Ваши деньги становятся вашими рисками главным образом в силу беспечности и невнимательности. У безналичных денег проблем и потенциальных слабых мест меньше, чем у наличных, поскольку за их сохранность помимо вас отвечают различные банковские службы безопасности. Но и здесь действует старый принцип: чем больше денег, тем более высока вероятность попасть в поле зрения различных криминальных структур. Здесь главное, чтобы человек не передавал данных со свей карточки мошенникам.
Мошенническая преступная деятельность в своей основе имеет экономическую составляющую. Другими словами, она должна быть рентабельной. В этой связи особую ценность и притягательность для преступников имеют личные данные состоятельных людей, которые по определению часто используют банковские карточки.
Информацию о финансово обеспеченных людях мошенники получают из всевозможных баз данных. Если мы возьмем соседнюю Россию, то за 2022 год число утечек в финансовом секторе стало в 1,5 раза больше, а объем украденной информации в 32 раза. Все это в рамках глобальных тенденций. По Казахстану открытой информации нет, но что проблема как таковая имеется, сомнений ни у кого не возникает.
Дело в том, что базы данных становятся все более обширными и многослойными, соответственно повышается вероятность практической отдачи от таких информационных взломов для мошенников. На самом деле преступники могут использовать личные данные из самых разнообразных источников. Например, потенциальной целью могут быть покупатели дорогих автомобилей в автосалоне. Именно престижных марок, а не народных автомобилей. Дорогое авто покупается не на последние деньги, поэтому есть смысл начинать преступную охоту.
Охота за банковской карточкой обеспеченного человека сродни спецоперации. От преступников все это требует значительных затрат организационных, временных и финансовых ресурсов. Те же серьезные базы данных, которые продают в Даркнете, стоят недешево. Одновременно с этим они позволяют узнать о финансовых параметрах клиента гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
«В продаже» появились базы данных номеров, фамилий и они пошли в широкое распространение. То есть можно купить огромные массивы данных. Фамилии и имена очень долго не стареют. Это банковскую карту могут выпустить с новым номером, но первые четыре цифры при этом остаются неизменными, поскольку связаны с типом карты и собственно банком.
Охотясь на крупную финансовую добычу преступники вынуждены сами тратить серьезные ресурсы. Многое уходит на аналитику, поиск и сопоставление разнообразных сведений, по которым они составляют информационно-технический портрет своей потенциальной жертвы.
Информационные технологии – это такая вещь, где написанное в программе одного человека может быть взломано другим. Из хороших моментов то, что если происходит технический взлом, то всегда остаются следы. Разумеется, не каждый человек может это правильно зафиксировать, но для экспертов задача вполне решаемая.
Состоятельные люди в силу объективных причин чаще пользуются безналичными платежами, что для преступников расширяет потенциальное поле, где они могут «подловить» жертву на невнимательности или беспечности.
Когда работает полноценная преступная группировка, то она может использовать скимминг. Это когда с помощью специального оборудования (прежде всего в банкоматах) мошенники копируют информацию с банковских карт и похищают деньги. Для Казахстана это не головная боль, но потенциальная угроза имеется.
Обычно специальные банковские службы периодически проверяют банкоматы на предмет отсутствия в них скимминговых устройств, однако часто злоумышленникам хватает вполне ограниченного времени, чтобы собрать себе задуманную базу данных.
Фишинг – это способ мошенничества, заключающийся в перенаправлении жертв на фейковые сайты банков, клиентами которых они являются. После ввода логина и пароля для входа в личный кабинет преступники завладевают ими и иногда даже посылают сообщение от имени банка с просьбой указать CVV- или ПИН-код. Есть и другие способы хищения информации.
Не попасться на уловку помогут только внимательность и критический настрой (можно даже сказать подозрительность). Не надо забывать, что запрашивать CVV- и ПИН-коды не имеют право даже банковские сотрудники, а потому сам запрос этих сведений однозначно указывает на мошеннические действия. В общем, запрос на персональную информацию, которая выходит за пределы стандартной процедуры работы с клиентом, должен срабатывать как СТОП-сигнал.
Преступники давно занимаются созданием фейков пользующихся популярностью интернет-площадок. Их URL отличается от оригинального совсем незначительно, поэтому нередко пользователи не замечают подвоха и вводят реквизиты своих банковских карт. Данными тут же завладевают злоумышленники. Также они рассылают своим потенциальным жертвам фейковые сообщения о том, будто требуется обновление учетных данных, указывая при этом адрес сайта-клона. Если не заподозрить обман и выполнить все инструкции, то информация по карте (а затем и деньги) оказываются у преступников.
В отличие от наличных денег, за сохранность которых (если они не в банковской ячейке) человек отвечает сам, в случае с безналичными деньгами на клиента работает обширная инфраструктура безопасности. К тому же, как мы уже писали выше, деньги оставляют электронный след, что тоже помогает в деле обеспечения их сохранности. Главная задача человека не допускать мошенников в область своих персональных данных добровольно, а для этого проявлять осмотрительность и довольно простые правила безопасности.
Один из главных принципов правильного поведения: не надо торопиться, не надо волноваться. В случае нестандартных ситуаций сразу связывайтесь с банком (только настоящим, а не фейковым), ну а там персонал знает, как поступать при угрозе криминального внимания к вашим деньгам.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости