиях изменившихся правил на глобальных рынках, контроля за соблюдением санкций со стороны США и их сателлитов.
Подведение итогов прошлого года на заседании Межправсовета в начале февраля в Алматы показало, что экономическая ситуация во всех странах стабильная, взаимная торговля растет. Причем антироссийские санкции этому росту очень сильно способствуют. Можно также отметить, что привлекательность России как экономического партнера для многих стран выросла.
Здесь, конечно, особенно важна позиция Китая, открыто поддерживающего Россию в противостоянии с США, а также Индии, для которой остается актуальной задача расширения своего присутствия в Центральной Азии.
Возрастает значение международных транспортных коридоров «Восток-Запад», то есть из Китая в Европу, и «Север-Юг», то есть от Индии (Мумбая) до России (Санкт-Петербург).
Фактически даже те страны региона, которые не являются членами Союза, заинтересованы в реализации совместных проектов с опорой на нормы и правила, существующие в ЕАЭС.
Соглашение между ЕАЭС и Китаем носит во многом ограничительный характер, в свое время оно принималось для защиты рынка ЕАЭС от китайской продукции. Однако сейчас в рамках этого соглашения отрабатываются схемы углубления сотрудничества в сфере железнодорожных перевозок. Пару недель назад была подписана соответствующая дорожная карта.
Иран и ЕАЭС подписали в январе соглашение о свободной торговле. Это, видимо, первый шаг к облегчению правил сотрудничества с ЕАЭС, в который будут включены также Турция, Грузия, Азербайджан. Кроме того, иранский опыт создания своего рода зоны свободной торговли ЕАЭС+1 может стать опорой для разработки какого-то модельного соглашения с другими странами.
Конечно, соглашение о ЗСТ с Вьетнамом действует уже с 2015 года, но сотрудничество с Ираном – это не только товары, это, в первую очередь, транспортно–логистическая инфраструктура.
Что касается Казахстана, то, как ясно дал понять наш министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди на совместном брифинге для прессы с госсекретарем Энтони Блинкеном, экономическая политика Астаны определяется участием в ЕАЭС и от этого участия Казахстан отказываться не собирается.
Для нашей экономики в целом и для отдельных казахстанских компаний (особенно для наиболее технологичных) ЕАЭС в условиях антироссийских санкций открыл новые возможности для роста. Должен отметить, что на фоне традиционно реалистичной позиции нашего МИДа и правительства в целом удручающе инфантильными выглядят многие политические партии, участвующие в нынешней электоральной кампании.
Ермухамет КАСЫМОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости