Даже у не являющихся дачниками городских жителей весна ассоциируется с полевыми работами в свете будущего урожая. Для представителей государственного управления данная тема еще более животрепещущая. Президент Токаев встречался с авторитетными аграрниками в Ак Орде уже в феврале, где они говорили о видах на продовольственную безопасность.
Современный АПК невозможно представить без развитого сельскохозяйственного машиностроения, а оно в разных государствах постсоветского пространства сильно отличается. У ряда стран его вообще нет.
Узбекистан
После выхода из советской шинели Ташкент старательно пытался сохранить советские производственные технологии и компетенции в области сельхозмашиностроения. В какой-то степени решению задачи помогало многочисленное сельское население и сравнительная ограниченность в добыче природных ресурсов на экспорт.
Поскольку города не могли переварить потенциальную массу сельских мигрантов, власти делали все возможное для сохранения сельскохозяйственного производства как по продовольственным, так и по техническим культурам, а все это требовало техники.
Главной проблемой было привлечение инвестиций в отрасль, которая является жизненно важной для Узбекистана, но не интересовала транснациональные холдинги по производству сельскохозяйственной техники, поскольку им хотелось поставлять готовую продукцию на местный рынок.
Для южного соседа Казахстана критическую важность имеют средние и небольшие (определение «мелкие» будет не совсем точным) фермерские хозяйства. В их производственном цикле становым хребтом выступают трактора с разнообразным навесным оборудованием – культиваторы, различных плуги, бороны, сеялки, веялки, пресс-подборщики, косилки и т.д.
Спор о том, что первично – рынок для сбыта готовой продукции или техническое обеспечение АПК – это из разряда первенства яйца или курицы. В любом случае наращивание объемов сельскохозяйственной продукции и техническая оснащенность тех же фермерских хозяйств в Узбекистане идут рука об руку. Процент износа сельхозтехники по стране до сих пор остается высоким из-за финансовых проблем 90-ых и нулевых годов.
Узбекское правительство пошло по пути создания кластера сельскохозяйственного машиностроения в городе Чирчик. Там имеется собственный завод сельскохозяйственной техники и туда же по специальному постановлению правительства «мигрируют» Ташкентский завод сельхозтехники и Ташкентский агрегатный завод, другие предприятия отрасли.
Эффект кластера позволяет оптимально загружать производственные мощности, улучшает кооперационные связи и логистические цепочки, помогает снижать себестоимость готовой продукции и повышать долю локализации.
В Ташкенте на государственном уровне определились с двумя стратегическими партнерами для отрасли: «Минский тракторный завод» (Беларусь) и «Klaas Group» (Германия).
При этом большой акцент делается на передовую технику. Ташкентский завод в партнерстве с американской компанией «CNHI» освоил производство хлопкоуборочной машины-трансформера «TZST CE-220».
Если машины предыдущего поколения использовались исключительно во время сезона сбора хлопка, то трансформеры можно привлекать к полевым работам круглый год, начиная с посева семян хлопчатника, заканчивая сбором урожая.
«Белое золото» остается крайне важной культурой как во внутренней экономической жизни Узбекистана, так и в качестве экспортного ресурса, а хлопок тоже требует соответствующую технику под себя. Аналогично с зерном, ради которого местное сельхозмашиностроение выпускает комбайны ведущих мировых брендов с постоянно повышающимся уровнем локализации.
Беларусь
По мнению либеральных экономистов, у Республики Беларусь в самостоятельном государственном плавании не было шансов сохранить советскую машиностроительную базу. Аргументами к этому приводились скромные демографические параметры страны, ограниченный по объему внутренний рынок, большая зависимость от импортных комплектующих на сложных производствах. Однако жизнь показала, что помимо невидимой руки рынка бывает еще и политическая воля, которая в Беларуси очень видимая.
Белорусская экономическая модель предполагает работу даже таких машиностроительных предприятий, чья рентабельность находится в районе нуля. Потому что они платят зарплату, всевозможные отчисления в социальные фонды, а значит объективно работают на благо экономики и общества, поддерживают социальную стабильность. Что касается сельскохозяйственного машиностроения, то здесь Минск входит в число мировых лидеров по всем параметрам – от качества до количества.
Наряду с отраслевыми гигантами вроде упоминавшегося уже Минского тракторного завода или Гомсельмаша, в Беларуси функционирует большое количество предприятий, которые широко известны в узких кругах. Это так называемые нишевые фирмы, оперирующие в сравнительно узком производственном сегменте.
К таким структурам можно отнести предприятие с длинным официальным названием «Экспериментальный завод» РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по механизации сельского хозяйства» EZNAN.
Является одним из мировых производителей машин для посадки картофеля, послевсходовой его обработки, технологических линий для закладки на хранение и выемки с хранения корнеклубнеплодов, а также комплекса машин (мини-заводов) по подготовке их к продаже (сухая очистка, мойка, шлифовка, взвешивание и упаковка в полиэтилен, сетчатые мешки).
Новейшая продукция завода – это машины для первичной переработки картофеля и других корнеклубнеплодов, закладки их на хранение, выемки с хранения и подготовки овощной продукции к реализации в торговую сеть.
Как гласит старая шутка, если бы не Колумб, то Беларуси вообще не было. Белорусы высокий удельный вес картофеля в своей экономике и кухне воспринимают как безусловный плюс и всячески работают над максимизацией отдачи от него.
Классическая картинка при словосочетании «сбор урожая» – это комбайн на хлебном поле. В Беларуси даже зерноуборочные комбайны выпускают разные производители.
Например, «Лидагропроммаш» и линейка его машин «Лида». Комбайн «Лида-1300» предназначен для прямой и раздельной уборки зерновых, колосовых культур, уборки кукурузы на зерно, подсолнечника, сои, сорго, зернобобовых, крупяных культур и семенников трав.
В Казахстане эту машину знают главным образом специалисты из-за того, что она используется в первую очередь на длинностебельных и влажных хлебах, тогда как для посевного клина нашей республики такие вещи нехарактерны. Вместе с тем в Беларуси есть и те комбайны, которые для условий Республики Казахстан идут просто на ура.
Казахстан
Лидером сельхозмашиностроения РК является костанайское предприятие АО «АгромашХолдинг KZ». В отличие от описанных выше коллег из Узбекистана и Беларуси у этой компании нет прямых советских корней. Когда в 90-ые годы экономика республики переживала перекос в сторону сырьевого сектора и торговли, ее сельскохозяйственное машиностроение было принесено в жертву подходу «продадим нефть и купим все, что надо».
Завод в Костанае появился только в 2003 году, когда стало понятно, что стратегические жизненно важные вещи нужно производить самим. «АгромашХолдинг KZ» единственное в Казахстане предприятие, выпускающее сельскохозяйственную технику марок «ESSIL», «LOVOL», «КИРОВЕЦ», «DEUTZ-FAHR», а также дополнительную продукцию в широком ассортименте.
Нужно пояснить, что комбайны «ESSIL» – это казахстанская адаптация машин «Полесье» от белорусского завода «Гомсельмаш» (один из крупнейших на постсоветском пространстве).
Сама линейка «ESSIL» достаточно широкая – от комбайнов эконом-класса «ESSIL 730» для небольших и средних хозяйств с урожайностью до 25 центнеров с гектара до «ESSIL 790» со схемой «два барабана плюс два ротора» для надежной и экономичной обработки обширных полей.
«АгромашХолдинг KZ» является своего рода кластером в себе самом, поскольку постоянно работает над диверсификацией выпускаемой продукции и повышением степени ее локализации.
Вообще-то определение «сельскохозяйственное машиностроение» не всегда полностью описывает спектр применения производимой продукции.
Вся линейка тракторов LOVOL (выпускается семь моделей), например, предполагает сельхознавеску различной грузоподъемности, но при этом данный спектр машин применяется в городском коммунальном хозяйстве (включая службы озеленения), при строительстве и на дорожных работах.
Трактора сами по себе достаточно универсальные трудяги, а в случае с LOVOL китайскими разработчиками и индустриальными партнерами завода в Костанае на этом сделан специальный акцент.
Трактора «КИРОВЕЦ» – это наследники славы К-700, советских тяжелых тракторов пятого тягового класса. Основная идея тракторов «Кировец» – высокая производительность, отличная проходимость и маневренность, простота и надежность конструкции, ремонтопригодность, агрегатирование как с традиционными, так и c современными широкозахватными комплексными почвообрабатывающими и посевными орудиями и машинами.
Возможности одного трактора серии К-7 позволяют в течение года подготовить и засеять с полным соблюдением агросроков до 5000 га. При этом гарантирована минимальная себестоимость посева 1 га. Благодаря отличным тягово-транспортным характеристикам «Кировцы» круглогодично применяются на самых тяжелых транспортных работах: эксплуатация в холодную погоду, буксировка застрявшей техники и т.п.
Казахстанские сельхозмашиностроители идут по модели закрытия потребностей страны сначала в базовых позициях, потом во фланговых, а теперь на очереди нишевые. В этом ряду можно выделить продукцию, где индустриальным партнером выступает итало-германская компания DEUTZ-FAHR.
Сложные погодные условия могут повлиять на сбор урожая в связи с наличием зеленой сорной травы, несоответствующим уровнем влажности или присутствием зон с большей плотностью продукта. На этот случай в парках хозяйств и держат комбайны DEUTZ-FAHR казахстанской сборки. Для тракторов от данного бренда тоже имеется своя наиболее подходящая сфера применения.
Россия
Стало общим местом упрекать Российскую Федерацию за то, что по сравнению с РСФСР она пережила сильную деиндустриализацию и превратилась в страну-бензоколонку. В реальности все не так печально вообще и в области сельскохозяйственного машиностроения в частности.
Разумеется, многие позиции, которые занимались в период СССР, были утрачены в «ревущие девяностые», но и возвращено за последующие годы тоже немало.
В качестве примера можно взять Петербургский тракторный завод, который выступает индустриальным партнером для «АгромашХолдинг KZ» в производстве тракторов «Кировец». Предприятие совместно с Беларусью достигло такого высокого уровня локализации, что в 2022 году несмотря на все санкции увеличило производство продукции на 32 %.
Говоря о российском сельхозмашиностроении, нельзя не указать группу компаний «Ростсельмаш», чья техника экспортируется более чем в три десятка стран, включая Казахстан. По большому счету, это целая производственная вселенная, где даже в постсоветские годы вышедшие на пенсию работники обеспечивались дачными участками. Очень важный параметр отношения предприятия к своим кадрам.
В первую очередь «Ростсельмаш» – это комбайны, причем не только зерноуборочные, но и кормоуборочные. В доковидный период доля компании на мировом рынке уборочной техники достигала 17 %. Разумеется, такие вещи предполагают наличие собственной инженерной школы очень высокого класса.
Комбайны и трактора всегда выступают визитной карточкой для сельхозмашиностроителей, однако помимо них в отрасли масса другой техники для АПК.
Производственное объединение компаний «АЛМАЗ» (создано в 1948 году) выпускает отвальные, оборотные, чизельные плуги, культиваторы, тяжелые зубовые и дисковые бороны, плоскорезы, другую почвообрабатывающую и посевную технику, а также запасные части к ней. Официальные дилеры компании есть практически в каждом регионе России и в странах СНГ.
Условия сельского хозяйства Российской Федерации таковы, что включают в себя как зоны рискованного земледелия, так и черноземы в исключительно благоприятном климате.
Свою нишу техники требуют всевозможные овощные культуры от картофеля и до сахарной свеклы. Развитое животноводство, особенно высокоинтенсивное, нуждается в собственной линейке зерновых и кормоуборочных комбайнов, тракторах с разнообразным навесным оборудованием.
Если подходить к ситуации объективно, то российское сельскохозяйственное машиностроение в стратегическом измерении не уступит нефтегазовому сектору. Просто адекватное осознание важности данной отрасли в политическом руководстве пришло с запозданием, зато вполне надежно.
Есть среди новых независимых государств и те, у кого от сельхозмашиностроения советской эпохи не осталось практически ничего и на смену ему тоже ничего не пришло. Но это тема для отдельного разговора.
Андрей ЛЮТЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости